Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
Председательствующего: Матакаевой С.К.,
Судей: Адзиновой А.Э., Сыч О.А.,
при секретаре судебного заседания Тамбиеве А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гошокова Г.Н. к Отделу образования администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании бездействия Отдела образования администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики незаконным и взыскании с Отдела образования администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности
по апелляционной жалобе Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики на решение Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 января 2013 года
по апелляционной жалобе Правительства Карачаево-Черкесской Республики на решение Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 января 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Адзиновой А.Э., объяснения представителей Правительства Карачаево-Черкесской Республики, Министерства Финансов Карачаево-Черкесской Республики, Гошокова Г.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гошоков Г.Н. обратился в Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с вышеуказанным исковым заявлением ссылаясь на то, что ему, как педагогическому работнику МКУДО "Детско-юношеская спортивная школа а. Хабез", проживающему и работающему в сельской местности, в соответствии с требованиями абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ N3266-1 от 10 июля 1992 года "Об образовании" и Закона Карачаево-Черкесской Республики "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики" от 29 декабря 2009 года N 92-РЗ (в редакции Закона Карачаево-Черкесской Республики от 12 мая 2010 года N32-РЗ) полагаются компенсационные выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг за 2010 года и 2011 год в сумме "данные изъяты", которые до настоящего времени не выплачены в результате бездействия Отдела образования администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и Правительства КЧР. В связи с этим истец (с учетом уточнений иска в отношении периода образования задолженности и размера подлежащей взысканию суммы) просил суд признать бездействие Отдела образования администрации Хабезского муниципального района незаконным, взыскать с Министарства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в его пользу задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг за 2011 год в размере "данные изъяты".
Определением Хабезского районного суда от 19 ноября 2012 года по делу в качестве соответчика привлечено Правительство Карачаево-Черкесской Республики.
Определением Хабезского районного суда от 19 ноября 2012 года по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики.
Определением Хабезского районного суда от 20 декабря 2012 года Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики освобождено от участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, этим же определением Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики привлечено в качестве соответчика.
В судебном заседании Гошоков Г.Н. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Представитель истца Кенчешаов З.Ф. в судебном заседании поддержал требования истца Гошокова Г.Н. в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель Отдела образования администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, просил рассмотреть дело без их участия, посчитав исковые требования несостоятельными.
Представитель Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, просил рассмотреть дело в их отсутствие, при этом представил суду возражения на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель Правительства Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия, при этом представил суду возражения относительно заявленных требований.
Решением Хабезского районного суда от 24 января 2013 года исковые требования удовлетворены в части. Суд признал незаконным бездействие Отдела образования администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и обязал взыскать с Карачаево-Черкесской Республики с Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики в пользу Гошокова Г.Н. сумму задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, за 2011 год в размере "данные изъяты".
В апелляционной жалобе Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики просит решение суда отменить, вынести решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы ссылается, что решением суда признано бездействие Отдела образования Администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики незаконным. Администрация Хабезского муниципального района не является представителем казны Карачаево-Черкесской Республики. В рамках статей 10, 31 БК РФ за бездействие отдела образования Хабезского муниципального района несет ответственность казна муниципального образования, так как признано бездействие органа муниципального образования. Кроме того, требования истца не были разграничены одним ответчиком и вынесенным решением, удовлетворены к двум ответчикам.
В апелляционной жалобе Правительства Карачаево-Черкесской Республики ставится вопрос об отмене решения суда и отказе в удовлетворении иска, полагая, что суд вышел за рамки исковых требований, взыскав сумму задолженности с Карачаево-Черкесской Республики в лице казны Карачаево-Черкесской Республики с Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики. Также податель жалобы полагает, что истцом пропущен трехмесячный срок обжалования действий органа местного самоуправления.
В возражениях на апелляционную жалобу Отдел образования администрации Хабезского муниципального района просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства финансов КЧР и Правительства КЧР - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом первой инстанции установлено, усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, что Гошоков Г.Н. является работником МКУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа а. Хабез", проживает в сельской местности и имеет право на получение компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг за 2011 год.
Согласно справке МКУДО "Детская-юношеская спортивная школа а. Хабез" N ... сумма задолженности по оплате коммунальных услуг за истцом за 2011 год составила "данные изъяты". Однако компенсационные выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг за данный период Гошокову Г.Н. не выплачивались.
То обстоятельство, что Гошоков Г.Н. имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, а компенсационные выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг за 2011 год ему не выплачивались, ответчиками не оспаривалось.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что Гошоков Г.Н. имеет право на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности за 2011 год в размере "данные изъяты".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, в этой части, поскольку они не противоречат требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Так, в соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N3266-1 "Об образовании" (в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года), педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с представлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно ст.2. Федерального закона от 06.05.2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Условия и порядок предоставления мер социальной поддержки сельским учителям в Карачаево-Черкесской Республике за рассматриваемый период - 2011 год регламентированы Законом Карачаево-Черкесской Республики от 05 июля 2011 года N 40-РЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики" (далее - Закон Карачаево-Черкесской Республики N 40-РЗ).
Ссылки апелляционной жалобы на то, что предоставление мер социальной поддержки по возмещению затрат на отопление и освещение педагогическим работникам осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета, в качестве основания для отмены обжалуемого решения суда являются несостоятельными.
Действительно, субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, субъекты Российской Федерации получают из федерального бюджета. Однако данные субсидии выделяются субъектам РФ только на основании ежеквартально представляемых ими отчетов о фактически понесенных расходах (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года N 377).
Таким образом, чтобы получить такую субсидию, финансовые органы субъекта РФ должны были представить в Министерство финансов РФ сведения о фактически понесенных на указанные цели расходах.
Между тем, Правительство Карачаево-Черкесской Республики не представило суду доказательств того, что субъектом принимались меры к получению субсидий для возмещения расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг сельским учителям, а Отдел образования - доказательств того, что сведения о расходах направлялись в соответствующий орган субъекта, а также о том, что Отделом своевременно выплачивались учителям компенсационные выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Что касается того, что в бюджет Карачаево-Черкесской Республики за 2011 год не было включено финансирование компенсационных расходов учителям, данное обстоятельство не может служить основанием к отмене состоявшегося по делу решения суда, так как отсутствие бюджетного финансирования на указанные цели не может нарушать право истца на компенсацию по оплате коммунальных услуг.
Несоответствие норм законодательства субъекта Российской Федерации о мерах социальной поддержки педагогических работников федеральному законодательству не может ограничивать права и законные интересы гражданина в сфере социальной поддержки, тогда как иное противоречило бы Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 7).
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что Российская Федерация как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения.
Несостоятельны доводы жалобы о том, что требования должны предъявляться к казне Российской Федерации. В силу статей 1, 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно из казны Российской Федерации, так как законодательством Карачаево-Черкесской Республики установлены порядок предоставления мер социальной поддержки и способ распределения бюджетных средств на эти цели.
При таких обстоятельствах, не могут в настоящем случае применяться положения ст.1069 ГК РФ в части взыскания средств из муниципальной казны, поскольку обязательства по выплатам, взятые на себя субъектом Российской Федерации подлежат исполнению. Исходя из того, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки установлены законом субъекта, соответственно эти выплаты являются расходным обязательством субъекта, то есть Карачаево-Черкесской Республики.
Довод апелляционной жалобы о том, что пропущен срок, установленный ст. 256 ГПК РФ на обжалование действий (бездействия) должностных лиц и госорганов, проверен. Данный довод не может являться основанием к отмене решения суда, так как предоставление мер социальной поддержки данной категории граждан является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, бездействие носит длящийся характер и не обеспечивает социально незащищенным гражданам получение законных льгот, а потому применить в данном случае срок, установленный указанной нормой права, нельзя.
Судом первой инстанции, произведен расчет суммы задолженности по оплате коммунальных услуг, подлежащей выплате Гошокову Н.М.за 2011 год, согласно которому выплате подлежит сумма в размере "данные изъяты". Данный расчет никем не оспорен, и признается судебной коллегией правильным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в той части, что бездействие отдела образования администрации Хабезского муниципального района Карачаево - Черкесской Республики признаны незаконными.
Однако судебная коллегия считает, что судом неправомерно взыскано с Карачаево-Черкесской Республики в лице казны Карачаево-Черкесской Республики с Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики в пользу Гошокова Г.Н. сумму задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, доводы апелляционной жалобы в этой части судебная коллегия считает состоятельными.
Исходя из требований вышеназванного Закона Карачаево-Черкесской Республики N 40-РЗ от 05 июля 2011 года, учителю Гошокову Г.Н., возмещение расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг должен произвести Отдел образования администрации Хабезского муниципального района КЧР, производящий оплату труда педагогических работников.
В соответствии со ст.328 п.2 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
С учетом изложенного, принимая во внимание положения п. 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда в части взыскания с Карачаево-Черкесской Республики в лице казны Карачаево-Черкесской Республики с Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики в пользу Гошокова Г.Н. сумму задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, взыскав с Отдела образования администрации Хабезского муниципального района за счёт средств казны Карачаево-Черкесской Республики в пользу Гошокова Георгия Назировича сумму задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности за 2011 год в размере "данные изъяты".
В остальной части решение суда является законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабезского районного суда от 24 января 2013 года отменить в части взыскания в пользу Гошокова Г.Н. сумму задолженности по возмещению расходов с Карачаево-Черкесской Республики в лице казны Карачаево-Черкесской Республики с Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики.
В этой части принять новое решение.
Взыскать с Отдела образования администрации Хабезского муниципального района за счёт средств казны Карачаево-Черкесской Республики в пользу Гошокова Г.Н. сумму задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности за 2011 год в размере "данные изъяты".
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы Правительства Карачаево-Черкесской Республики и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.