Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - Пазовой Н.М.
судей - Жернового Е.И. и Созаевой С.А.
при секретаре - Геттуеве А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жашуев Х.И. к Министерству внутренних дел КБР о восстановлении на работе и предоставлении жилья,
по апелляционной жалобе представителя МВД по КБР - Шадовой Э.А. на решение Нальчикского городского суда от 25 декабря 2012 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., объяснения пре6дставителя МВД по КБР Шадовой Э.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Жашуева Х.И., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
УСТАНОВИЛА:
Жашуев Х.И. обратился к Министерству внутренних дел КБР (далее читать по тексте МВД по КБР) с указанным иском, в котором просит признать приказы МВД по КБР N 934 л/с от 28.09.2011 г.; N 984 л/с от 14.10.2011 г. в части его увольнения с военной службы незаконным, обязать МВД по КБР отменить указанные приказы в части увольнения и восстановить его на военной службе в прежней или равной должности, обеспечив всеми видами довольствия, установленного ему до 28.09.2011г. и недополученного после необоснованного увольнения, представить Жашуев Х.И. к увольнению после предоставления ему и его семье жилого помещения в соответствии с нормой обеспечения, мотивируя следующим.
Жашуев Х.И. проходил службу в органах внутренних дел КБР. Приказом МВД по КБР от 28.09.2011 г. N 934, он был уволен по ст. 58 п. "ж" Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по болезни) с 30.09.201 I г. в звании полковника милиции.
Выслуга лет в календарном исчислении на момент увольнения составляет 41 год, 8 месяцев 9 дней.
В связи с неполучением окончательного варианта приказа, при беседе после подачи рапорта об увольнении, истец обратился с устным заявлением к ответчику о решении вопроса об его увольнении после предоставления жилья.
Вместо ответа ему был объявлены приказы от 14.10.2011 г. о внесении изменений в приказ N 93- об увольнении, после чего им был подан рапорт аналогичного содержания.
На данный рапорт был получен ответ о том, что истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 05.12.03г. в общей очереди под N184 и в льготной очереди участников боевых действий с 02.11.2006 г. под N42; предоставление жилья возможно только в установленном порядке при подходе очередности.
26.04.2012 г. истец получил письмо от ответчика за N 38/462 о предоставлении документов для единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, при этом сослался на ст. 4 ФЗ РФ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Постановление Правительства РФ от 30.12.2011г. N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ".
Между тем, согласно пункту 31 раздела 1У вышеуказанного Постановления N 1223. единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности и принятия их на учет.
Данный порядок в порядке очередности не предусмотрен для военнослужащих, состоящих на учете к моменту увольнения и не может быть к ним применен по следующим основаниям:
Согласно п.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим гарантировано обеспечение жилыми помещениями бесплатно и определены источники, порядок и формы обеспечения их жильем.
Этим обусловлено установление для лиц, выполняющих обязанности военной службы по контрактам дополнительных мер социальной защиты, в том числе и в сфере жилищных
правоотношений.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", до предоставления жилого помещения по месту военной службы истец не мог быть уволен, поскольку на момент увольнения состоял нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в списки очередников.
Кроме того, в абзаце 2 пункта 1 статьи 23 названного Закона содержится запрет на увольнение по достижении предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 и более лет, не имеющих жилого помещения для постоянного проживания, без их согласия.
Общая продолжительность пребывания истца на службе составляет 41 год, 8 месяцев, 9 дней. Своего жилья он не имеет, семья состоит из 4-х человек: он сам, сын - ФИО1 супруга - ФИО2 и их дочь ФИО3, которые также не имеют своей жилплощади и проживают на частной квартире по "адрес".
Истец считает, что законных оснований для увольнения с военной службы и исключения его из списка личного состава у ответчика не имелось.
В судебном заседании представителя истца Жашуева Х.И. - Баразова Х.И. поддержала заявленные требования в полном объеме и просила суд удовлетворить их по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МВД по КБР Шадова Э.А., в судебном заседании иск не признала и просила суд отказать в его удовлетворении как за пропуском срока обращения в суд, так и за необоснованностью. Считает МВД КБР в части требования о восстановления на работе не надлежащим ответчиком, поскольку приказ N475 л/с от 20.05.2011г. был издан МВД России.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 25 декабря 2012 г. постановлено:
Исковые требования Жашуев Х.И. удовлетворить частично.
Возложить на Министерство внутренних дел по Кабардино - Балкарской Республике обязанность предоставить Жашуев Х.И. на состав семьи из четырех человек: Жашуев Х.И., ФИО1, ФИО2, ФИО3 жилое помещение не ниже нормы предоставления площади жилого помещения - 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В остальной части иска отказать.
Не согласившись с решением Нальчикского городского суда КБР от 25 декабря 2012 г. представитель МВД по КБР подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Нальчикского городского суда КБР от 25 декабря 2012 г. отменить, и принять по делу новое решение, об отказе в исковых требованиях истцу.
В апелляционной жалобе указано, что Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", на который ссылается суд в своем решении не распространяется на сотрудников органов внутренних дел. Ссылка суда на вышеуказанный закон является не состоятельной.
Порядок учета сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основании Положения "О деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределению жилой площади", утвержденного приказом МВД России от 24 мая 2003 года N345.
Подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации жилые помещения предоставляются сотрудникам и пенсионерам, принятым на жилищный учет по месту прохождения службы до 01 марта 2005 г., за которыми в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Кроме того, решение суда несостоятельно и беспредметно, в связи с тем, что ФИО4 Х.И. состоит в очереди на получение жилья, которое ему будет предоставлено в порядке очереди в соответствии Положением "О деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределению жилой площади", утвержденного приказом МВД России от 24 мая 2003 года N 345.
Отказ в предоставлении жилья от МВД по Кабардино-Балкарской Республике Жашуев Х.И. не получал и МВД по Кабардино-Балкарской Республике не оспаривает факт необходимости предоставления ему жилья в порядке очереди.
Вместе с тем, за основу принятого решения судом взяты сомнительные показания представителя Жашуева Х.И., неподтвержденные документально. Не истребовав и не исследовав ни одного документа, суд вынес решение предоставить Жашуеву Х.И. право получения жилья на состав семьи из 4-х человек.
Однако, согласно справке ОАСР УФМС России от 15 января 2013 года Жашуева Жаннета Валерьевна с 27.01.2005 г. проживавшая по адресу КБР, г. Нальчик, ул. Коммунистическая, 33, выбыла 06.03.2007 г. в г. Москву.
Согласно заочного решения мирового судьи г. ФИО15 Шевченко от ДД.ММ.ГГГГ, брак, зарегестрированный ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС Администрации "адрес" ФИО4 Республики (актовая запись 1504) между ФИО1 и ФИО4 (до брака ФИО21 ФИО10, расторгнут.
Согласно анкете заполненной при поступлении на службу ФИО1, его бывшая супруга и дочь проживают по адресу "адрес". Также, в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы предоставленной ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ на его дочь ФИО3 указаны аналогичные данные.
Решение Нальчикского городского суда от 25 декабря 2012 года предъявляемым требованиям не соответствует требованиям ст. 195 ГПК РФ..
Проверив материалы дела в соответствии с правилами ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части и в пределах указываемых в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене с вынесением нового решения по следующим основаниям.
Согласно положениям ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Реализуя указанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
При этом специальный характер положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, подтверждается и ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются на следующие категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
На основании ст. 6 ч. 1 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ) сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 6 сентября 1998 года N 1054 утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
В Правилах под военнослужащими понимаются граждане, проходящие военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", а под сотрудниками органов внутренних дел - лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие и сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы.
Согласно п. 2.1 ст. 15 Федерального закона 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в настоящее время обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, производится органами исполнительной власти (органами местного самоуправления) при условии, если они приняты на соответствующий учет до 1 января 2005 года.
Жашуев Х.И. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 05.12. 2003 года, и состоит на учете в МВД по КБР в общей очереди по N 184, в льготной очереди под N 42. (л.д.9).
Приказом МВД по КБР N 934 л/с от 28.09.2011 г., на основании приказа МВД России N 475 л/с от 20.05.2011 г., полковник милиции Жашуев Х.И. уволен по п. "ж" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по болезни). Выслуга лет в ОВД для назначения пенсии составила 41 год 08 месяцев 09 дней.
Ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", как в действующей редакции, так и в более ранних редакциях, предусматривала право военнослужащих не быть уволенным с военной службы без их согласия по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилого помещения.
Жашуев Х.И. согласился быть уволенным, выразил намерение получить жилое помещение в г. Нальчике, где он был уволен со службы в ОВД.
В соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Не предоставление Жашуеву Х.И. длительное время после увольнения квартиры по избранному месту жительства и неопределенность её получения во времени необоснованно ограничило его права на своевременное улучшение жилищных условий. Фактически истец не воспользовался предоставленным государством правом уволенному в запас военнослужащему улучшить жилищные условия.
В настоящее время истец просит предоставить ему жилье на условиях социального найма. В этой связи заслуживают внимания доводы истца об обеспечении его жильем.
Суд признал иск Жашуева Х.И. частично, возложив на МВД по КБР обязанность предоставить Жашуеву Хизиру Исмаиловичу жилое помещение на состав семьи из четырех человек не ниже нормы предоставления площади помещения 18 кв. м. общей площади на одного человека.
Судебная коллегия не считает возможным признать решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно абз. 5 п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено названным Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Суд не учел, что сноха истца Жашуева Жаннета Валерьевна, 1982 г. рождения и внучка Жашуева Милана Аслановна 2005 г. рождения не являются членами его семьи и проживают отдельно.
Сам истец зарегистрирован по адресу: г. Нальчик, ул. Профсоюзная, 173 с 25.11.2003 г. в качестве нанимателя. Собственником домовладения является Ольмезова З.А. По указанному адресу с 09.06.2012 г. зарегистрирован сын истца Жашуев Алан Хизирович, 1979 г. рождения (за месяц до подачи иска). Поскольку учетное дело в суде первой инстанции не обозревалось и в суд апелляционной инстанции не представлено, оснований для признания Жашуева А.Х. членом семьи истца у суда не имеется.
Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд не может самостоятельно, по собственной инициативе изменять основания заявленного требования.
Судом первой инстанции при разрешении дела приведенные нормы соблюдены не были.
Истец в просительной части искового заявления и в ходе судебного заседания не уточнил состав своей семьи. В заседании суда апелляционной инстанции он признал, что Жашуева Ж.И. и Жашуева М.А. с ним не проживают и членами его семьи не являются, т.к. сноха находится в разводе с сыном.
Принимая решение, суд вышел за пределы исковых требований и разрешил вопрос о праве на получение жилья за Жашуевым А.Х., Жашуевой Ж.В., Жашуевой М.А., хотя такое требование не заявлялось.
Судебное постановление суда первой принятое по данному делу, содержат противоречие относительно тех требований, которые были заявлены истцом и соответственно подлежали разрешению судом.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке являются недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм процессуального права.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права являются существенными, в связи с чем, решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.
Учитывая, что обстоятельства дела в отношении истца установлены, судебная коллегия признает возможным, отменяя решение суда первой инстанции, вынести новое решение об удовлетворении иска к МВД по КБР о предоставлении жилого помещения Жашуеву Х.И. При этом, судебная коллегия обращает внимание на необходимость соблюдения установленных законом условий обеспечения жильем уволенных в запас сотрудников ОВД в соответствии с нормами обеспечения, которые в исковом заявлении не указаны, но могут быть учтены при исполнении судебного постановления.
Руководствуясь ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нальчикского городского суда от 25 декабря 2012 г. в удовлетворенной части исковых требований Жашуев Х.И. отменить. В отмененной части вынести новое решение. Обязать Министерство внутренних дел по КБР предоставить Жашуев Х.И. жилое помещение в соответствии с нормой обеспечения.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу МВД по КБР -без удовлетворения.
Председательствующий: Н.М. Пазова
Судьи: С.А. Созаева
Е.И. Жерновой
Копия верна: Е.И. Жерновой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.