Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР в составе:
председательствующего - Макоева А.А.
судей: Созаевой С. А. и Пазовой Н.М.
при секретаре Геттуеве А.А.
с участием - Вагнер А.М., её представителя Мингажевой А.И., представителей Министерства труда и социального развития КБР Тхамоковой А. и Тумовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Созаевой С.А. дело по иску Вагнер Анны Мифодьевны к Управлению труда и социального развития по Урванскому району КБР и Министерству труда и социального развития КБР об оспаривании распоряжения о прекращении выплаты компенсации, возложении обязанности возобновить выплату компенсации, взыскании судебных расходов и компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Вагнер А.М. на решение Нальчикского городского суда КБР от 14 января 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Вагнер А.М. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития КБР, указывая в заявлении, что ее мужу, Вагнер В.И., была назначена и выплачивалась ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью, как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС с марта 1996 года. Решениями судов эти суммы индексировались. 17 марта 2010 года он умер, и ей, как нетрудоспособному члену его семьи, назначена денежная компенсация распоряжением управления труда и социального развития Урванского района от 1 декабря 2011 года в сумме 50 984 руб. 49 коп пожизненно. Письмом ответчика от 4 мая 2012 года она была уведомлена о то м, что с 1 мая 2012 года ей произведен перерасчет компенсации и с 1 мая 2012 года ее размер составил 3495 руб. 04 коп. без указания ссылки на основание перерасчета. Ею направлено письмо с просьбой об указании основания этого перерасчета, 18 июня 2012 года ей сообщили, что нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, денежная компенсация после вступления в силу ФЗ N 5 назначается в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности, что подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от 7 июня 2011 года. Она не согласна с ответом Управления от 18 июня 2012 года, и указывает, что лицам, которым возмещение вреда было установлено из заработка, обеспечивается выплата ранее назначенных сумм, т.е. если ее муж был жив, то компенсацию он получал бы в прежнем размере, так как она была ему назначена задолго до 2001 года. Ее компенсация зависит от размера компенсации мужа, которая была установлена ему по решению суда и ее размер не может быть уменьшен. В указанном Определении Конституционного Суда от 7 июня 2011 года ничего не говорится о производстве перерасчета. Принятым распоряжением о перерасчете были нарушено ее право на получение компенсации, а также неимущественное право, которое подлежит защите путем возложения на нарушителя обязанности, в том числе компенсации морального вреда.
Просит суд признать незаконным Распоряжение N 59 от 26 апреля 2012 года Управления труда и социального развития Урванского района о прекращении ей выплаты компенсации в размере 50 984, 49 руб., как нетрудоспособному члену семьи, находившемуся на иждивении умершего инвалида-чернобыльца с 1 мая 2012 года, обязать Министерство труда и социального развития КБР возобновить с 1 июня 2012 года выплату ей компенсации в размере 50 984, 49 руб., и взыскать судебные расходы на представителя в размере 25 000 рублей, нотариальные расходы в сумме 1000 рублей и моральный вред в сумме 100 000 рублей.
В судебном заседании истица Вагнер А.М. поддержала иск в части признания незаконным Распоряжения Управления труда и социального развития Урванского района о прекращении выплаты ей компенсации, возложении обязанности на Министерство труда и социального развития КБР возобновить ее выплату, и взыскании судебных расходов на представителя в размере 25 000 рублей, нотариальных расходов в сумме 1000 рублей.
Отказалась от иска в части взыскания с Министерства труда и социального развития КБР морального вреда в сумме 100 000 рублей, в связи с чем судом вынесено определение о прекращении производства по делу в этой части.
Представитель истицы Вагнер А.М.- Мингажева А.И. просила удовлетворить иск по основаниям, изложенным как в исковом заявлении, так и письменном обращении, приобщенным к протоколу судебного заседания.
Представители ответчиков- Министерства труда и социального развития КБР Тхамокова А.Х., Тумова А.М., Управления труда и социального развития по Урванскому району Карданова М.В. просили отказать в удовлетворении иска за необоснованностью, поддержали доводы возражения от 9 января 2013 года.
Решением Нальчикского городского суда от 14 января 2013 года в иске Вагнер Анне Мифодьевне к Управлению труда и социального развития по Урванскому району КБР и Министерству труда и социального развития КБР отказано за необоснованностью.
В апелляционной жалобе на данное решение Вагнер А.М. просит его отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить её исковые требования, мотивируя тем, что ответчики не доказали в суде полномочия вынесения обжалуемого распоряжения, полномочия на производство перерасчета. Суд не указал, с нормами какого законодательства связано изменение выплачиваемой Вагнер А.М. суммы ежемесячной денежной компенсации. Управление необоснованно сослалось на определение Конституционного суда РФ от 07.06.2011 года N842-О-О, поскольку оно было вынесено после назначения выплаты, а ее право на получение компенсации является производным от права ее мужа на получение сумм возмещения вреда здоровью. Позиция вышеуказанного определения КС РФ не распространяется на правоотношения иных граждан и не может служить основанием для перерасчета. Судом не учтено, что размер компенсации установлен супругу по решению суда задолго до принятия ФЗ от 12.02.2001 года и этот размер никем не может быть уменьшен. Также не подлежало применению и определение КС РФ от 07.06.2011 года N842 О-О.
В жалобе указано, что дифференциация условий возмещения вреда, причиненного смертью кормильца, в зависимости от факта инвалидности, учитывая одинаковые последствия, которые наступают для семей граждан, погибших в результате катастрофы на чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, приводит к необоснованным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной категории, и тем самым вызывает сомнения в разумности и обоснованности. Конституционный суд РФ неоднократно указывал в своих определениях на недопустимость любой дифференциации, приводящей к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования.
В жалобе также указано, что перерасчет компенсации может быть произведен только в порядке ст. 1090 ГК РФ, что не было учтено судом.
Надлежаще извещенный о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, представитель Управления труда и социального развития Урванского района КБР в суд не явился, в связи с чем дело рассмотрено в соответствии со ст.167 ГПК РФ в его отсутствие.
Заслушав доклад судьи Созаевой С.А., выслушав Вагнер А.М., её представителя Мингажеву А.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Министерства труда и социального развития КБР Тхамоковой А. и Тумовой А.М., полагавших решение суда законным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная Коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью первой статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Отказывая в иске, суд руководствовался положениями ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ и исходил из того, что размер денежной компенсации по случаю потери кормильца члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие ФЗ от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, определяется исходя из фиксированной суммы, предусмотренной ст. 14 базового Закона.
С данным выводом суда следует согласиться, поскольку назначение и выплата компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами, а в случае их смерти - их нетрудоспособным иждивенцам, осуществляется в соответствии с требованиями норм действующего законодательства.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции ФЗ от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ) (далее - базовый Закон) ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлена для инвалидов 2 группы в размере 5000 руб. В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 15 ч. 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Как установлено судом, истица является вдовой Вагнер В.И., инвалида 2 группы, умершего 17.03.2010 года, вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с аварией на ЧАЭС, нетрудоспособный, получал при жизни ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 90325,97рублей в соответствии с решениями судов ... Истица после его смерти получала пенсию в сумме 50984,449 рублей, однако в последствии размер пенсии был снижен до 3495 рублей.
Рассматривая законность снижения размера пенсии истицы, суд первой инстанции исходил из следующего.
Впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в п. 25 ч. 1 ст. 14 базового Закона в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, введенного в действие со 2 марта 1996 года. Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, введенным в действие с 15 февраля 2001 года, п. 25 ч. 1 ст. 14 базового Закона изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка, в том числе инвалидам 1 группы - 5000 руб. При этом эта статья дополнена новой частью 2, следующего содержания: "В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 25 ч. 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число".
Из содержания этой нормы следует, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 года не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15.02. 2001 года редакцией п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона, а в этом пункте с 15 февраля 2001 года предусмотрены только твердые денежные суммы.
Следовательно, размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной п. 25 ч. 1 ст. 14 базового Закона.
Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года N 607 был утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно абз. 2 п. 3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П, упомянутой истцом в жалобе, следует, что исходя из п. 25 ч. 1, ч. 2 ст. 14, абз. 2 п. 2 ч. 1 ст. 29 базового Закона в редакции от 12 февраля 2001 года в их нормативном единстве с ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу ФЗ от 12 февраля 2001 года. Данное положение как основанное на признании права законодателя на введение нового способа определения размера возмещения вреда здоровью исходя из принципов справедливости, равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы не противоречит Конституции РФ.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выявленный Конституционным Судом РФ конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В связи с тем, что
законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15 февраля 2001 года, то Вагнер А.М. до 15 февраля 2001 года не являвшейся получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца положена выплата данной компенсации исходя из суммы компенсации, предусмотренной п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции, действующей на день смерти мужа истицы).
Таким образом, поскольку истица не имеет права на получение ежемесячной компенсации, рассчитанной из размера ежемесячной суммы, получаемой при жизни ее супругом, суд законно и обоснованно отказал в иске Вагнер А.М.
В связи с изложенным ошибочен довод апелляционной жалобы о праве истицы как нетрудоспособного члена семьи, находившегося на иждивении гражданина, ставшего инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение ежемесячной компенсации, рассчитанной из размера ежемесячной суммы, им получаемой, поскольку основан на неправильном толковании и применении вышеприведенных норм материального права.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда от 14 января 2013 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Вагнер А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Макоев А.А.
судьи: Пазова Н.М.
Созаева С.А.
Копия верна
Судья Верховного суда КБР С.А. Созаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.