Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Комиссаровой Л.К., Димитриевой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Неводовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу и дополнение к ней Михайловой Р.М. на решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 17 декабря 2012 года по гражданскому делу по иску Михайловой Р.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красноармейском районе Чувашской Республики - Чувашии о признании отказа во включении в трудовой стаж периода работы по свидетельским показаниям незаконным и возложении обязанности по его включению в трудовой стаж,
УСТАНОВИЛА:
18 сентября 2012 года Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Красноармейском районе Чувашской Республики - Чувашии (далее УПФ РФ в Красноармейском районе ЧР) сообщило Михайловой Р.М. о невозможности подтверждения периода её работы с 1941 по 1945 годы в колхозе " ... " путем опроса свидетелей ФИО2 и ФИО1 по мотивам, что трудовой стаж указанных заявителем свидетелей также установлен на основании свидетельских показаний, а не в соответствии с документами о работе в колхозе.
Указывая, что УПФ РФ в Красноармейском районе ЧР необоснованно было отказано в удовлетворении её заявления об установлении трудового стажа на основании показаний двух свидетелей, а в связи с уничтожением документов иным образом данные обстоятельства установлены быть не могут, Михайлова Р.М. просила признать данный отказ незаконным и возложить на ответчика обязанность по включению периода работы во время летних каникул в колхозе " ... " в 1941-1945 годы в трудовой стаж.
В судебном заседании Михайлова Р.М. иск поддержала.
Представитель ответчика УПФ РФ в Красноармейском районе ЧР Яковлев А.О. просил в удовлетворении иска отказать по мотивам обоснованности отказа истице в установлении трудового стажа на основании показаний указанных ею свидетелей.
Красноармейским районным судом Чувашской Республики 17 декабря 2012 года было постановлено решение, которым Михайловой Р.М. отказано в удовлетворении иска о признании незаконным отказа УПФ РФ в Красноармейском районе от 18 сентября 2012 года об установлении трудового стажа за период с 1941 по 1945 годы в колхозе " ... " на основании показаний свидетелей ФИО2 и ФИО1 и возложении обязанности по включению указанного периода в общий трудовой стаж.
На указанное решение Михайловой Р.М. поданы апелляционная жалоба и дополнение к ней, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. В обоснование жалобы указано, что факт осуществления ФИО2 и ФИО1 трудовой деятельности в спорный период в колхозе " ... " является установленным, следовательно, их показания соответствуют требованиям пункта 29 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года N 555.
На судебное заседание апелляционной инстанции Михайлова Р.М. явку представителя не обеспечила.
Представитель УПФ РФ в Красноармейском районе ЧР Яковлев А.О. просил в удовлетворении жалобы отказать по мотивам, приведенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 11 сентября 2012 года Михайлова Р.М. обратилась в УПФ РФ в Красноармейском районе с заявлением о включении в трудовой стаж периода работы в 1941-1945 годы в колхозе " ... " на основании показаний свидетелей ФИО1, ФИО2
Письмом от 18 сентября 2012 года УПФ РФ в Красноармейском районе ЧР было сообщено Михайловой Р.М. о том, что указанные заявителем свидетели не соответствуют требованиям пункта 29 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555, (в ред. от 20.07.2011 года), поскольку не располагают документами о своей работе в колхозе, а их трудовой стаж за спорный период также был установлен в результате свидетельских показаний.
Данное извещение было расценено истицей как отказ пенсионного органа о включении в общий трудовой стаж периода работы в колхозе на основании показаний свидетелей.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующий порядок назначения, выплаты и перерасчета трудовых пенсий, устанавливает, в частности, правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе свидетельскими показаниями.
В соответствии с пунктом 3 ст. 13 указанного Федерального закона N 173-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Истцом было заявлено требование о включении периода работы до ее регистрации в качестве застрахованного лица.
При этом во исполнение поручения законодателя (пункт 4 статьи 13 указанного Федерального закона) Правительство Российской Федерации постановлением от 24 июля 2002 года N 555 утвердило Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (далее Правила).
Пунктом 6 указанных Правил предусмотрено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичное положение было закреплено в Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденном приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 года N 190.
Исходя из пунктов 28, 29 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные подпунктом "а" пункта 2 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно; при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения.
Согласно абзацу 1 и 2 п. 31 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, форма которого утверждается Пенсионным фондом РФ по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Указанное решение выносится на основании показаний свидетелей, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту установления пенсии либо по месту жительства свидетеля. В случае если свидетель не может дать показания по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, свидетельские показания, заверенные в установленном порядке, могут быть представлены в письменной форме.
В случае если один из свидетелей дает показания о работе гражданина за больший период, чем другой свидетель, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями (п. 32 указанных Правил).
Вместе с тем из отзыва УПФ в Красноармейском районе (л.д.14) следует, что решение пенсионного органа о включении в общий трудовой стаж Михайловой Р.М. периода работы с 1941 по 1945 годы в колхозе " ... " не принималось, никаких заседаний по обращению истицы не проводилось, а полученный ею ответ является только разъяснением действующего законодательства.
Таким образом, пенсионным органом не были совершены действия, возложенные на них вышеуказанными Правилами по опросу свидетелей, заявленных истицей - ФИО2 и ФИО1, что является необходимым условием для оценки их объяснений и принятия в связи с этим решения по заявлению Михайловой Р.М. от 11 сентября 2012 года.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении требований Михайловой Р.М. и признании незаконным отказа УПФ в Красноармейском районе ЧР, который пенсионным органом не принимался, правильным не является и подлежит отмене.
В соответствии с полномочиями, предоставленными суду апелляционной инстанции ст. 327.1 ГПК РФ, отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия возлагает на пенсионный орган обязанность по разрешению заявления Михайловой Р.М. от 11 сентября 2012 года в соответствии с требованиями п. 31 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истицы на социальное обеспечение.
Руководствуясь ст. ст.327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
отменить решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 17 декабря 2012 года и принять по делу новое решение, которым возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Красноармейском районе Чувашской Республики - Чувашии обязанность по разрешению по существу заявления Михайловой Р.М. от 11 сентября 2012 года об установлении трудового стажа на основании свидетельских показаний в порядке, предусмотренном Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.