Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Хапачевой Р.А.,
судей - Муращенко М.Д. и Григоровой Ж.В.,
при секретаре - Кушу Э.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея на решение Майкопского городского суда от 13 февраля 2013 года, которым постановлено:
Иск Зарубиной ФИО18 к Администрации МО " "адрес"", Министерству образования и науки Республики Адыгея, Министерству финансов Республики Адыгея о признании незаконным решения, включения в состав семьи и о возложении обязанности по предоставлению безвозмездной субсидии удовлетворить.
Признать решение комиссии по жилищным вопросам Администрации МО " "адрес"" от 05.12.2012 года незаконным, включить в состав семьи Зарубина ФИО19.
Обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить администрацию МО " "адрес"" субвенцию, а администрации МО "Город Майкоп" предоставить Зарубиной ФИО20 составом семьи 3 человека социальную выплату, на приобретение жилья в соответствии с п. 15 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N.
Заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В., пояснения представителя Министерства образования и науки РА - Кайтуковой С.И. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зарубина Ю.А. обратилась в Майкопский городской суд с иском к ответчикам и просила обязать их предоставить ей социальную выплату на приобретение жилья. При этом указала, что обоснование указала, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ Её мать ФИО8 решением суда от 29.06.2010 г. была лишена в отношении неё родительских прав. Отец ФИО9 записан со слов матери. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находилась на полном государственном обеспечении. С 03.08.2012 г. состоит в зарегистрированном браке, от которого имеет дочь ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решением Комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ она была включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения составом семьи 1 человек. В августе 2012 г. истица вступила в брак с Зарубиным Е.С., а в сентябре 2012 г. у нее родился ребенок. Истица обратилась в жилищную комиссию МО "Город Майкоп" для включения в состав ее семья для предоставления жилья на льготных условиях супруга и дочери. Однако решением комиссии от 11.12.2012 г. дочь была включена в состав семьи истицы, а о включении супруга ей было отказано. В судебном заседании представитель истицы уточнила исковые требования и просила суд признать решение Комиссии по жилищным вопросам от 11.12.2012 года N-р незаконным и обязать комиссию в состав семьи супруга ФИО2 и обязать Министерство образование и науки Республики Адыгея перечислить Администрации МО " "адрес"" субвенцию, а Администрацию МО " "адрес"" предоставить ей составом три человека социальную выплату в размере 1 287 900 рублей.
Представитель Администрации МО " "адрес"" возражала против удовлетворения исковых требований, в связи с тем, что у администрации отсутствуют денежные средства.
Представитель Министерства образования и науки Республики Адыгея и представитель Министерства Финансов Республики Адыгея в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что с 1 января 2013 года определены новые правила предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик министерство образования и науки Республики Адыгея просит решение отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Зарубиной Ю.А. отказать, ссылаясь на то, что суд не учел изменения в законодательстве в данной сфере правового регулирования, вступившие в силу в 2013 г ... в связи с чем если указанные лица не реализовали право на обеспечение жильем до дня вступления в силу данного закона, то их требования о выплате субвенции удовлетворению не подлежат. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72). Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем. Актом федерального законодательства, закрепляющим право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, являются федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно п. 1 ст. 8 указанного закона в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В п. 1 ст. 4 данного закона указано, что он вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом под реализацией принадлежащего указанным лицам права на обеспечение жилыми помещениями следует понимать обращения такого лица в суд за защитой своего нарушенного права.
Как видно из материалов дела Зарубина Ю.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации МО "Город Майкоп", Министерству образования и науки РА и Министерству Финансов РА о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья 02.11.2012 года, то есть до 01.01.2013 года.
Согласно абз.2, 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Судом первой инстанции установлено, что решением Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ мать Зарубиной ( ФИО22) Ю.А. - ФИО11 лишена родительских прав в отношении дочери, отец записан со слов матери.
Также установлено, что с 03.08.2012 года Зарубина ( ФИО21) Ю.А. состоит в зарегистрированном браке с ФИО10, от данного брака родилась дочь ФИО12
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о включении в состав семьи истицы её супруга и отмене решения комиссии по жилищным вопросам Администрации МО "Город Майкоп" от 11.12.2012 г. В этой части решение не обжалуется. При этом комиссия включила в состав семьи истицы ее дочь Зарубину Ю.А.
При таких обстоятельствах Зарубина ( ФИО23 Ю.А., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящий на учете нуждающихся в улучшении в жилищных условий, имеет право как на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, так и на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) предусмотрено две формы реализации права, а именно получения жилого помещения или социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необходимости при рассмотрении дела руководствоваться законодательством, действующим на момент обращения в суд.
В связи с чем судебная коллегия считает, что для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как следует из пункта 9 статьи 8, не имеет правового значения изменявшиеся редакции законодательных актов, закреплявших в разные периоды времени основания обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При установлении нуждаемости в обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории необходимо руководствоваться теми основаниями, которые закреплены в законе, действующем на момент обращения в суд.
С января 2013 года право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, на предоставление вне очереди жилых помещений, предусмотрено Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, судебная коллегия полагает, что доводы ответчика о необходимости обязательного применения норм ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, вступившей в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ) к правоотношениям, возникшим до вступления в силу настоящего закона, является ошибочным, нарушающими закрепленными в Конституции РФ права граждан и не основаны на законе, поскольку действующее законодательство в данной сфере правового регулирования предусматривает предоставление субсидии или жилого помещения указанным лицам вне очереди и предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности и законности состоявшегося по делу судебного решения и не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда от 13 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - Хапачева Р.А.
Судьи - Муращенко М.Д. и Григорова Ж.В.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея Ж.В. Григорова
Председательствующий - Р.А.Хапачева
Судьи - М.Д Муращенко
Ж.В. Григорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.