Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Комиссаровой Л.К. и Димитриевой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Пастуховой М.В.
,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Игнатьевой Э.А. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 17 декабря 2012 года по гражданскому делу по иску Игнатьевой Э.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о праве на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,
УСТАНОВИЛА:
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии (далее УПФ РФ в г.Чебоксары ЧР) N от /../ августа 2012 года Игнатьевой Э.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по мотиву отсутствия требуемого 30-летнего специального стажа лечебной деятельности. Стаж был установлен в 19 лет 10 месяцев и 12 дней.
В специальный стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию, не были включены периоды:
с /../ 1994 года по /../ 1997 года работы в должности заведующего здравпунктом, фельдшера цеха литейной остнастки в поликлинике ЧЗПТ, медсанчасти ПО ЧЗПТ, МУЗ "Больница Тракторостроителей";
с /../ 1997 года по /../ 1998 года и с /../ 1999 года по /../ 1999 года работы в должности заведующего здравпунктом Управления социального и бытового обеспечения, с /../ 1998 года по /../ 1998 года в должности заведующего здравпунктом ОАО "Промтрактор";
с /../ 1999 года по /../ 2003 года работы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам подстанции /../ в МПЗ "Скорая медицинская помощь", МУЗ "Скорая медицинская помощь";
с /../ 2011 года по /../ 2012 года и с /../ 2012 года по /../ 2012 года работы в должности фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче выездным бригадам скорой медицинской помощи оперативного отдела в БУ "ГССМП";
с /../ 2008 года по /../ 2008 года нахождения на курсах повышения квалификации.
Не согласившись с решением пенсионного органа, Игнатьева Э.А. обратилась в суд с иском о его отмене как незаконного, обязании УПФ РФ в г.Чебоксары ЧР включить в специальный стаж вышеуказанные периоды и назначить досрочную трудовую пенсию с /../ апреля 2012 года.
Решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 17 декабря 2012 года исковые требования Игнатьевой Э.А. удовлетворены частично, решение УПФ РФ в г.Чебоксарые ЧР признано незаконным в части отказа во включении в специальный стаж лечебной деятельности Игнатьевой Э.А. периодов работы с /../ 1994 года по /../ 1997 года работы в должности заведующего здравпунктом, фельдшера цеха литейной остнастки в поликлинике ЧЗПТ, медсанчасти ПО ЧЗПТ, МУЗ "Больница Тракторостроителей", с /../ 1997 года по /../ 1998 года и с /../ 1999 года по /../ 1999 года работы в должности заведующего здравпунктом Управления социального и бытового обеспечения, с /../ 1998 года по /../ 1998 года в должности заведующего здравпунктом ОАО "Промтрактор", с /../ 1999 года по /../ 1999 года в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам подстанции /../ в МПЗ "Скорая медицинская помощь", в МУЗ "Скорая медицинская помощь", периоды нахождения на курсах повышения квалификации с /../ 2008 года по /../ 2008 года. На УПФ РФ в г.Чебоксары ЧР возложена обязанность по включению в специальный стаж Игнатьевой Э.А. указанных периодов. В удовлетворении исковых требований Игнатьевой Э.А. в части включения в специальный стаж лечебной деятельности периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам с /../ 1999 года по /../ 2003 года и с /../ 2011 года по /../ 2012 года и назначения досрочной трудовой пенсии по старости отказано.
На решение суда Игнатьевой Э.А. подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж лечебной деятельности периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам и назначении досрочной трудовой пенсии по старости по тем основаниям, что должность фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам является медицинской должностью, относящейся к должностям среднего медицинского персонала, фактически в спорный период работы она выполняла трудовую функцию фельдшера, поскольку это обобщающее наименование должности, что подтверждается наличием в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 ноября 2009 года N 869, только должностей фельдшера и фельдшера- лаборанта. Кроме того, к функциональным обязанностям фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам относится и самостоятельное оказание медицинской помощи больным, непосредственно обратившимся в отделение скорой медицинской помощи, в спорный период она также совмещала работу в указанной должности с работой в должности фельдшера выездной бригады.
В судебном заседании Игнатьева Э.А. и ее представитель Краснов О.Б., представитель третьего лица БУ "Городская больница скорой медицинской помощи" Власов Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель УПФ РФ в г.Чебоксары, надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился. На основании статьи167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта1 статьи27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Список 2002 года), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом20 пункта1 статьи27 Федерального закона "Отрудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Правила 2002 года).
До вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и указанных выше Списка и Правил, вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости регулировались ст. 81 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятыми во исполнение указанного Закона Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464 (Список 1991 года), регулировавшим вопросы включения в стаж периодов работы до ноября 1999 года, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Список 1999 года) и Правилами исчисления сроков выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Правила 1999 года), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, регулировавшими вопросы включения в стаж периодов работы с ноября 1999 года.
Предметом апелляционной проверки по доводам жалобы является вопрос обоснованности отказа во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периодов работы Игнатьевой Э.А. в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам с /../ 1999 года по /../ 2003 года и с /../ 2011 года по /../ 2012 года и отказа в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как установлено судом, в указанные периоды Игнатьева Э.А. работала в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам.
Номенклатурой медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения" предусмотрены должности, относящиеся к среднему медицинскому персоналу, в том числе, самостоятельные должности: фельдшера, фельдшера-лаборанта, фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам.
При этом в Список 1999 года, действовавший с 01 ноября 1999 года, были включены лишь некоторые из должностей, относящихся к должностям среднего медицинского персонала. В указанный Список должность фельдшера по приему вызовови передаче их выездным бригадам, в качестве должности, работа в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включена не была.
Не предусмотрено включение в специальный стаж периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам и действующим в настоящее время Списком 2002 года.
В силу пункта3 Правил 2002 года в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается лишь работа в должностях и учреждениях, включенных в Список.
Отсутствие указания в разделе "Наименование должностей" Списка 1999 года и Списка 2002 года должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам не дает правовых оснований для включения работы в указанной должности с ноября 1999 года в специальный медицинский стаж.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2009 года N 310-О-О.
Доводы Игнатьевой Э.А. о том, что должность фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам равнозначна должности фельдшера, включенной в Списки, и что в спорные периоды она выполняла трудовую функцию фельдшера, судебная коллегия находит несостоятельными.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 1999 года N 100 были утверждены штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, которыми предусмотрены должности "фельдшер выездной бригады" и "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде".
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004г. N179 "Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи" (с изменениями от 2 августа 2010 г., 15 марта 2011 г.) также предусмотрены должности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов оперативного отдела (диспетчерской) станции скорой медицинской помощи и фельдшера выездной бригады.
В отношении должности "фельдшер выездной бригады" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2006 года N435 установлено тождество с наименованием должности "фельдшер". В отношении должности "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам" такого тождества установлено не было.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 1999 года N 100 также утверждены положения по должностям фельдшера выездной бригады и фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, которые предполагают различные по своим функциям должностные обязанности.
Согласно Положению о фельдшере (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции скорой медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 1999 года N 100, в должностные обязанности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи входит осуществление приема и своевременной передачи вызовов персоналу свободных выездных бригад, осуществление оперативного руководства всеми выездными бригадами, контроль за оперативностью работы выездных бригад, умение пользоваться современными методами связи и др.
Таким образом, в основные должностные обязанности фельдшера по приему и передаче вызовов станции скорой медицинской помощи не входит непосредственное и постоянное оказание медицинской помощи населению.
Наличие в должностных обязанностях фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам положения о том, что при отсутствии свободных бригад на подстанциях и филиалах при обращении больных и пострадавших они обязаны оказывать доврачебную медицинскую помощь, не свидетельствует о том, что фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в течение полного рабочего дня, как того требует п. 5 Правил 2002 года, в иной должности, нежели фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам. Основными обязанностями Игнатьевой Э.А. оставались обязанности фельдшера по приему вызовов.
Доводам Игнатьевой Э.А. о том, что в спорные периоды она также совмещала (замещала) работу с работой в должности фельдшера выездной бригады, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка. Суд правильно указал на то, что для включения в специальный стаж периодов работы необходимо представление доказательств, подтверждающих работу в должности, включенной в Списки, в течение полного рабочего дня. Однако такие доказательства суду представлены не были. Из материалов дела усматривается, что в течение полного рабочего дня Игнатьева Э.А. работала в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам.
С учетом изложенного вывод суда о том, что периоды работы истицы в должности фельдшера по приему и передаче вызовов станции скорой медицинской помощи после 1 ноября 1999 года не подлежат включению в специальный стаж, является правильным.
Ссылка жалобы на Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 ноября 2009 года N 869, в котором отсутствует должность фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам как на доказательство идентичности должностей фельдшера и фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам является несостоятельной в силу изложенных выше обстоятельств, свидетельствующих о том, что указанные должности являются самостоятельными с различными обязанностями. Кроме того, указанный приказ отменен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года N540.
В настоящее время действует Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н. В указанном справочнике имеются должности фельдшера, фельдшера (скорая помощь), фельдшера водителя скорой медицинской помощи. Вместе с тем, обязанности по указным должностям существенно отличаются от обязанностей по занимаемой истицей должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам. В то же время в справочнике имеется должность медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, обязанности по которой идентичны обязанностям по занимаемой истицей должности. Таким образом, в указанном справочнике занимаемая истицей должность сохранена под наименованием медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам.
Кроме того, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 июля 2011 года N 801н утверждена Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения. В указанной Номенклатуре имеются как должность фельдшера скорой медицинской помощи, так и должность фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что законодатель и в настоящее время разграничивает указанные должности и оснований для утверждения об их идентичности не имеется.
Что касается доводов относительно примеров судебной практики по аналогичным делам, они не могут быть приняты во внимание, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств, решения судов по иным делам не имеют применительно к настоящему делу преюдициального значения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается и выводом суда первой инстанции об отсутствии у Игнатьевой Э.А. необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости специального стажа и, соответственно, права на назначение досрочной трудовой пенсии.
Учитывая вышеизложенное, оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Игнатьевой Э.А. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 17 декабря 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.