Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей БлиновойМ.А. и Юркиной И.В.,
при секретаре Петуховой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению прокурора Аликовского района Чувашской Республики в интересах Игнатьева Б.С., Кашкировой М.Н., Петровой Л.И., Иванова М.К. к администрации *** сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенные жилые помещения, поступившее по апелляционной жалобе и дополнению к ней ответчика администрации *** сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики на заочное решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 26 декабря 2012 г., которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Аликовского района Чувашской Республики к администрации *** сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию *** сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики предоставить Кашкировой М.Н., Петровой Л.И., Игнатьеву Б.С., Иванову М.К. жилые помещения площадью не менее занимаемых жилых помещений, благоустроенные применительно к данному населенному пункту, отвечающие санитарным и техническим требованиям".
Заслушав доклад судьи БлиновойМ.А., выслушав объяснения прокурора Абросеева Р.В., представителя третьего лица ООО " ... ", возражавших против доводов апелляционной жалобы ответчика на решение суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Аликовского района Чувашской Республики в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Игнатьева Б.С., Кашкировой М.Н., Петровой Л.И., Иванова М.К. к администрации *** сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенные жилые помещения в соответствии со ст. 86 ЖК РФ.
Исковые требования мотивированы тем, что заключениями межведомственной комиссии жилые дома N, N по "адрес" признаны непригодными для проживания и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации, не подлежащими ремонту. Заключением от 29 июня 2010 г. N жилой дом "адрес .1." признан ветхим в связи с физическим износом ... %. 01 сентября 2010 года между Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и администрацией Аликовского района Чувашской Республики заключено "Соглашение N о сотрудничестве (взаимодействии) в 2010 году с муниципальным образованием по реализации республиканской целевой программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики на 2008 - 2011 годы". В соответствии с пунктом 3.4.7 указанного Соглашения с одновременным расселением граждан из аварийных домов в муниципальном образовании необходимо обеспечить снос (ликвидацию, демонтаж, разборку) аварийного жилья в срок до 31 декабря 2010 г. 18 декабря 2010 г. между администрацией *** сельского поселения и ООО " ... " заключен муниципальный контракт N "На приобретение готовых квартир или квартир в строящихся домах в селе *** с социальной отделкой для последующего использования в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда *** сельского поселения Аликовского района". В последующем решением Арбитражного Суда Чувашской Республики от 18 августа 2012 г. указанный муниципальный контракт между администрацией сельского поселения и ООО " ... " расторгнут. Несмотря на выделение целевых средств до настоящего времени Игнатьеву Б.С., Кашкировой М.Н., Петровой Л.И., Иванову М.К. благоустроенные жилые помещения не предоставлены.
В судебном заседании старший помощник прокурора Аликовского района Чувашской Республики Архипов А.А. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Истцы Игнатьев Б.С., Кашкирова М.Н., Петрова Л.И., представитель истца Иванова М.К. - Иванова З.В. исковые требования подержали по изложенным основаниям.
Представитель ответчика - ... администрации *** сельского поселения Филимонов В.А. и его представитель адвокат Андреев В.В., извещенные надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явились. В ходе судебного разбирательства в удовлетворении исковых требований просили отказать, ссылаясь, что *** сельское поселение является ненадлежащим ответчиком, а истцы не имеют ордера на жилое помещение. Иванов М.К. был включен в список граждан, имеющих право на получение квартиры в аварийном фонде в доме "адрес".
Представитель третьего лица ООО " ... " Аликовского района Чувашской Республики Соловьев Е.Е. исковые требования прокурора полагал обоснованными.
Представитель третьего лица администрации Аликовского района Чувашской Республики Прокопьев А.В. удовлетворение исковых требований прокурора оставил на усмотрение суда, суду пояснил, что администрация Аликовского района не имеет собственного жилого фонда, Соглашение N от 01.09.2010г. составлено по инициативе *** сельского поселения Аликовского района ЧР в целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих на территории *** сельского поселения.
Судом вынесено указанное выше заочное решение об удовлетворении исковых требований прокурора, которое обжаловано администрацией *** сельского поселения Чувашской Республики по мотивам незаконности и необоснованности.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что администрация сельского поселения является ненадлежащим ответчиком по делу, в то время как по законодательству обязанность по обеспечению Игнатьеву Б.С., Кашкировой М.Н., Петровой Л.И., Иванову М.К. благоустроенных жилых помещений по республиканской целевой программе лежит на администрации Аликовского района, а не на администрации *** сельского поселения. Муниципальный контракт N, заключенный 6 декабря 2010 г. между администрацией *** сельского поселения и ООО " ... " на приобретение готовых квартир, в целях переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расторгнут на основании решения Арбитражного суда Чувашской Республики из-за неисполнения обязательств ООО " ... ". Указанным решением на ООО " ... " возложена обязанность возвратить денежные средства администрации сельского поселения.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования прокурора о возложении обязанности по предоставлению благоустроенных жилых помещений, суд руководствуясь положениями ст. 89 ЖК РФ, исходил из того, что после признания жилых помещений, находящихся в пользовании истцов, ветхим и непригодными для проживания, жильем они не обеспечены до настоящего времени.
Судом установлено, что истцы Игнатьев Б.С., Кашкирова М.Н., Петрова Л.И. зарегистрированы и проживают в квартирах в многоквартирных домах N и N по "адрес", что подтверждается выписками из похозяйственной книги и выписками лицевого счета. Истец Иванов М.К. проживает в жилом доме "адрес .1.", с 3 декабря 2006г. состоит на учете в администрации сельского поселения в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Заключениями межведомственной комиссии N от 25 декабря 2006г., N от 11 апреля 2008 г. многоквартирные жилые дома N и N по "адрес" признаны непригодными для проживания в связи с физическим износом ( ... %), подлежащими сносу. Заключением межведомственной комиссии от 29 июня 2010г. жилой дом N ( ... года постройки) по "адрес .1." признан ветхим, аварийным, непригодным для проживания.
В рамках реализации республиканской целевой программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской республики" на 2008 - 2011 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 января 2008 г. N15 между администрацией Аликовского района Чувашской Республики и Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики заключено Соглашение N от 1 сентября 2010 г. о сотрудничестве (взаимодействии) в 2010 году с муниципальным образованием по реализации вышеназванной республиканской целевой программы.
Из Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства согласно приложению N соглашения N выделены субсидии из федерального бюджет, в том числе на граждан Кашкирову М.Н., Петрову Л.И., Игнатьева Б.С., Иванова М.К. в целях их переселения, что прямо следует из дополнения к апелляционной жалобе ответчика.
Во исполнение условий и порядка предоставления субсидий, установленных Соглашением N от 01.09.2010г., главой администрации *** сельского поселения заключен муниципальный контракт N от 18.12.2010г. с ООО " ... " на приобретение готовых квартир или квартир в строящихся домах села *** с социальной отделкой для последующего использования в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда *** сельского поселения Аликовского района.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 16 августа 2012 г. по делу N по исковому требованию администрации *** сельского поселения муниципальный контракт от 18 декабря 2010 г. N расторгнут, с ООО " ... " в пользу администрации сельского поселения взыскано ... руб. предварительной оплаты.
Вместе с тем само по себе расторжение указанного муниципального контракта в судебном порядке не освобождает администрацию сельского поселения по предоставлению благоустроенных жилых помещений гражданам, проживающим в жилых домах, признанных непригодными для проживания, включенным в республиканскую целевую программу переселения из ветхого и аварийного жилищного фонда, на имя которых были выделены средства из федерального бюджета.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Предоставленное гражданам другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86, 87 ЖК РФ, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта (ст.89, ч.2 ст.57 ЖК РФ).
В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК Российской Федерации).
Оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, и установив, что занимаемые истцами жилые помещения признаны непригодными для постоянного проживания и не подлежащими ремонту и реконструкции, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами жилищного законодательства с учетом ч.1 ст.89 Жилищного кодекса РФ, пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
Согласно положений норм жилищного законодательства предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация *** сельского поселения Аликовского района является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия признает несостоятельными.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16). Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1), 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в том числе полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Жилые дома, признанные непригодными для проживания граждан, расположены на территории указанного сельского поселения. Многоквартирные дома N, N по "адрес", в котором проживают истцы, является муниципальной собственностью администрации *** сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики. Более того, именно администрацией сельского поселения был заключен муниципальный контракт с застройщиком на приобретение квартир в "адрес" для последующего использования в целях переселения граждан и аварийного и ветхого жилищного фонда данного сельского поселения.
В силу закона именно на муниципальное образование возложена обязанность по предоставлению другого благоустроенного помещения по договору социального найма.
Материалы исследованы судом полно и объективно, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено. Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционных жалоб и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы администрации *** сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики на заочное решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 26 декабря 2012 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.