Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Гизатуллина А.А.,
судей Гаиткуловой Ф.С.,
Смирновой О.В.,
при секретаре Залимовой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Хамитова М.Ш. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 декабря 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Хамитова М.Ш. к Правительству Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка -отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хамитов М.Ш. обратился в суд с иском к Правительству Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, указав, что на основании договора приватизации он является собственником части жилого дома, расположенного на земельном участке площадью ... кв.м. с кадастровым N ... , расположенным по адресу: ... В соответствии со ст. 36 ЗК РФ он имеет право на приобретение его в собственность. Его неоднократные обращения в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, в Правительство РБ с просьбой о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка, остались без рассмотрения.
Просил обязать Правительство Республики Башкортостан в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан заключить с ним договор купли-продажи земельного участка площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку, кадастровый N ... , адрес: ... , определив цену выкупа - семнадцатикратная ставка земельного налога за единицу площади земельного участка, в соответствии с Законом РБ от 05.01.2004г. N59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан".
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Хамитов М.Ш. просит отменить решение, указав, что судом дано неправильное толкование земельного законодательства, поэтому в удовлетворении иска необоснованно отказано. Земельный участок не относится к зоне особо охраняемых природных территорий, в связи с чем не ограничен в обороте. Расположение земельного участка в рекреационной зоне не является запретом на его приватизацию.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Сабаев Р.М., действующий на основании доверенности от ... , доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить, решение - отменить.
Заслушав объяснения стороны, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В силу положений п.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
При разрешении иска Хамитова М.Ш. суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок находится в рекреационной зоне и в силу п.8 ст. 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", п.2 ст. 27 ЗК РФ не подлежит отчуждению, поскольку относится к категории земель ограниченных в обороте.
Судебная коллегия считает указанные основания для отказа в удовлетворении иска незаконными, основанными на неправильном истолковании закона.
Пунктом 2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в пределах особо охраняемых природных территорий, ограничиваются в обороте (подпункт 1 пункт 5 ст. 27 ЗК РФ).
Аналогичное положение содержится в п.8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001г. N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В силу положений п.1,2 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Статьей 98 ЗК РФ предусмотрено, что к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Как следует из материалов дела, Хамитову М.Ш. на основании договора безвозмездной передачи жилых помещений ведомственного фонда в собственность от ... принадлежит на праве собственности квартира общей площадью ... кв.м., расположенная по адресу: ... , о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним ... внесена запись регистрации N ... , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выпиской из ЕГРП от ... N ...
Из технического паспорта на жилое помещение, составленного по состоянию на ... , уведомления о подтверждении почтового адреса от ... N ... , письма Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по РБ от ... усматривается, что жилое помещение, принадлежащее истцу на праве собственности, находится в блокированном жилом доме, состоящим из двух квартир, каждая из которых имеет непосредственный выход на свой земельный участок.
Квартира Хамитова М.Ш. расположена на земельном участке с кадастровым N ... площадью ... кв.м. с разрешенным использованием: под жилую застройку, в территориальной зоне с особыми условиями использования территорий в г. Уфа - зона рекреационного назначения, индекс ... , сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Совета ГО г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ" от 22.08.2008г. N7/4, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от ... N ... , сообщением Главархитектуры администрации ГО г. Уфа РБ от ... N ...
В соответствии с п.2,3 ст. 50.4 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ зона ... - зона городских лесов и отдыха - для пассивного отдыха, объектов здравоохранения; для размещения учреждений рекреационно-оздоровительного назначения, объектов санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма, ведения садово-дачного хозяйства, а также обслуживающих объектов, вспомогательных по отношению к основному назначению зоны. Зона предназначена для сохранения природного ландшафта, экологически чистой окружающей среды, а также для организации отдыха и досуга населения. Хозяйственная деятельность на территории зоны осуществляется в соответствии с режимом, установленным для лесов зеленой зоны города, на основе лесного законодательства; допускается строительство обслуживающих культурно-развлекательных объектов, спортивных сооружений и комплексов, связанных с выполнением рекреационных функций территории.
Зоны рекреационного назначения включают: зоны зеленых насаждений общего пользования; зоны зеленых насаждений ограниченного пользования; озеленение специального назначения; озеленение внутримикрорайонного пользования; учреждения санаторно-курортные и оздоровительные, отдыха и туризма; территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства, подсобного хозяйства, предназначенные для размещения садовых и дачных участков с правом возведения жилого строения, используемых населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных культур.
Исходя из того, что спорный земельный участок в установленном законом порядке включен в территориальную зону с особыми условиями использования территорий - зона рекреационного назначения (Р-2), он не ограничен в обороте, так как не отнесен к категории земель особо охраняемых природных территорий, должен использоваться в соответствии с разрешенным назначением, предусмотренным Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ для данной территориальной зоны (ст. 85 ЗК РФ).
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что оснований для возложения обязанности на ответчиков по заключению договора купли-продажи земельного участка в испрашиваемых границах и площадью, не имеется.
Согласно абзацу 3 пункта 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. N137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Полномочия Правительства Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, органа местного самоуправления городского округа город Уфа РБ определены в статьях 25.1, 25.2, 25.3 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004г. N59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан".
Исходя из приведенных норм права, судебная коллегия считает, что спорный земельный участок является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, в связи с чем распоряжение им осуществляется Правительством Республики Башкортостан.
В соответствии с п.1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 14 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004г. N59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию этих земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством. Границы и размеры выкупаемых земельных участков определяются с учетом фактически используемой площади и расположения объектов недвижимости, находящихся в собственности заявителя, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Пунктом 2 ст.15 приведенного выше закона закреплено, что предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления
.
Согласно ст. 52 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ предельные размеры земельных участков в зоне ... составляют ... кв.м.
Аналогичные положения содержатся в п.2.2.2.8 решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 23.12.2009 N22/6 "О нормативах градостроительного проектирования городского округа город Уфа Республики Башкортостан" установлено, что предельно допустимые размеры приусадебных (приквартирных) земельных участков, предоставляемых в городском округе на индивидуальный дом или на одну квартиру, устанавливаются Правилами землепользования и застройки.
Размеры приусадебных (приквартирных) земельных участков, предоставляемых в границах городской территории, предусмотрены Правилами и составляют для блокированной секционной застройки блокированными жилыми домами с блок-квартирами на одну семью до ... этажей с приквартирными участками до ... кв.м.
Однако земельный участок, который истец просит передать ему в собственность за плату путем заключения договора купли-продажи, в несколько раз превышает предельные размеры, установленные Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска Хамитова М.Ш. В связи с чем, апелляционная жалоба Хамитова М.Ш. подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328 -329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хамитова М.Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Гизатуллин
Судьи Ф.С. Гаиткулова
О.В. Смирнова
Справка: судья Кадырова Э.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.