Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
Председательствующего - Пазовой Н.М.,
судей Шомахова Р.Х. и Тхагалегова З.Т.,
при секретаре: Байсиеве Т.Х.,
с участием: представителя истца Тхабисимова М.Ш. - Каргинова М.М. по доверенности от 08.06.2012г., представителя ответчика МВД по КБР - Шадовой Э.А. по доверенности N 6 от 17.12.2012г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тхагалегова З.Т. гражданское дело по иску Тхабисимова Мухамеда Шафиговича к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике о признании действия по отказу в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения неправомерным и обязании предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения,
по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике на решение Нальчикского городского суда КБР от 20 февраля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Тхабисимов М.Ш. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным действия МВД по КБР по отказу в предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении на МВД по КБР обязанности предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование иска указал, что 17.09.2011г. согласно выписке из приказа МВД по КБР N 903 л/с, в должности майора полиции с выслугой лет в льготном исчислении, он уволен по ст. 40 п. 1, п.п.3 (по выслуге срока службы, дающее право на пенсию) Закона РФ "О полиции". 14 июля 2006 года постановлением главы Администрации "адрес" N 956 он был принят в очередь на получения жилья составом семьи из пяти человек. Он зарегистрирован со своей семьей в "адрес", а фактически проживает в "адрес" в ветхом саманном съемном доме общей площадью 21 кв.м. На его иждивении трое несовершеннолетних детей. В феврале 2012 года умерла его супруга, и в настоящее время состав его семьи- 4 человека.
В марте 2012 года он обратился к ответчику с заявлением с просьбой о выдаче ему жилищного сертификата и 23 марта 2012 года письмом за N 38/330 ему был дан необоснованный отказ. Затем он обратился с просьбой о предоставлении ему единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако 23 мая 2012 года письмом за N 38/536 ему также отказали.
20 июля 2012 года после его обращения к Министру внутренних дел он получил третий отказ, который считал незаконным, необоснованным и противоречащий законодательству.
Отказы ответчика мотивированы тем, что он не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения службы, однако он состоит на учете с 14.07.2006г.
Ссылаясь на статьи 4 и 6 Федерального закона от 19.07.2011г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органа внутренних дел РФ, и внесений изменений в отдельные законодательные акты РФ" просил суд удовлетворить его исковые требования.
В возражении на исковое заявление представитель МВД по КБР, считая требования Тхабисимова М.Ш. незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению указала, что порядок учета сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основании Положения "О деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределению жилой площади", утвержденного приказом МВД России от 24 мая 2003 года N 345. Вместе с тем, постановка на жилищный учет в органах внутренних дел осуществлялась до 1 марта 2005 года, то есть до вступления в силу принятого 29 декабря 2004 года Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку согласно п. 2 приказа МВД России от 24 мая 2003 года N 345, постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим приказом. Подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации жилые помещения предоставляются сотрудникам и пенсионерам, принятым на жилищный учет по месту прохождения службы до 01 марта 2005 г., за которыми в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту их работы (службы) с, 01.03.2005г. Жилищным кодексом РФ не предусмотрено.
За время прохождения службы в МВД по Кабардино-Балкарской Республике на жилищном учете истец не состоял.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 19.07.2011 года N 247 граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения службы до 1 марта 2005 года, имеют право на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При этом, правовые основания для представления единовременной выплаты установлены статьей 4 и частью 2 статьи 6 Федерального закона от 19.07.2011г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", но в соответствии со статьей 21 вышеуказанного закона он вступил в силу с 1 января 2012 года. В силу общего принципа действия закона во времени его нормы распространяются на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие. И только законодатель вправе распространить действие закона на правоотношения, которые возникли до его введения в действие.
Истец Тхабисимов М.Ш. надлежаще извещенный о дне слушания дела, в суд не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца Каргинов М.М. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика МВД по КБР - Шадова Э.А. просила в удовлетворении иска отказать за необоснованностью.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 20 февраля 2013 года исковые требования Тхабисимова М.Ш. удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, МВД по КБР подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Нальчикского городского суда от 20 февраля 2013 года и принять по делу новое решение об отказе Тхабисимову М.Ш. в удовлетворении исковых требований, мотивировав доводами, аналогичными, изложенными в возражение на исковое заявление, также указывает, что право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Тхабисимов М.Ш. не имеет.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции истец Тхабисимов М.Ш. в суд не явился.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Тхагалегова З.Т., обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанной представителем ответчика МВД по КБР - Шадовой Э.А.,, выслушав возражения представителя истца Тхабисимова М.Ш. - Каргинова М.М., Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с принятиемновогорешения об отказе исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении N 23 от 19.12.2003г. "О судебном решении" решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда не отвечает.
Из материалов дела следует, что истец 14.07.2006г. постановлением главы Администрации "адрес" N 956 был принят в очередь на получения жилья составом семьи из пяти человек.
Приказом МВД по КБР N 903 л/с от 17.09.2011г. истец уволен по ст. 40 п. 1 п.п. 3 (по выслуге срока службы, дающее право на пенсию) Закона "О полиции". Выслуга лет для назначения пенсии составила 22 лет 09 месяцев 16 дней.
Истец обращался к ответчику с заявлениями о предоставлении ему жилищного сертификата или же единовременной социальной выплаты для строительства жилого помещения, однако письмами N 38/330 от 23.03.2012г, N 38/536 от 24.05.2012г и N 22/Т-2108 от 20.07.2012г. ему было отказано, в связи с тем, что он не состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения службы.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец в период прохождения службы с 16.07.2006г. состоит на учете в Местной администрации г.о. Нальчик, что также необходимо расценивать как его нахождение на учете по месту службы.
С указанным выводом суда первой инстанции, Судебная коллегия не может согласиться, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон), сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Согласно п. 6 ст. 4 Закона, право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
В соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2011г. N 1223, сотрудник ОВД в период прохождения службы должен быть признан нуждающимся в жилом помещении и состоять на учете нуждающихся в жилом помещении в ОВД.
Согласно ст. 5 указанных Правил, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась.
Таким образом, Судебная коллегия находит, что оснований для признания права истца на получение единовременной социальной выплаты не имеется, поскольку принятие на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется по месту службы сотрудников внутренних дел на основании заявления на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, данная выплата предоставляется в порядке очередности принятия на учет. Тхабисимов М.Ш. с таким заявлением по месту службы и во время прохождения службы не обращался.
В силу частей 1 и 2 ст. 6 Закона, сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата.
Однако из обстоятельств дела следует, что истец не состоял в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 01.03.2005г.
Таким образом, Судебная коллегия приходит к выводу, что статьи 4 и 6 Закона на истца не распространяются.
Кроме того, Закон в соответствии со ст. 21 вступил в законную силу с 01.01.2012г., когда истец уже был уволен со службы. Указанные выше нормы касаются сотрудников, которые уволены со службы после 01.01.2012г. и которые имеют право на единовременную социальную выплату, но не получили ее в период службы.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия полагает, что указанные выше обстоятельства судом первой инстанции не были надлежащим образом исследованы, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется. Решение суда об удовлетворении требований Тхабисимова М.Ш. не может быть признано законным и обоснованным в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда материалам дела, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 330 ГПК РФ). Решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Тхабисимова М.Ш. к Министерству внутренних дел по КБР.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 20 февраля 2013 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Тхабисимова Мухамеда Шафиговича к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике о признании действия по отказу в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения неправомерным и обязании предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, отказать.
Председательствующий Н.М.Пазова
Судьи Р.Х.Шомахов
З.Т.Тхагалегов
Копия верна:
Судья Верховного суда КБР З.Т.Тхагалегов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.