Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Фархутдиновой Г.Р.,
судей: Зайнуллиной Г.К.,
Куловой Г.Р.,
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.,
при секретаре Набиеве Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан Казачкова В.В. на решение Аургазинского районного суда Республики Башкортостан от 24 декабря 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Новокальчировский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан о признании бездействия администрации сельского поселения Новокальчировский сельсовет муниципального района Аургазинский район РБ незаконным и об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений отказать.
Заслушав доклад судьи Зайнуллиной Г.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Аургазинского района Республики Башкортостан обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Новокальчировский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан о признании бездействия Администрации сельского поселения Новокальчировский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан незаконным и об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что прокуратурой Аургазинского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой установлено, что распоряжением главы администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан от ... N ... гидротехнические сооружения, находящиеся на территории района, закреплены за сельскими поселениями и хозяйствующими субъектами. Данное распоряжение является формальным, не имеет никакой правовой основы. Выявлено, что на все гидротехнические сооружения, находящиеся на территории района, в нарушение требований ст. 10 Федерального закона N 117-ФЗ от 21.07.1997 года "О безопасности гидротехнических сооружений" не составлены декларации безопасности гидротехнического сооружения. Гидротехнические сооружения официально никем не оформлены, не состоят на балансе ни одного учреждения, то есть являются бесхозяйными. На территории сельского поселения Новокальчировский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан размещены два гидротехнических сооружения: гидротехническое сооружение, расположенное на расстоянии ... км. ... , построенное ... объем воды в ГТС составляет ... миллионов кубометров ... ) и гидротехническое сооружение, расположенное на расстоянии ... севернее ... , построенное ... , объем воды в ГТС составляет ... миллионов ... В связи с тем, что указанные сооружения являются бесхозяйными, никем, в том числе и органом местного самоуправления, не приняты меры по их обследованию, получению декларации безопасности.
Учитывая, что гидротехнические сооружения являются бесхозяйными и в нынешнем состоянии представляют собой потенциальную угрозу для населения и окружающей среды, в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, они подлежат оформлению в муниципальную собственность. Администрация сельского поселения, на чьей территории расположены гидротехнические сооружения, мер по оформлению права собственности не предпринимает.
Прокурор просит суд признать бездействие Администрации сельского поселения Новокальчировский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по направлению заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с целью постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества гидротехнических сооружений, расположенных на расстоянии ... км. ... ) и ... незаконным. Обязать Администрацию сельского поселения Новокальчировский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан в срок до ... , организовать деятельность по направлению заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с целью постановки гидротехнических сооружений, расположенных на расстоянии ... км. ... ) и ... в качестве бесхозяйного имущества.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в своем апелляционном представлении просит прокурор Аургазинского района Республики Башкортостан Казачков В.В., указывая на то, что в материалах дела имеются все необходимые сведения о бесхозяйном сооружении, на все имеющиеся сооружения в черте района не составлены декларации безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с Федеральным законом N 117-ФЗ от 21.07.1997 года "О безопасности гидротехнических сооружений", сооружение располагается в черте населенных пунктов и в случае аварии представляет большую опасность для населения и хозяйственных объектов.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора Фахретдиновой Ю.Ю., подержавшую апелляционное представление, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие представителей Администрации сельского поселения Новокальчировский сельсовет муниципального района Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции не соответствует.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд исходил из того, что оснований для применения Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к рассматриваемым правоотношениям не имеется, поскольку материалы дела не содержат доказательств соответствия спорного объекта признакам гидротехнического сооружения и возможности возникновения чрезвычайной ситуации в результате его повреждения.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на территории сельского поселения Новокальчировский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан размещены гидротехнические сооружения: расположенное на расстоянии ... км. ... , построенное ... , объем воды в котором составляет ... миллионов кубометров ... ) и гидротехническое сооружение, расположенное на расстоянии ... севернее ... , построенное ... , где объем воды составляет ... миллионов ... (л.д. ...
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года N 580 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества с приложением необходимых документов.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Кроме того, к вопросам местного значения поселений согласно п.23 ч.1 ст. 14 указанного Федерального закона относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Установлено, что на гидротехнические сооружения, находящиеся на территории района, в нарушение требований ст. 10 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ не составлены декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Вышеуказанное гидротехнические сооружения никем не оформлены, не состоят на балансе ни одного учреждения, то есть являются бесхозяйными.
В соответствии со ст.ст. 3, 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Поскольку рассматриваемый объект расположен в административных границах сельского поселения Новокальчировский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по направлению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества гидротехнических сооружений, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения ч. 3 ст. 225 ГК РФ.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и принять новое решение, которым исковое заявление прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Новокальчировский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Аургазинского районного суда Республики Башкортостан от 24 декабря 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Новокальчировский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по направлению заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с целью постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества гидротехнических сооружений, расположенных на расстоянии ... км. южнее ... и ... севернее ...
Обязать Администрацию сельского поселения Новокальчировский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан организовать деятельность по направлению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявления с целью постановки гидротехнических сооружений, расположенных на расстоянии ... южнее ... ) и ... севернее ... в качестве бесхозяйного имущества.
Председательствующий Г.Р. Фархутдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Г.Р. Кулова
Справка: судья Буляккулова Н.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.