Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Киньягуловой Т.М., Фахретдиновой Р.Ф.
при секретаре Тарасовой Н.Г.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ОАО "Жилуправление" - Абдуллина А.М. на решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 05 декабря 2012 года, которым постановлено:
Взыскать с ОАО "Жилуправление" в пользу Казанкиной Н. П. и Сергеевой Ии Рифгатовны - компенсацию морального вреда по 700 руб. каждой, расходы по оплате услуг представителя - по 2000 руб. каждой, комиссию банка при оплате юридических услуг - по 14 руб. каждой, расходы за оформление доверенности - по 500 руб. каждой, а также госпошлину в доход государства 4000 руб.
Заслушав доклад судьи Киньягуловой Т.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Казанкина Н.П. и Сергеева И.Р. обратились в суд с иском к ОАО "Жилуправление" о взыскании компенсации морального вреда, обязании предоставить протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В обоснование иска указано, что истцам Казанкиной Н.П. и Сергеевой И.Р. на праве собственности принадлежат жилые помещения соответственно N ... Управление названным домом осуществляет ОАО "Жилуправление". В 2011 - 2012 годах были увеличены тарифы по оплате жилищно-коммунальных услуг, информацию о причинах увеличения оплаты управляющая организация не предоставила. С целью выяснить правильность начислений платежей они совместно с другими жильцами дома обратились в жилищную инспекцию, где получили ответ, что проверка фактов, изложенных в обращении не входит в полномочия госжилинспекции. На неправомерные действия ОАО "Жилуправление" они направили жалобу в прокуратуру г. Октябрьского и получили ответ, что вопросы, касающиеся проведения капитального ремонта дома и оплаты жилищно-коммунальных услуг, рассматривались на общем собрании собственников помещений дома. Однако жильцы дома отрицали факт проведения такого собрания. В июне 2012 года они обратились в ОАО "Жилуправление" с заявлением о выдаче протокола N ... общего собрания собственников помещений в многоквартирном ... по Садовому кольцу и регистрационных листов, на которые ссылалась прокуратура в ответе на жалобу. Согласно ответу N ... от ... года в предоставлении этого документа ОАО "Жилуправление" им отказало со ссылкой на то, что их заявление не соответствует требованиям Федерального закона от ... года N ... ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан". До настоящего времени им протокол не выдан, с его содержанием они не ознакомлены. Ответчик не исполняет требования Федерального Закона "О защите прав потребителей" по своевременному предоставлению потребителю необходимой информации об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
По утверждению истцов Казанкиной Н.П. и Сергеевой И.Р. неправомерными действиями ответчика ОАО "Жилуправление" в связи с непредоставлением информации о проведенном общем собрании собственников жилых помещений, об основаниях увеличения жилищно-коммунальных платежей им причинен моральный ущерб, нравственные страдания, выразившиеся в том, что они для защиты своих законных прав вынуждены были обращаться в различные инстанции, тратили для этого свое время в ущерб интересам семьи, выслушивали неприятные высказывания со стороны работников ОАО "Жилуправление". Просили взыскать компенсацию морального вреда по 10 000 руб. каждой, а также расходы, которые понесли в связи с оформлением полномочий представителя и оказанием юридических услуг.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представителя ОАО "Жилуправление" - Абдуллина А.М. ставится вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя ОАО "Жилуправление" - Абдуллина А.М., выслушав представителя ОАО "Жилуправление" - Абдуллина А.М., представителя Казанкиной Н.П., Сергеевой И.Р. - Лысенкова В.В., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 п.5 ч.2 ст.153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Согласно ч.13 ст.155 Жилищного кодекса РФ наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
Согласно ч.7 ст.156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно ст.158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно ст.165 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления и управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с этими ценами и тарифами, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, а также о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг.
Исходя из положений п.40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N491, собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе: а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и(или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.09.2010 г. N731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", управляющая организация обязана раскрывать информацию, в том числе сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы (п.3 Стандарта).
В соответствии с п. 14 Стандарта в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения: а) перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объемах закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций; б) тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа) которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа; в) тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей.
Согласно ч.5 ст.46 Жилищного кодекса РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Из материалов дела следует, что Казанкина Н.П. является собственником 1/2 доли жилого помещения по адресу: ... , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N ... от ... года (л.д. 6).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права N ... от ... года Сергеева И.Р. является собственником 1/3 доли жилого помещения по адресу: ... (л.д. 7).
Как видно из материалов дела, истцы Казанкина Н.П. и Сергеева И.Р. в 2012 году обратились с заявлением в Государственную жилищную инспекцию, указывая, что ОАО "Жилуправление" не предоставляет собственникам многоквартирного дома утвержденный перечень, объемы и качество услуг и работ, не выполняет свои обязанности по обслуживанию их дома. В заявлении также указывается, что никакой ремонт в доме не проводился и не проводится, однако за это с них взимаются платежи. Собрание собственников жилья в доме не проводилось (л.д. 8-11).
В жалобе на имя прокурора г. Октябрьского жильцы жилого дома по адресу: ... также ссылаются на не предоставление им информации ОАО "Жилуправление" о причинах перерасчета в сторону увеличения оплаты за коммунальные платежи - холодное водоснабжение и канализацию, о включении в платежные квитанции новой графы - "техобслуживание ВДГО" (л.д. 17-19).
По утверждению истцов Казанкиной Н.П. и Сергеевой И.Р. после ответа прокурора от ... года на жалобу, в котором содержится информация о рассмотрении вопросов, касающихся проведения капитального ремонта дома, его финансирования, сроке начала и других организационных вопросов на общем собрании жильцов, проведенном ... года, ... года истцы с другими жильцами обратились в ОАО "Жилуправление" с заявлением о предоставлении им протокола общего собрания собственников жилья N ... от ... года. Согласно ответу от ... года в предоставлении требуемой информации - протокола общего собрания собственников жилых помещений им было отказано по причине несоответствия заявления требованиям Федерального закона от ... года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан", а именно к заявлению не приобщены документы, подтверждающие право собственности заявителей на помещения в жилом многоквартирном доме (л.д. 20-22).
Разрешая спор, суд, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства по делу, обоснованно пришел к выводу о взыскании с ОАО "Жилуправление" в пользу Казанкиной Н.П. и Сергеевой И.Р. компенсации морального вреда по 700 руб. каждой, расходов по оплате услуг представителя по 2000 руб. каждой, комиссии банка при оплате юридических услуг - по 14 руб. каждой, расходов за оформление доверенности по 500 руб. каждой, а также госпошлину в доход государства 4000 руб., поскольку отказ в предоставлении информации об основаниях начисления жилищно-коммунальных услуг по мотиву непредставления документов о праве собственности на жилые помещения, а также отказ выдать протокол общего собрания собственников жилых помещений от ... года являются неправомерными. Сведения о статусе истцов, как собственников жилых помещений имеются в управляющей организации ОАО "Жилуправлении".
Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регулируются Федеральным Законом "О защите прав потребителей". Данный закон устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), а также определяет механизм реализации этих прав. В силу ст. 8 Федерального Закона "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товаров (работах, услугах).
Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Невзирая на требования Федерального Закона ответчик ОАО "Жилуправление" и при предоставлении истцами свидетельств о регистрации права собственности не предоставил им запрашиваемой информации.
Из представленного протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном ... следует, что на собрании жильцов решались вопросы капитального ремонта названного дома, видах, объеме и стоимости планируемых работ, о порядке финансирования и возмещения затрат, связанных с проведением капитального ремонта дома, о сроке начала капитального ремонта. Однако эта информация в нарушение вышеуказанных требований Федерального Закона "О защите прав потребителей" не была предоставлена истцам, чем были нарушены права потребителей. Представитель ОАО " Жилуправление" в суде апелляционной инстанции пояснил, что экземпляр протокола общего собрания собственников жилых помещений от ... года в ОАО "Жилуправление" имеется.
В силу ст. 13 Федерального Закона "О защите прав потребителей" за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация ... ) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Таким образом, материалами дела установлен факт нарушения ответчиком прав истцов, как потребителей услуг. На основании ст. 15 Федерального Закона "О защите прав потребителей" суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истцов Казанкиной Н.П. и Сергеевой И.Р. компенсацию морального вреда, с учетом требований разумности и справедливости по 700 руб. в пользу каждой. При этом суд обоснованно принял во внимание доводы истцов о причинении им нравственных страданий ответчиком, связанных с обращениями в различные инстанции с целью защиты своих жилищных прав.
Выводы суда соответствуют материалам дела, исследованным доказательствам и требованиям закона.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных о незаконности и необоснованности решения суда от 05 декабря 2012 года.
Таким образом, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 05 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО "Жилуправление" - Абдуллина А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Нурисламов Ф.Т.
Судьи Киньягулова Т.М.
Фахретдинова Р.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.