Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Матакаевой С.К.
судей Дубовцевой А.Н., Адзиновой А.Э.
при секретаре Михайлюке Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в интересах Кабардаева З.Р. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики и Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о приобретении и предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда от 5 октября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Дубовцевой А.Н., объяснения прокурора Мурадовой А.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Адыге-Хабльской межрайонной прокуратуры КЧР обратился в суд с иском в интересах Кабардаева З.Р. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о внеочередном предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указал, что Кабардаев З.Р. приказом Министра образования и науки КЧР поставлен на учет для обеспечения жилым помещением в банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени Кабардаеву З.Р. жилое помещение не предоставлено, денежные средства на данные цели ему также не выделялись.
По данным картотеки Адыге-Хабльского и Ногайского филиалов КЧРГУП "Техинвентаризация" жилое помещение за Кабардаевым З.Р. не зарегистрировано.
Просил обязать Министерство образования и науки КЧР приобрести во внеочередном порядке для Кабардаева З.Р. на территории Ногайского муниципального района за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, не ниже норм предоставления, установленных нормами муниципального образования; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретенное для Кабардаева З.Р. и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Кабардаевым З.Р. договор социального найма без ограничения сроком и передать его Кабардаеву З.Р. в постоянное пользование.
Решением Черкесского городского суда от 05 октября 2012 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Суд обязал Министерство образования и науки КЧР приобрести в установленном законом порядке приобрести за счет бюджетных средств КЧР отвечающее санитарным и техническим нормам благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа в Ногайском муниципальном районе КЧР не менее норм предоставления, установленных в Ногайском муниципальном районе КЧР для одного человека для последующего предоставления этого жилого помещения Кабардаеву З.Р ... Суд также обязал Министерство имущественных и земельных отношений КЧР предоставить Кабардаеву З.Р. по бессрочному договору социального найма приобретенное для него благоустроенное жилое помещение в Ногайском муниципальном районе КЧР и передать ему это помещение в постоянное пользование.
В апелляционной жалобе Министерства образования и науки КЧР ставится вопрос об отмене решения суда, поскольку оно не соответствует обстоятельствам дела, вынесено с существенными нарушениями норм материального права. При удовлетворении заявленных требований нарушаются права других детей-сирот, которые также как и Кабардаев З.Р. состоят в списке, сформированном по дате рождения.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу старший помощник Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Гужева Р.Х. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Мурадова А.Ю. просила решение Черкесского городского суда оставить без изменения.
Кабардаев З.Р., представители Министерства образования и науки КЧР и Министерства имущественных и земельных отношений КЧР, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебной заседание не явились и не известили суд о причинах неявки, в соответствии с требованиями ст. 327, ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции, исследовав обстоятельства по делу, оценив предоставленные доказательства, с учетом закона, который подлежит применению, пришел к выводу об удовлетворении иска.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они не противоречат требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
" ... "
" ... "
".."
".."
".."
" ... "
" ... "
" ... "
Данные обстоятельства подтверждаются справками КЧР РГУП "Техинвентаризация", уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР и другими исследованными судом документами.
Из материалов дела также следует, что Кабардаев З.Р. признан в установленном законом порядке малоимущим, состоит на учете нуждающихся в жилом помещении в органе местного самоуправления по месту жительства.
Приказом Министерства образования и науки КЧР N 276 от 22.06.2010 года "О постановке на учет для обеспечения жилым помещением" Кабардаев З.Р. был поставлен на учет для обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Постановлением Правительства КЧР от 21 марта 2008 года N104 "О порядке принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Карачаево-Черкесской Республике".
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, правильно установил фактические обстоятельства дела и правильно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, в результате чего пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Так, в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна попечителя, приемная семья).
В соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ в Карачаево-Черкесской республике принят Закон КЧР N 83-РЗ от 16 декабря 2008 года "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике" (далее - Закон КЧР N 83-Р3).
Согласно ст.1 Закона КЧР N83-Р3 на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: путем закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; путем предоставления освободившихся жилых помещений; путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании.
В силу ст.2 Закона КЧР N83-РЗ право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством) по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения, и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ.
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось в судебном заседании ответчиками, что Кабардаев З.Р. в несовершеннолетнем возрасте остался без родительского попечения, находился под попечительством Есенеева К.С. на основании постановления органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.
Кабардаев З.Р. проживает со своей семьей в съемном жилье по адресу "адрес", признан в установленном порядке малоимущим, не имеет жилья и нуждается в жилом помещении, в связи с чем был поставлен и состоит на учете для обеспечения жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в предоставлении жилого помещения. Каких-либо доказательств, подтверждающих обеспеченность Кабардаева З.Р. жилой площадью, ответчиками суду представлено не было.
Проанализировав вышеприведенные нормы федерального и регионального законодательства, а также установленные в судебном заседании обстоятельства, суд первой инстанции посчитал, что Кабардаев З.Р. имеет право на обеспечение уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Обжалуя вынесенное судом решение, ответчик не оспаривает нуждаемость Кабардаева З.Р. в обеспечении жилым помещением и его право на получение жилья в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, а также того, что он принят на учет для обеспечения жилым помещением на основании указанных правовых норм и внесен в соответствующий список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Ответчик ссылается лишь на то, что удовлетворением требований о предоставлении Кабардаеву З.Р. жилья вне очереди нарушаются права других лиц, таких же, как Кабардаев З.Р., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения, и которые также, как Кабарадев З.Р., имеют право на внеочередное получение жилья.
Однако данные доводы не могут служить основанием к отмене судебного решения по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.
В ч.2 ст.57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе, как уже указывалось выше, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обеспечиваются жильем по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, включая учреждения социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью вне очереди.
Указанные нормы закона не ставят право граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников и способа формирования этого списка. Нет в них и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Поэтому право граждан на внеочередное предоставление жилья должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, даты рождения этих лиц и времени принятия их на учет.
Отсутствие в федеральном законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
С учетом приведенных норм материального права и установленных по делу обстоятельств, ссылки жалобы на ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации являются необоснованными, поскольку отсутствуют предусмотренные указанной нормой основания для признания действий Кабардаев З.Р., а равно действий прокурора, связанных с обращением за защитой нарушенного права на предоставление жилья вне очереди, злоупотреблением правом.
Как уже отмечалось ранее, ответчик принял Кабардаева З.Р. на учет как относящегося к категории лиц, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом КЧР N83-РЗ от 16.12.2008 г. "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике", признав его нуждающимся в обеспечении жилым помещением; право Кабардаева З.Р. на получение жилья на территории Карачаевского муниципального района КЧР в соответствии с указанными правовыми актами, а также того, что он принят на учет для обеспечения жилым помещением на основании указанных правовых норм и внесен в соответствующий список лиц, которым предоставляются жилые помещения, равно как и сам факт нуждаемости в жилом помещении, в судебном заседании не оспаривал.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленные прокурором требования.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены принятого по делу судебного постановления. Поскольку обстоятельств, которые могли бы в соответствии со ст.330 ГПК РФ повлечь отмену судебного решения, по доводам апелляционной жалобы не установлено, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда от 05 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.