Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Макоева А.А.
судей Жернового Е.И. и Шомахова Р.Х.
при секретаре Геттуеве А.А.
с участием: представителей ответчика Мезова ФИО11 и Ульбашевой ФИО10
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шомахова Р.Х. гражданское дело по иску Коковой ФИО12 к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования РФ по КБР о возмещении стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования РФ по КБР на решение Нальчикского городского суда КБР от 14 декабря 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Кокова ФИО13 обратилась в суд с уточненным иском к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования РФ по КБР о взыскании "данные изъяты" руб., в т.ч. "данные изъяты" руб. - стоимости эндопротеза, "данные изъяты" руб. - стоимости компонентов эндопротеза, мотивируя требования тем, что она находилась на стационарном лечении в МУЗ Ардонская ЦРБ с 22.02.2011г. по 16.03.2011г., в травматическом отделении АЦБР РСО Алания с 20.04.2011г. по 12.05.2011г.
2 марта 2011 года ей была проведена операция: тотальное эндопротезирование правого тазобедренного сустава.
1 октября 2011 года ей, в связи с названным заболеванием, была установлена инвалидность третьей группы бессрочно.
При проведении операции, она приобрела эндопротез по цене "данные изъяты" руб., что подтверждается Договором купли-продажи от 22.02.2011г., актом приема-передачи N от 22.02.2011г., товарной накладной N2 от 22.02.2011г. и счетом на оплату N2 от 22.02.2011г. Кроме того, на приобретение компонента эндопротеза ею было уплачено по квитанции к приходному ордеру "данные изъяты" руб.
Она обратилась в ФСС за компенсацией ей стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации - эндопротеза, медикаментов и спецсредств на общую сумму "данные изъяты" руб., но 22.06.2012г. она получила письменный отказ.
Со ссылками на положения ст. 10 ФЗ от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и пунктов 1 и 2 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 N57н, отказ ответчика полагает незаконным, необоснованным.
Указывается, что несмотря на то, что разработанной для нее индивидуальной программой реабилитации не было предусмотрено установление ей эндопротеза, она до проведения ей операции по эндопротезированию, была прикована к постели, т.к. из-за болезней суставов она была лишена возможности к передвижению. Данная операция была ей жизненно необходима и только после ее проведения она встала на ноги. То, что в ее индивидуальную программу реабилитации не было включено эндопротезирование, не ее вина, а халатность врачей. Ее состояние, невозможность самостоятельного передвижения и прикованность к постели в течение трех лет были результатом врачебного бездействия и халатного отношения врачей к своим профессиональным обязанностям.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 14 декабря 2012 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, считая его незаконным и вынесенным с нарушением норм материального права, Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по КБР подало на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить данное решение и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В жалобе указано, что Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (статья 10).
В силу части 15 статьи 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида-это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ст.21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" возлагает разработку индивидуальных программ реабилитации инвалидов на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы (статья 8).
Правила, предусматривающие обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разработанными федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, соответствуют требованиям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и не нарушают права граждан на социальную защиту.
Аналогичная правовая позиция содержится в Решении Верховного суда Российской Федерации от 14.11.2007 N ГКПИ07-585 и в Определении Конституционного Суда РФ от 16.11.2006 N 519-О.
Исходя из вышеизложенных норм законодательства следует, что юридическое право инвалида на социальную реабилитацию возникает с момента разработки в установленном порядке федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы индивидуальной программы реабилитации с рекомендациями.
Заслушав доклад судьи Шомахова Р.Х., изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы в отсутствие надлежащим образом извещенной, но неявившейся в суд Коковой ФИО14 выслушав поддержавших жалобу представителей ответчика Мезова ФИО16 и Ульбашеву ФИО15 Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке указаны в ст. 330 ГПК РФ к которым относятся: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права (ч.1). Основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: рассмотрение дела судом в незаконном составе; рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство; принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; отсутствие в деле протокола судебного заседания; нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения (ч.4).
Таких нарушений судом первой инстанции при разрешении дела не допущено.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 11 указанного Закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В позиции 8 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р предусмотрены протезы, в том числе эндопротезы и ортезы.
Как следует из материалов дела и это обстоятельство не оспаривается ответчиком, Коковой ФИО17 1942 года рождения, установлена третья группа инвалидности бессрочно.
Однако, в нарушение вышеуказанных положений ст. 11 указанного Закона о том, что объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в индивидуальной программы реабилитации от 14.09.2009 года (ИПР) протезы не предусмотрены.
Судебная коллегия также соглашается и с подробно изложенными в решении суда иными недостатками индивидуальной программы реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ и оценками его содержания.
Эндопротез и его компоненты приобретены Коковой ФИО18 за счет собственных денежных средств, что подтверждается материалами дела, и это обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Приобретение эндопротеза при отсутствии этого технического средства реабилитации в индивидуальной программе реабилитации инвалида, послужившее основанием для отказа ответчика в выдаче компенсации, не может служить основанием для признания Коковой ФИО19 не имеющей право на получение компенсации, поскольку ее нуждаемость в техническом средстве была установлена.
С учетом продолжительности заболевания, обстоятельств оказания медицинской помощи и последствий проведенной операции, не оспаривания ответчиком того обстоятельства, что лишь операция по эндопротезированию привела к положительному результату, отсутствия в жалобе обоснованных возражений относительно стоимости эндопротеза и его компонентов, Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 14 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования РФ по КБР - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Макоев
судьи Е.И. Жерновой
Р. Х. Шомахов
копия верна:
Судья Верховного суда КБР Р. Х. Шомахов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.