Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламовой Э.Р.
судей Низамовой А.Р.
Хакимова А.Р.
при секретаре Абдуллиной А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ОАО "Трест УфаГражданСтрой" -Фахретдинова P.P. на решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 10 сентября 2012 года, которым постановлено:
иск Файзуллиной ... , действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Файзуллиной ... , Файзуллина ... к Администрации городского округа город Уфа, Открытому акционерному обществу "ТрестУфагражданстрой" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать в порядке приватизации право общей долевой собственности за Файзуллиной ... , Файзуллиной ... , Файзуллиным ... на жилое помещение - комнату N ... Республики Башкортостан по ... доли за каждым.
Данное решение суда является основанием для регистрации права собственности в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... на недвижимое имущество, расположенное по адресу: ... , г. ... , ... , ком. ... по ... за Файзуллиной ... , Файзуллиной ... , Файзуллиным ...
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Нурисламовой Э.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Файзуллина Г.Р., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Файзуллиной Д.Л., Файзуллина А.Л., обратилась с иском к Администрации городского округа город Уфа, Открытому акционерному обществу "ТрестУфагражданстрой" о признании права собственности на жилое
помещение в порядке приватизации, указав, что в связи с трудовыми отношениями Файзуллину Л.М. по ходатайству РУВД ... района г. ... ОАО "Уфагражданстрой" в ... году была предоставлена комната N ... в доме N ... по ул. ... в г. ... На занимаемое жилое помещение был открыт лицевой счет, заменивший договор найма. Все имущество, находящееся в комнате, принадлежит истцам на праве собственности. В комнату N ... истцы вселились семьей состоящей из 4 человек. Договор найма с истцами не заключался. Истцы неоднократно обращались к ответчику ОАО "Уфагражданстрой" с просьбой о заключении договора найма и регистрации их по месту жительства, но ОАО "Уфагражданстрой" отказывает истцам в данном требовании. Истцы просят признать за Файзуллиной Г.Р., Файзуллиной Д.Л., Файзуллиным А.Л. право собственности на жилое помещение - комнату N ... , площадью ... кв.м, дома ... по ул. ... в г. ... , по ... доли каждому.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе представитель ОАО "Трест УфаГражданСтрой" Фахретдинов P.P. просит решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности, поскольку суд при рассмотрении дела не принял во внимание, что на момент вынесения решения спорное жилое помещение находилось в собственности ОАО "Трест УфаГражданСтрой". Право собственности ОАО "Трест УфаГражданСтрой" зарегистрировано на основании плана приватизации от ... г. Между тем, в материалах дела отсутствует ссылка на решение суда, в соответствии с которым план приватизации ОАО "Трест УфаГражданСтрой" признан незаконным. Более того, право собственности ОАО "Трест УфаГражданСтрой" и законность плана приватизации, утвержденного председателем государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом от ... , никем не оспорены в судебном порядке. Так же суд, рассматривая заявление Файзуллиной Г.Р. о признании права собственности на жилое помещение, без установления каких-либо существенных фактов, в решении делает вывод о том, что дом N ... по ул. ... не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов в силу Указа Президента РФ от 10 января 1993 г. при этом, не принимая во внимание, что план приватизации ОАО "Трест УфаГражданСтрой" был утвержден за пол года до того, как был издан Указ Президента РФ от 10 января 1993г. Так же судом не принято во внимание, что ОАО "Трест УфаГражданСтрой" представило выписку из Управления Федеральной службы регистрации кадастра и картографии по РБ о том, что все помещения, расположенные в доме N ... по улице ... , принадлежащие на праве собственности ОАО "Трест УфаГражданСтрой", находятся под арестом, о чем есть отметка в свидетельстве о государственной регистрации права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ОАО "Трест УфаГражданСтрой" - Хайретдинову Л.А.,
поддержавшую жалобу, Файзуллину Г.Р., Файзуллина Л.М., представителя Файзуллина Л.М., Файзуллиной Г.Р. - Антонову - Нешину Л.П., полагавших, что решение суда законно и обоснованно, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (с 23 декабря 1992 года Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации") жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации
жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Как указано выше, статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 20 мая 2002 года) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из ст.4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.
Между тем, в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения (изолированные - квартира, комната), вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальный жилищный фонд до 01 марта 2005 года, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность после 01 марта 2005 года при условии, если это жилое помещение является изолированным.
Необходимо также учитывать, что п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года N 370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 3, а именно, - жилищный и нежилой фонд независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Правительство Российской Федерации приняло постановление "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" от 07 марта 1995 года N235. Названным постановлением утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, которым определены порядок и условия передачи указанных объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов и муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 2 Положения о передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий и не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и
коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", включая и объекты, определенные в пункте 2 Положения.
Передача объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность путем внесения в планы приватизации предприятий, находящихся в стадии приватизации, перечней названных объектов отдельным разделом.
Если планы приватизации утверждены, то в установленном порядке в них вносят изменения и включают перечни передаваемых объектов.
Утверждение плана приватизации предприятий (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (п. 3 Постановления).
Удовлетворяя исковые требования Файзуллиной Г.Р., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Файзуллиной Д.Л., Файзуллина А.Л., о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, суд первой инстанции исходил из того, что включение жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия в нарушение действующего законодательства, не могут влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживающих в данных жилых помещениях, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
С данными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они являются обоснованными и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение - комната N ... в общежитии по ул. ... , ... г. ... предоставлена в ... году Файзуллину Л.М. для проживания с семьей, истцы вселены в указанное жилое помещение и проживают в этом жилом помещении по сегодняшний день, указанное обстоятельство не оспаривалось сторонами.
После передачи общежития в муниципальную собственность, договор социального найма на комнату ... в общежитии по адресу: г. ... , ... с истцами не заключен.
Решением ... районного суда ... от ... постановлено: исковые требования Файзуллина ... , Файзуллиной ... , действующей в своих интересах а также в интересах несовершеннолетних Файзуллиной ... , Файзуллина ... к Администрации городского округа г. Уфа о признании права проживания на условиях договора социального найма - удовлетворить.
Признать за Файзуллиным ... , Файзуллиной ... , Файзуллиной ... , Файзуллиным
... право проживания в комнате N ... дома ... по ул. ... на условиях договора социального найма.
В удовлетворении исковых требований Файзуллина ... , Файзуллиной ... , действующей в своих интересах а также в интересах несовершеннолетних Файзуллиной ... , Файзуллина ... к МУП УЖХ ГО г. ... , Открытому акционерному обществу "Трест Уфагражданстрой" о признании права проживания на условиях договора социального найма - отказать (л.д. ... ).
Так же из материалов дела следует, что истцом оплата за проживание в спорной комнате и коммунальные услуги производятся в полном объеме, указанное обстоятельство подтверждается квитанциями (л.д. ... ), спорная комната является изолированным жилым помещением.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... от ... N ... следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Файзуллиной ... на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Республики Башкортостан (л.д. ... ).
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... от ... N ... следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Файзуллина ... на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Республики Башкортостан (л.д. ... ).
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... от ... N ... следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Файзуллиной ... на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Республики Башкортостан (л.д. ... ).
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... от ... N ... следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Файзуллина ... на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Республики Башкортостан (л.д. ... ).
Из имеющихся в материалах дела справок, выданных ГУП "БТИ РБ" от ... N ... , ... , ... , ... следует, что Файзуллин Л.М., Файзуллина Г.Р., Файзуллин А.Л., Файзуллина Д.Л. свое право на приватизацию не использовали (л.д. ... ).
Из имеющегося в материалах дела нотариально удостоверенного согласия от ... зарегистрированного в реестре N ... следует, что Файзуллин Л.М. дал свое согласие на приватизацию комнаты по адресу: ... От права приватизации указанной комнаты отказался. В договор передачи комнаты в собственность просил его не включать (л.д ... ).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права ... от ... следует, что помещения, расположенные по адресу ... находятся в собственности ОАО "Трест Уфагражданстрой" на основании плана приватизации, утвержденного председателем Гос. комитета РБ по управлению государственным имуществом от 22.09.1992г. б/н. (л.д. ...
Из ответа Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации ГО г. ... от ... N ... - ... следует, что объект недвижимости, расположенный по адресу: г ... в реестре муниципального имущества городского округа г. ... Республики Башкортостан не значится (л.д. ... ).
Таким образом, в силу действующего законодательства ОАО "Трест Уфагражданстрой" обязано было передать здание общежития по ул. ... , ... г. ... в муниципальную собственность, однако не сделало это, незаконно включив жилфонд общежития в уставной фонд приватизируемого предприятия.
То обстоятельство, что Госкомимущество РБ утвердило план приватизации ОАО "Трест Уфагражданстрой", куда вошли здания общежития, не может влиять на права Файзуллиной Г.Р. и ее детей по приватизации спорного жилого помещения, поскольку они проживают в этом общежитие на законных основаниях.
Доказательств, опровергающих то обстоятельство, что общежитие до акционирования ОАО "Трест Уфагражданстрой" и приватизации имущества не являлось государственной собственностью, в суде не представлено.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд при рассмотрении дела не принял во внимание, что на момент вынесения решения спорное жилое помещение находилось в собственности ОАО "Трест УфаГражданСтрой". Право собственности ОАО "Трест УфаГражданСтрой" зарегистрировано на основании плана приватизации от 1992 г. Между тем, в материалах дела отсутствует ссылка на решение суда, в соответствии с которым план приватизации ОАО "Трест УфаГражданСтрой" признан незаконным. Более того, право собственности ОАО "Трест УфаГражданСтрой" и законность плана приватизации, утвержденного председателем государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом от 22.09.1992г. никем не оспорены в судебном порядке, о том, что суд, рассматривая заявление Файзуллиной Г.Р. о признании права собственности на жилое помещение, без установления каких-либо существенных фактов, в решении делает вывод о том, что дом N ... по ул. ... не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов в силу Указа Президента РФ от 10 января 1993 г. при этом, не принимая во внимание, что план приватизации ОАО "Трест УфаГражданСтрой" был утвержден за пол года до того, как был
издан Указ Президента РФ от 10 января 1993г., не могут являться основанием для отмены либо изменения решения суда ввиду того, что основаны на неверном толковании норм действующего законодательства
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения.
При указанных обстоятельствах, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке по доводам жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Уфы РБ от 10 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО "Трест УфаГражданСтрой" Фахретдинова P.P. - без удовлетворения.
Председательствующий: Э.Р. Нурисламова
Судьи: А.Р. Низамова
А.Р. Хакимов
Справка: судья ФИО13
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.