Решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 22 января 2013 г.
(Извлечение)
Судья Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики Блохина Е.П.
при секретаре Садонцевой Г.В.
с участием представителя Государственной жилищной инспекции по КБР Бекова А.А., действующего по доверенности от 10 января 2012г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, в отношении Швец Эдуарда Николаевича, по жалобе руководителя Государственной жилищной инспекции по КБР Кажарова Н.А. на решение судьи Нальчикского городского суда КБР от 24 октября 2012г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным руководителем Государственной жилищной инспекции по КБР Кажаровым Н.А., N71 от 22 мая 2012г. председатель ТСЖ "Аккорд" Швец Э.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Нальчикского городского суда КБР от 24 октября 2012г. указанное постановление по делу об административном правонарушении отменено и производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, отношении Швец Э.Н. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе на решение судьи Нальчикского городского суда КБР от 24 октября 2012г. руководитель Государственной жилищной инспекции по КБР просит решение отменить по следующим основаниям.
Прокуратурой Майского района 3 мая 2012г. проведена проверка по обращению собственника жилья многоквартирного дома по адресу: г.Майский, ул.Ленина, д.23. В ходе проверки установлено, что в течение длительного времени ТСЖ "Аккорд" не выполнялись требования статьи 143.1 ЖК РФ - члена товарищества не получали от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и объеме, установленном ЖК РФ и Уставом ТСЖ "Аккорд", не имеют возможности ознакомиться с реестром членов ТСЖ, бухгалтерской (финансовой) отчетностью ТСЖ, сметой доходов товарищества на год, отчетами об исполнения таких смет, аудиторскими заключениями (в случае проведения аудиторских проверок); документами, подтверждающими права товарищества на имущество на его балансе, технической документацией на многоквартирный дом и иными связанными с управлением данным домом документами в течение всего периода деятельности ТСЖ "Аккорд". В ходе проверки было выявлено, что в нарушение требований статьи 148 ЖК РФ правление ИСЖ не ведет надлежащим образом документацию по составлению смет доходов и расходов на соответствующий год и отчетов о финансовой деятельности, не осуществляет должное ведение бухгалтерской отчетности, не представляет их общему собранию товарищества для утверждения.
В жалобе также указано, что правлением ТСЖ, кроме того, нарушались требования постановления Правительства РФ N731 от 23 сентября 2010г. "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирным домом", т.е. требования к обеспечению доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации, что нарушало и нарушает жилищные права жильцов многоквартирного дома N23 по ул. Ленина в г.Майском и влечет ущемление прав и законных интересов иных лиц. Исходя из того, что правление ТСЖ "Аккорд" обязано соблюдать требования законодательства и Устав товарищества, а председателю ТСЖ Уставом, принятым собранием собственников 28 июня 2008г., делегированы полномочия по организации и обеспечению работы правления ТСЖ и на момент выявления административного правонарушения председателем правления был Швец Э.Н., Государственной жилищной инспекцией и было вынесено постановление о привлечении Швец Э.Н. к административной ответственности. Выводы суда, что на момент вынесения постановления Швец Э.Н. не являлся председателем ТСЖ "Аккорд", представляется неверной, поскольку на 3 мая 2012г., т.е. на момент выявления административного правонарушения, именно Швец Э.Н. исполнял обязанности председателя ТСЖ "Аккорд", следовательно он является субъектом административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Государственной жилищной инспекции Беков А.А. поддержал доводы жалобы, и просил обжалованное решение судьи Нальчикского городского суда КБР отменить, оставив постановление руководителя Государственной жилищной инспекции по КБР N1 от 22 мая 2012г. без изменения.
Швец Э.Н. и прокуров Майского района КБР, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причин неявки суду не сообщили. В соответствии с ч ... КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя Государственной жилищной инспекции по КБР, исследовав материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартов раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что собственниками многоквартирного жилого дома N23 по ул.Ленина в г. Майском создано ТСЖ "Аккорд".
По результатам проверки обращения гражданки Которжевской Н.И. прокуратурой Майского района в деятельности ТСЖ "Аккорд"- управляющей организации многоквартирного дома N23 по ул.Ленина в г.Майском, выявлены нарушения жилищного законодательства о раскрытии информации, в частности, не выполнение требований статьи 143.1 ЖК РФ и постановления Правительства РФ N731 от 23 сентября 2010г.
Постановлением от 3 мая 2012г. прокурором Майского района в отношении председателя правления ТСЖ "Аккорд" было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статей 7.23.1 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным руководителем Государственной жилищной инспекции по КБР Кажаровым Н.А., N71 от 22 мая 2012г. председатель ТСЖ "Аккорд" Швец Э.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Судья Нальчикского городского суда КБР хоть и по иным основаниям, но правильно отменил постановление по делу об административном правонарушении N71 от 22 мая 2012г. и прекратил производство по делу.
В соответствии со статьями 135, 137 ЖК РФ, пунктом 2 статьи 52 ГК РФ товарищество собственников жилья создается собственниками помещений многоквартирного дома для управления комплексом недвижимого имущества в соответствии с характером, предметом и целями, обозначенными в Уставе созданного товарищества для установления справедливого порядка владения, пользования и распоряжения общим имуществом.
В силу части 2 статьи 161 ЖК ПФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 10 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказанных услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством ОФ. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Пунктом 1 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010г. N731 (далее - Стандарт), предусмотрено, что настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом (далее соответственно - управляющие организации, информация), порядку, способам и срока ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных ЖК РФ, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив).
Согласно пункту 2 Стандарта под управляющей организацией в настоящем документе понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 ЖК РФ.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры.
Таким образом, сторонами договора управления многоквартирным домом является исполнитель соответствующих работ и услуг - управляющая организация, и заказчик - собственник помещения в многоквартирном доме, а также образованные в таком доме товарищество собственников жилья либо специализированный потребительский кооператив.
Исходя из содержания части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, субъектом данного административного правонарушения могут являться только организации, должностные лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления.
Согласно статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности полежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушение в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Представленные суду доказательства не доказывают вину председателя ТСЖ "Аккорд" Швец Э.Н. в совершении административного правонарушения, поскольку в деле нет доказательств, что ТСЖ "Аккорд" осуществляет управление многоквартирным домом на основании договора управления.
Таким образом, Швец Э.Н., являющийся на момент проверки прокуратурой Майского района заявления председателем правления ТСЖ "Аккорд" не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоП РФ. При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судьи Нальчикского городского суда КБР от 24 октября 2012г. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Нальчикского городского суда КБР от 24 октября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, в отношении Швец Эдуарда Николаевича оставить без изменения, а жалобу руководителя Государственной жилищной инспекции по КБР - без удовлетворения.
Судья Е.П. Блохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.