Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Комиссаровой Л.К. и Димитриевой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Михайловой А.Л.
,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Новочебоксарск Чувашской Республики - Чувашии на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 12 декабря 2012 года по гражданскому делу по иску Петровой Е.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Новочебоксарск Чувашской Республики - Чувашии о признании решения незаконным, зачете в специальный медицинский стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республики - Чувашии (далее УПФ РФ в г. Новочебоксарск ЧР) N от /../ 2011 года Петровой Е.П. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по мотиву отсутствия требуемого 30-летнего специального стажа лечебной деятельности. Стаж был установлен в 14 лет 11 месяцев и 17 дней.
В специальный стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию, не были включены, в частности, периоды:
с /../ 1983 года по /../ 1983 года работы в должности старшей медсестры в Чебоксарском ясли-саде N;
с /../ 1984 года по /../ 1986 года работы в должности медицинской сестры детского сада и яслей в совхозе " ... ";
с /../ 1990 года по /../ 1991 года работы в должности фельдшера-лаборанта в ... ЦРБ;
с /../ 1994 года по /../ 2000 года работы в должности фельдшера здравпункта ОАО " Х";
с /../ 2001 года по /../ 2001 года, с /../ 2002 года по /../ 2002 года, с /../ 2003 года по /../ 2003 года, с /../ 2004 года по /../ 2004 года, с /../ 2005 года по /../ 2005 года работы в должности медицинской сестры призывной комиссии горвоенкомата;
с /../ 2007 года по /../ 2007 года нахождения на курсах повышения квалификации;
включены в календарном исчислении периоды:
с /../ 1986 года по /../ 1987 года работы в должности палатной медицинской сестры в ... участковой больнице;
с /../ 1981 года по /../ 1981 года, с /../ 1982 года по /../ 1982 года, с /../ 1982 года по /../ 1983 года, с /../ 1983 года по /../ 1984 года работы в должности медицинской сестры в отоларингологическом отделении стационара Республиканской больницы;
с /../ 1981 года по /../ 1982 года нахождения в отпуске по беременности и родам, с /../ 1982 года по /../ 1982 года нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Не согласившись с решением пенсионного органа, Петрова Е.П. обратилась в суд с иском о признании его незаконным, зачете в специальный стаж вышеуказанных периодов в календарном исчислении, кроме периода с /../ 1986 года по /../ 1987 года работы в должности палатной медицинской сестры в ... участковой больнице, который просила зачесть с применением льготного исчисления как 1 год за 1 год 3 месяца, и периодов с /../ 1981 года по /../ 1981 года, с /../ 1982 года по /../ 1982 года, с /../ 1982 года по /../ 1983 года, с /../ 1983 года по /../ 1984 года в должности медицинской сестры в отоларингологическом отделении стационара Республиканской больницы, с /../ 1981 года по /../ 1982 года нахождения в отпуске по беременности и родам, с /../ 1982 года по /../ 1982 года нахождения в отпуске по уходу за ребенком - с применением льготного исчисления как 1 год за 1 год 6 месяцев, и назначении досрочной трудовой пенсии с /../ октября 2012 года.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 12 декабря 2012 года исковые требования Петровой Е.П. удовлетворены частично: решение УПФ РФ в г. Новочебоксарск ЧР об отказе в назначении пенсии Петровой Е.П. признано незаконным, на УПФ РФ в г. Новочебоксарск Чувашской Республики возложена обязанность зачесть в специальный стаж Петровой Е.П. период работы с /../ 1983 года по /../ 1983 года в должности старшей медсестры в Чебоксарском ясли-саде N, период работы с /../ 1984 года по /../ 1986 года в должности медицинской сестры детского сада и яслей в совхозе " ... ", период работы с /../ 1986 года по /../ 1987 года в должности палатной медицинской сестры в ... участковой больнице в льготном исчислении один год работы за один год три месяца, период работы с /../ 1990 года по /../ 1991 года в должности фельдшера-лаборанта в ... ЦРБ, период работы с /../ 1994 года по /../ 2000 года в должности фельдшера здравпункта ОАО " Х"; период с /../ 2007 года по /../ 2007 года нахождения на курсах повышения квалификации, периоды работы с /../ 2001 года по /../ 2001 года, с /../ 2002 года по /../ 2002 года, с /../ 2003 года по /../ 2003 года, с /../ 2004 года по /../ 2004 года, с /../ 2005 года по /../ 2005 года в должности медицинской сестры призывной комиссии горвоенкомата; периоды работы с /../ 1981 года по /../ 1981 года, с /../ 1982 года по /../ 1982 года, с /../ 1982 года по /../ 1983 года, с /../ 1983 года по /../ 1984 года в должности медицинской сестры в отоларингологическом отделении стационара Республиканской больницы в льготном исчислении один год работы как один год шесть месяцев, период с /../ 1981 года по /../ 1982 года нахождения в отпуске по беременности и родам, с /../ 1982 года по /../ 1982 года нахождения в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении один год работы как один год шесть месяцев, а также обязанность назначить Петровой Е.П. досрочную трудовую пенсию с /../ октября 2012 года.
На решение суда УПФ РФ в г. Новочебоксарск ЧР подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения исковых требований о включении в специальный стаж Петровой Е.П. периодов работы с /../ 2001 года по /../ 2001 года, с /../ 2002 года по /../ 2002 года, с /../ 2003 года по /../ 2003 года, с /../ 2004 года по /../ 2004 года, с /../ 2005 года по /../ 2005 года в должности медицинской сестры призывной комиссии горвоенкомата и назначении досрочной трудовой пенсии с /../ октября 2012 года. Жалоба мотивирована тем, что призывные комиссии, как и отделы здравоохранения, не были включены в Единую номенклатуру государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденную приказом Министерства здравоохранения РФ от 03 июня 2003 года N 229, и не включены в действующую Единую номенклатуру, утвержденную приказом Министерства здравоохранения РФ от 07 октября 2005 года N 627. Также призывные комиссии не входят в перечень структурных подразделений организаций (воинских частей), работа в которых засчитывается в специальный стаж в соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года. В связи с этим суд неправильно применил нормы пенсионного права, выйдя за рамки установленного Правительством РФ конкретного и ограниченного перечня должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Необоснованно включив в специальный стаж истицы периоды работы в призывной комиссии, суд неправомерно обязал пенсионный орган назначить последней досрочную пенсию, тогда как имеющийся у нее специальный стаж на момент обращения составлял менее 30 лет.
В судебном заседании представитель УПФ РФ в г.Новочебоксарск ЧР Владимирова Л.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Петрова Е.П., надлежащим образом извещённая о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась. На основании статьи167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта1 статьи27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Список 2002 года), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом20 пункта1 статьи27 Федерального закона "Отрудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Правила 2002 года).
До вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и указанных выше Списка и Правил, вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости регулировались ст. 81 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятыми во исполнение указанного Закона Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464 (Список 1991 года), регулировавшим вопросы включения в стаж периодов работы до ноября 1999 года, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Список 1999 года) и Правилами исчисления сроков выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Правила 1999 года), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, регулировавшими вопросы включения в стаж периодов работы с ноября 1999 года.
Предметом апелляционной проверки по доводам жалобы является вопрос обоснованности включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периода работы Петровой Е.П. в должности медицинской сестры призывной комиссии горвоенкомата в период 2001-2005 годов и назначения истице досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с /../ октября 2012 года.
Как установлено судом, в периоды с /../ 2001 года по /../ 2001 года, с /../ 2002 года по /../ 2002 года, с /../ 2003 года по /../ 2003 года, с /../ 2004 года по /../ 2004 года, с /../ 2005 года по /../ 2005 года Петрова Е.П. работала в должности в должности медицинской сестры призывной комиссии горвоенкомата.
Наименование должности, занимаемой Петровой Е.П. в спорный период, не вызывает сомнений, должность медицинской сестры поименована в разделе "Наименование должностей" Списков 1999 и 2002 годов. Однако, в разделе "Наименование учреждений" Списков такие наименования учреждений как военный комиссариат, призывная комиссия военного комиссариата отсутствуют. При таких обстоятельствах формально работа истицы не протекала в учреждениях, включенных в Списки.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований о включении спорных периодов работы в специальный стаж по следующим основаниям.
Штатными нормативами медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек, утвержденными приказом Минздрава СССР от 10 января 1983 года N 16, предусмотрены нормативы определения штатов врачей для обеспечения приема населения в поликлинике, оказания медицинской помощи на дому, преимущественной медицинской помощи работникам промышленных предприятий, строительных организаций, предприятий транспорта и связи,
работы в медицинских комиссиях (в том числе при военкоматах) и другой работы по амбулаторно-поликлиническому обслуживанию (п.1.1.1). Должности врачей (терапевтов, невропатологов, офтальмологов и др.) для использования в медицинских комиссиях при военкомате устанавливаются в штате одной из поликлиник города (городского административного района) - из расчета 0,15 должности суммарно на 10000 взрослого населения города (городского административного района) (п.1.1.3.4). Должности среднего медицинского персонала, в частности медицинских сестер, устанавливаются исходя из штата врачей (две должности на одну должность врача или одна должность на две должности врача в зависимости от наименования врачебной должности и выполняемой ими работы (п. 1.2.2).
В соответствии с Инструкцией о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при первоначальной постановке на воинский учет и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан, поставленных на воинский учет, утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 года N 240/168, медицинское освидетельствование граждан, подлежащих учету, проводится врачами-специалистами - членами комиссии: хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости врачами других специальностей лечебно-профилактических учреждений. Персональный состав врачей-специалистов - членов комиссии и среднего медицинского персонала, согласованный с руководителем органа местного самоуправления в сфере здравоохранения, по представлению военного комиссара утверждается решением главы органа местного самоуправления.
Таким образом, работа в медицинских комиссиях при военных комиссариатах в силу указанных нормативных актов осуществляется врачами и средним медицинским персоналом, включенным в штаты одной из городских поликлиник, и относится к лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Как следует из материалов дела, Новочебоксарской городской администрацией в 1993 году штатные единицы врачей и медицинских сестер, предусмотренные для осуществления работы в медицинских комиссиях, были выделены из штатов Новочебоксарской городской больницы в самостоятельное структурное подразделение - медицинскую призывную комиссию с подчинением ее отделу здравоохранения. На комиссию была возложена обязанность по проведению призыва на действительную военную службу, проведение приписки юношей для прохождение действительной военной службы, диспансеризации подростков (юношей и девушек) с переводом на работу в указанную комиссию работников городской больницы.
В последующем постановлением администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 30 ноября 2009 года N 404 самостоятельное структурное подразделение медицинская призывная комиссия городского военного комиссариата при отделе здравоохранения, физической культуры и спорта была расформирована с передачей штатных единиц в МУЗ "Новочебоксарская городская больница".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Петрова Е.П. в спорный период осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, которая соответствует работе медицинской сестры поликлиники, то есть соответствовала работе в учреждении, включенном в Списки. Выделение в организационном плане штатов врачей и среднего медицинского персонала из штата поликлиники в отдельное структурное подразделение - медицинскую комиссию с подчинением ее отделу здравоохранения, а также неотражение работодателем по формальным признакам в индивидуальных сведениях указаний на льготный характер работы не должны нарушать права медицинских работников на пенсионное обеспечение.
С учетом изложенного вывод суда о том, что указанные периоды работы истицы подлежат включению в специальный стаж, является правильным.
Учитывая вышеизложенное, оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Новочебоксарск Чувашской Республики - Чувашии на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 12 декабря 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.