Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево- Черкесской Республики в составе:
председательствующего Дубовцевой А.Н.,
судей Гречкина О.А., Карасовой Н.Х.,
при секретаре Подпружниковой Ж.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Байрамкулова Р.Х. на решение Черкесского городского суда КЧР от 10 января 2013 года по гражданскому делу по иску Байрамкулова Р.Х. к Министерству труда и социального развития КЧР, администрации Марухского сельского поселения Зеленчукского муниципального района КЧР и администрации Медногорского городского поселения Урупского муниципального района КЧР о признании незаконными действий органов государственной власти и местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Гречкина О.А., объяснения истца Байрамкулова Р.Х. и его представителя Марданова А.М.-о., представителя ответчика- Министерства труда и социального развития КЧР Хачукова Х.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Байрамкулов Р.Х. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социального развития КЧР, администрации Марухского сельского поселения и администрации Медногорского городского поселения о признании незаконными действий органов государственной власти и местного самоуправления, сославшись на то, что являясь ветераном боевых действий, с 7 июля 1992 года состоял в льготной очереди для получения жилья в Медногорском городском поселении Урупского района КЧР и проживал в общежитии Горного обогатительного комбината. Впоследствии, истец был выселен из общежития, в связи с чем, снялся с регистрационного учета и выехал в с. Маруха Зеленчукского района КЧР, однако продолжал оставаться в жилищной очереди. Постановлением администрации Медногорского сельского муниципального образования N ... от 5 июля 2005 года Байрамкулов Р.Х. снят с очереди на получение жилья в связи с изменением места регистрации, о чем последний не был уведомлен, что является незаконным и данное обстоятельство лишило его возможности стать в очередь на получение жилья в Зеленчукском районе. Постановлением администрации Медногорского городского поселения N ... от 25 июля 2011 года истец восстановлен в очереди, но документы не были направлены в Министерство труда и социального развития КЧР для включения его в реестр для получения субсидии на приобретение жилья, что также является незаконным. После чего, постановлением администрации Медногорского городского поселения N ... от 7 сентября 2011 года Байрамкулов Р.Х. вновь был снят с учета в связи с отсутствием регистрации в данном муниципальном образовании, о чем ему стало известно 1 октября 2011 года. Администрация Зеленчукского района КЧР, 15 ноября 2011 года, отказала истцу в постановке последнего на учет для получения жилья и рекомендовала обратиться с данным вопросом в администрацию Марухского сельского поселения. Постановлением администрации Марухского сельского поселения N ... от 18 мая 2012 года Байрамкулов Р.Х. поставлен на учет для получения жилья под N ... с датой 18 мая 2012 года, что является незаконным, поскольку ранее он состоял в очереди в администрации Медногорского поселкового муниципального образования с 9 апреля 1992 года и фактически был снят с учета на получение жилья 7 сентября 2011 года. В августе 2011 года, Байрамкулов Р.Х. самостоятельно обратился в Министерство труда и социального развития КЧР с заявлением о постановке его в очередь для получения субсидии на приобретение жилья, однако ему по существу заявления было отказано. Истец Байрамкулов Р.Х. просил: 1) признать бездействие администрации Медногорского городского поселения в не уведомлении истца о снятии с очереди на получение жилья и по передаче его документов в период с 1 января 2005 года по 7 сентября 2011 года в Министерство труда и социального развития КЧР для включения его в сводный республиканский реестр для получения субсидий на приобретение жилья незаконным; 2) признать постановление администрации Марухского сельского поселения N ... от 18 мая 2012 года недействительным; 3) обязать администрацию Марухского сельского поселения поставить его на учет для получения жилья с 7 июля 1992 года, как ветерана боевых действий; 4) признать действия Министерства труда и социального развития КЧР от 19 сентября 2011 года об отказе во внесении его в реестр получателей субсидий для приобретения жилья незаконными; 5) обязать Министерство труда и социальной защиты населения КЧР включить его в реестр очередников как ветерана боевых действий, нуждающегося в получении субсидии для приобретения жилья с датой первичной постановки на учет в администрации Медногорского городского поселения с 7 июля 1992 года.
В судебном заседании истец Байрамкулов Р.Х. и его представитель Марданов А.М.-о. поддержали заявленные исковые требования и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика- Министерства труда и социального развития КЧР Хачуков Х.Ю. в ходе судебного разбирательства иск не признал и просил в его удовлетворении отказать по доводам, указанным в письменных возражениях.
Ответчик- администрация Марухского сельского поселения направила в суд заявление, в котором просила суд рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие их представителя.
Ответчик- администрация Медногорского городского поселения направила в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству ответчиком были представлены письменные возражения, в которых просили отказать в удовлетворении исковых требований Байрамкулова Р.Х. в части касающихся их администрации.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 10 января 2013 года в удовлетворении исковых требований Байрамкулова Р.Х. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Байрамкулов Р.Х. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, считая, что при вынесении решения нарушены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не основаны на законе. Суд неправильно истолковал закон и не применил законы, подлежащие применению, а также нарушил требования п. 2 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ).
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ответчик- администрация Медногорского городского поселения просила при рассмотрении настоящего гражданского дела в суде апелляционной инстанции принять к сведению, что Байрамкулов Р.Х. был поставлен на учет в администрации для получения жилой площади по льготной очереди как воин-интернационалист и в соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах", указанная категория граждан относится к ветеранам боевых действий. Постановление Конституционного Суда РФ N 21-П от 15 октября 2012 года, на которое ссылается в своей апелляционной жалобе Байрамкулов Р.Х. вынесено по проверке конституционности положений п. 2.1 ст. 15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих".
В ходе судебного заседания Байрамкулов Р.Х. и его представитель Марданов А.М.-о. поддержали доводы апелляционной жалобы и просили ее удовлетворить.
Представитель ответчика- Министерства труда и социального развития КЧР Хачуков Х.Ю. полагает, что решение Черкесского городского суда КЧР от 10 января 2013 года является законным и обоснованным. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель ответчика- администрации Марухского сельского поселения в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства ответчик был извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил. В своем письменном отзыве ответчик- администрация Медногорского городского поселения просила рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие. В связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В силу ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно положениям ст. ст. 52 и 57 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Байрамкулов Р.Х., проживавший на территории Медногорского городского поселения в общежитии Горного обогатительного комбината пос. Медногорский, на основании постановления Главы администрации поселка Медногорского N ... от "дата" (л.д. 40) состоял на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в администрации Медногорского поселкового муниципального образования в льготной очереди как ветеран боевых действий в соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах", ранее принимавший участие в боевых действиях на территории республики Афганистан.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Таким образом, поскольку необходимым условием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте по договору социального найма, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт, то выезд на место жительства в другое муниципальное образование влечет снятие его с учета.
Так, постановлением Медногорского поселкового муниципального образования N ... от "дата" (л.д. 42) Байрамкулов Р.Х. снят с учета в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в связи с тем, что последний был выписан за пределы района.
Стороны в ходе судебного разбирательства не оспаривали тот факт, что Байрамкулов Р.Х. был снят с учета, на который вставал до 1 января 2005 года, в связи с выездом в с. Маруха Зеленчукского района КЧР.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Байрамкулова Р.Х.
Доводы Байрамкулова Р.Х., которые указаны в исковом заявлении и в апелляционной жалобе о том, что ответчик- администрация Медногорского городского поселения не уведомила истца о снятии последнего с очереди на получение жилья, являются необоснованными, по следующим основаниям.
Частью 2 ст. 56 ЖК РФ установлено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений.
Из материалов дела усматривается, что в установленный законом срок, а именно 6 июля 2005 года почтовым отправлением без уведомления в адрес Байрамкулова Р.Х. по месту его регистрации: КЧР, "адрес" было направлено письмо за N ... о снятии последнего с учета на получения жилья. Однако данная корреспонденция истцом получена не была. В связи с этим постановлением администрации Медногорского городского поселения N ... от "дата" Байрамкулова Р.Х. был восстановлен на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях с 9 апреля 1992 года, то есть администрация устранила допущенное ими нарушение, выразившееся в ненадлежащем уведомлении Байрамукова Р.Х. о принятом решении.
Также, истец Байрамкулов Р.Х. считает, что бездействие администрации Медногорского городского поселения по передаче его документов в период с 1 января 2005 года по 7 сентября 2011 года в Министерство труда и социального развития КЧР для включения его в сводный республиканский реестр для получения субсидий на приобретения жилья является незаконным.
Судебная коллегия считает доводы Байрамкулова Р.Х. в данной части обоснованными по следующим основаниям.
В силу п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона РФ N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 23.2 Федерального закона РФ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Названным Законом определены условия предоставления мер социальной защиты по обеспечению жильем. Одновременно закреплено право субъектов РФ своими нормативными правовыми актами определять форму предоставления указанных мер (предоставление жилого помещения либо субсидии на приобретение жилья) и порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
На основании изложенного выше, вначале постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики N ... от "дата", а впоследствии постановлениями N ... от "дата" и N ... от "дата", были утверждены форма и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до "дата".
Согласно п. 2 Порядка субсидия предоставляется Получателям, включенным в республиканский реестр в порядке очередности исходя из даты постановки на учет в органе местного самоуправления по месту жительства в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Формирование республиканского реестра Получателей осуществляется Министерством труда и социального развития КЧР по дате постановки на учет на основании решения органа местного самоуправления.
Постановлением администрации Медногорского городского поселения N ... от "дата" (л.д. 66) Байрамкулова Р.Х. восстановлен на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях с момента его постановки на учет- "дата", а также данным постановлением были внесены изменения в приложение N ... "Список N ... граждан поселка Медногорский, снятых с учета на получение жилья по различным основаниям" к постановлению Медногорского поселкового муниципального образования N ... от "дата", исключив строку 3 "Байрамкулов Р.Х.- выписан за переделы района". При этом администрация не исполнила своей обязанности по представлению списка со сведениями по дате постановки Байрамкулова Р.Х. на учет в Министерство труда и социального развития КЧР.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ N 5242-1 от 25 июня 1993 года (с последующими изменениями) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами субъектов Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что ответчик- администрация Медногорского городского поселения не выполнила требования действующего законодательства, указанного выше и не направила в Министерство труда и социального развития КЧР сведения для включения в республиканский реестр Байрамкулова Р.Х. для получения субсидий на приобретение жилья, поскольку истец состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления- администрации Медногорского городского поселения до 1 января 2005 года, а именно с 9 апреля 1992 года по 7 сентября 2011 года. Впоследствии, постановлением Администрации Медногорского городского поселения N ... от "дата" (л.д. 21) на основании п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование, Байрамкулов Р.Х. снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении данных исковых требований Байрамкулова Р.Х. о признании незаконными бездействия администрации Медногорского городского поселения по передаче документов истца в Министерство труда и социального развития КЧР и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в этой части.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, поскольку другие, приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит неубедительными и не подлежащими удовлетворению.
В части требований о признании недействительным постановления администрации Марухского сельского поселения N ... от "дата" и возложении на администрацию обязанности поставить на учет Байрамкулова Р.Х. для получения жилья с 7 июля 1992 года, как ветерана боевых действий, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Постановка заявителя на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в каком-либо конкретном муниципальном образовании не влечет за собой одновременной постановки его на учет по тем же основаниям в иных муниципальных образованиях, поскольку это противоречило бы основам жилищного законодательства.
Поскольку Байрамкулов Р.Х. с учета, на который встал до 1 января 2005 года, был снят 7 сентября 2011 года, его обращение с заявлением в администрацию Марухского сельского поселения о постановке не учет могло быть рассмотрено только по правилам, указанным в ст. ст. 52 и 57 ЖК РФ и п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона РФ "О ветеранах", то есть в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и не свидетельствуют о неправомерности постановления администрации Марухского сельского поселения N ... от "дата".
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанному выводу в этой части исковых требований, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Установив вышеуказанные обстоятельства, с учетом требований п. 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до 1 января 2005 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действия Министерства труда и социального развития КЧР об отказе во внесении Байрамкулова Р.Х. в реестр получателей субсидий для приобретения жилья и возложении обязанности о включении истца в реестр очередников как ветерана боевых действий, с датой первичной постановки на учет в администрации Медногорского городского поселения с 7 июля 1992 года, поскольку как установлено в судебном разбирательстве орган местного самоуправления не направлял в их адрес сведения на Байрамкулова Р.Х., который состоял на учете в администрации до 1 января 2005 года.
Кроме того, Байрамкулов Р.Х. обращался с заявлением в Министерство труда и социального развития КЧР (л.д. 19) с просьбой рассмотреть вопрос о выдаче субсидии как ветерану боевых действий и лицу нуждающемуся в улучшении жилищных условий. Таким образом, Министерство труда и социального развития КЧР не отказывало во внесении Байрамкулова Р.Х. в реестр получателей субсидий для приобретения жилья, поскольку последний не обращался в Министерство с такой просьбой.
Проанализировав с учетом положений вышеперечисленных норм, исследованные письменные доказательства, установленные фактические обстоятельства и дав всему этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд первой инстанции обоснованно и правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Байрамкулова Р.Х. в данной части.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку надлежащим образом исследованных обстоятельств, подлежат отклонению как необоснованные, поскольку судебная коллегия оснований для такой переоценки не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 и п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда КЧР от 10 января 2013 года в части разрешения требований о признании незаконными бездействий администрации Медногорского городского поселения Урупского муниципального района КЧР по передаче документов в Министерство труда и социального развития КЧР для включения в сводный республиканский реестр для получения субсидий на приобретение жилья отменить и принять по делу в этой части новое решение:
Признать бездействие администрации Медногорского городского поселения Урупского муниципального района КЧР по передаче документов Байрамкулова Р.Х. в период с 1 января 2005 года по 7 сентября 2011 года в Министерство труда и социального развития КЧР для включения в сводный республиканский реестр для получения субсидий на приобретение жилья незаконным.
Обязать администрацию Медногорского городского поселения Урупского муниципального района КЧР в месячный срок со дня вступления апелляционного определения в законную силу устранить допущенные нарушения.
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Байрамкулова Р.Х.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.