Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Дымич В.П. и Комиссаровой Л.К.,
при секретаре судебного заседания Петуховой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по гражданское дело по иску Краснова М.А. к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании права на пенсию с учетом повышения оклада по должности на коэффициент 1,5, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе Краснова М.А. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 ноября 2012 года, которым в удовлетворении его требований отказано,
УСТАНОВИЛА:
Краснов М.А. обратился в суд с иском к отделу пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения МВД по ЧР о признании права на пенсию с учетом повышения оклада по должности на коэффициент 1,5, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что он проходил службу в ОАО " Х." в органах государственной противопожарной службы (ГПС) и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 187 получал надбавку к окладу по должности исходя из коэффициента 1,5. Однако при исчислении пенсии с 1 января 2012 года надбавка к окладу ему необоснованно была исчислена с коэффициентом 1,25 со ссылкой на внесение изменений в указанное постановление Правительства Российской Федерации. Действия ответчика, приведшие к снижению размера пенсии, он считает незаконными.
В последующем Краснов М.А. исковые требования уточнил, указав в качестве ответчика МВД по ЧР, просил признать за ним право на исчисление пенсии с коэффициентом 1,5, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с 1 января 2012 года и взыскать компенсацию морального вреда в размере --- рублей.
Представитель ответчика МВД по ЧР Козлова И.И. исковые требования не признавала, ссылаясь на то, что пенсия истцу исчислена в соответствии с нормами действующего законодательства.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 ноября 2012 года в удовлетворении исковых требований Краснова М.А. было отказано по тем основаниям, что размер его пенсии на 01 января 2012 года пересмотрен ответчиком правильно, в соответствии с требованиями действующего законодательства, так как наряду с повышением окладов месячного денежного содержания изменены и размеры повышающих оклады коэффициентов. Указанные изменение не повлекли снижения размера получаемой истцом пенсии.
На указанное решение Красновым М.А. подана апелляционная жалоба, в которой указано на ошибочность выводов суда, сделанных без учета положений п. 6 постановления Правительства Российской Федерации N 60 от 31 января 2012 года, согласно которому снижение коэффициента не распространяется на воинские подразделения федеральной противопожарной службы и на правоотношения, возникшие до 1 января 2012 года.
В судебном заседании Краснов М.А. и его представитель Леонтьев Ю.Г. исковые требования поддержали.
Военный комиссариат Чувашской Республики, Министерство обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенные об апелляционном рассмотрении дела, явку представителей в заседание судебной коллегии не обеспечили. На основании статьи167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта по изложенным в жалобе основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Краснов М.А. проходил службу в органах государственной противопожарной службы. В связи с особыми условиями службы на основании Федерального закона от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" и постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием" должностной оклад ему выплачивался с коэффициентом 1,5.
При назначении пенсии с --- декабря 2011 года должностной оклад ему также был учтен с указанным коэффициентом, и размер пенсии составил ---.
Согласно ч. 8 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона.
При пересмотре размеров указанных пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсии" установлены размеры должностных окладов по типовым штатным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, применяемых при назначении (пересмотре) пенсии.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 60 от 31 января 2012 года внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием", в соответствии с которым размер (коэффициент) повышения окладов по воинским (штатным) должностям по второй группе работ установлен в 1,25, вместо существовавшего ранее коэффициента 1,5.
При изложенных обстоятельствах дела вывод суда первой инстанции о правомерности произведенного ответчиком перерасчета пенсии Краснова М.А. судебная коллегия признает обоснованным.
Ссылки истца на п. 6 постановления Правительства Российской Федерации N 60 от 31 января 2012 года, согласно которому настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года, а в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 7 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и частях 2 и 3 статьи 20 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", применяется с 1 января 2013 года, судебная коллегия находит несостоятельными. К числу лиц, в отношении которых пониженные коэффициенты применяются с 1 января 2013 года, Краснов М.А. не относится, поскольку он не является военнослужащим воинского подразделения федеральной противопожарной службы, а оговорки на распространение вышеуказанной нормы на пенсионеров федеральной противопожарной службы в данной норме не содержится. Кроме того в части 2 статьи 7 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" речь идет о применении в отношении лиц, указанных в данной норме, с 1 января 2013 года положений статей 1, 2, частей 1 - 7 статьи 3, статей 4 и 6 настоящего Федерального закона, которые спорный вопрос не регулируют.
В соответствии с п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60, п.1 настоящего постановления не распространяется на сотрудников федеральной противопожарной службы, каковым истец, находящийся на пенсии, не является.
Проанализировав положения вышеприведенного законодательства, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, обоснованно указав, что размер пенсии Краснова М.А. на 01 января 2012 года исчислен (пересмотрен) МВД по ЧР правильно, в соответствии с требованиями действующих норм права, и оснований для расчета пенсии истца исходя из коэффициента повышения окладов по воинским (штатным) должностям 1,5 не имеется.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой представленных доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований и которым дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя (постановления от 19 июня 2002 года N 11-П и от 27 ноября 2008 года N 11-П, определения от 11 июля 2002 года N 191-О, от 16 мая 2007 года N 375-О-П и др.).
Введенная законодателем норма о применении пониженного коэффициента при исчислении пенсии не может рассматриваться как нарушающая гарантированные Конституцией Российской Федерации права и интересы истца.
В ходе судебного разбирательства установлено, что перерасчет пенсии Краснова М.А., осуществленный в связи с введением нового правового регулирования, не повлек за собой снижение ее размера.
Применение новых правил привело не к уменьшению, а к увеличению размера пенсии, в связи с чем оснований полагать, что права истца были нарушены, не имеется.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Краснова М.А. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 ноября 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.