Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Ишбулатовой Е.И.
судей Гаиткуловой Ф.С.,
Куловой Г.Р.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Шаранове Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Республики Башкортостан ... , апелляционному представлению прокурора ... Республики Башкортостан ... на решение Аургазинского районного суда Республики Башкортостан от 18 декабря 2012 года, которым постановлено:
заявление прокурора ... Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильников, незаконным и возложении обязанности по их обустройству в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами удовлетворить частично.
Признать бездействие Правительства Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - четырех скотомогильников, расположенных в ... , ... , ... в границах сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан, незаконным.
В удовлетворении остальной части заявления прокурора ... Республики Башкортостан отказать.
Заслушав доклад судьи Гаиткуловой Ф.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ... РБ обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильников, незаконным, постановке на учет скотомогильников и возложении обязанности по их обустройству в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой ... проведена проверка исполнения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан, в ходе которой выявлены нарушения, а именно, в ... , ... размещены скотомогильники, которые эксплуатируются с нарушениями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469 (далее - Правил). Площадь скотомогильника в ... составляет ... кв.м, площадь скотомогильник ... составляет ... кв.м, площадь скотомогильника в д. ... составляет ... кв.м, площадь скотомогильника в ... составляет ... кв.м. В нарушение пункта 5.6. Правил территория вокруг указанных скотомогильников, не огорожена глухим забором высотой не менее ... м с въездными воротами, не имеет траншеи, устройство вала из вынутого грунта не произведено, через траншею мост не перекинут. В нарушение пункта 5.8. Правил над железной ёмкостью скотомогильников отсутствует навес и помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. В нарушение пункта 5.10. Правил перед въездом на территорию скотомогильников коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов, не устроена. Заключение о соответствии скотомогильников (биотермических ям), расположенных в границах сельского поселения Семенкинский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан, ветеринарно-санитарным правилам, утвержденным Минсельхозпродом РФ 04 декабря 1995 N 13-7-2/469, отсутствует. Вследствие бесхозности скотомогильников не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества, поэтому соблюдение требований действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об охране окружающей среды не представляется возможным. Отнесение указанных скотомогильников к имуществу, которое не имеет собственника, явилось следствием бездействия Правительства Республики Башкортостан. В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает. Поскольку скотомогильники, находящиеся на территории сельского поселения ... сельсовет является бесхозяйным, никто не несет затрат на их содержание и ответственности за нарушение ветеринарно-санитарных правил, обязанность по постановке на учет, обустройству и эксплуатации скотомогильника должна быть возложена на Правительство Республики Башкортостан. Ответчиком не принимаются меры по созданию для жителей ... условий на благоприятную природную среду, их защите от негативного воздействия всевозможных эпидемий и чрезвычайных ситуаций. Просил признать бездействие Правительства Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильников, расположенных в ... , ... , ... , незаконным; обязать ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, с этой целью в срок до ... года поставить на учёт скотомогильники, расположенные в д. ... , ... , ... в границах сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан; обязать ответчика в срок до ... года обустроить скотомогильники, расположенные в д. ... , ... , ... , с этой целью:
- территорию скотомогильников огородить глухим забором высотой не менее ... м с въездными воротами;
- с внутренней стороны забора по всему периметру скотомогильников выкопать траншеи глубиной ... - ... м и шириной не менее ... м с устройством вала из вынутого фунта, через траншею перекинуть мост;
- над железными емкостями скотомогильников установить навес и помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов;
- перед въездом на территорию скотомогильников устроить коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением суда в части отказа в удовлетворения заявленных требований прокурора, в апелляционном представлении прокурор ... Республики Башкортостан ... просит решение суда в части отказа в удовлетворении требовании прокурора к Правительству Республики Башкортостан отменить, указав, что удовлетворяя требования прокурора о признания бездействия Правительства Республики Башкортостан незаконным, суд обязан был в силу требований ч.1 ст.258 ГПК РФ обязать Правительство Республики Башкортостан устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, что судом сделано не было.
Представитель Правительства Республики Башкортостан ... , не согласившись с решением суда в части удовлетворения исковых требований прокурора, просит отменить судебное постановление в указанной части, ссылаясь, что Правительством Республики Башкортостан проводиться работа по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Так, Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 09 февраля 2011 года рекомендовано администрациям районов провести инвентаризацию бесхозяйного имущества, находящегося на территории муниципального образования, предусмотреть в бюджете средства на проведение инвентаризации. 16 ноября 2012 года состоялось совещание по вопросам обустройства и принятия бесхозяйных скотомогильников и биотермических ям в собственность республики, а также возможности передачи государственных полномочий по постановке на учет и оборудованию бесхозяйных скотомогильников вместе с необходимым объемом финансирования администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания судебной коллегии.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционного представления и апелляционной жалобы, заслушав прокурора, поддержавшего представление, представителя Правительства Республики Башкортостан ... , поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что спорные объекты для утилизации биоотходов является скотомогильниками и расположены в ... , ... сельсовета муниципального района ... Республики Башкортостан.
Судом при разрешении спора установлено, что указанные скотомогильники, расположены на территории сельского поселения Семенкинский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан, в Едином государственном реестре прав не зарегистрированы, что подтверждается справкой Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан Отдела по ... N ... от ... года.
По справке N ... от ... года администрации сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан, на балансе сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан указанные скотомогильники не находятся.
Таким образом, вследствие бесхозности скотомогильников не определен балансосодержатель, ответственный за состояние имущества.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Из приведенных положений законодательства следует, что правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть также отнесено оборудование и содержание скотомогильников при установленных судом обстоятельствах к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Таким образом, обязанность государственного органа субъекта федерации по постановке на учет, обустройству скотомогильника предусмотрена указанными нормами права.
Согласно пункта 4 Порядка учета и ведения Реестра государственного имущества Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 20.09.2011 N 329 (ред. от 03.07.2012), недвижимое имущество независимо от стоимости подлежит пообъектному учету в Реестре.
Пункт 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, относит к полномочиям органов местной администрации только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) в силу пункта 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Судом установлено, что имеющееся на территории сельского поселения место захоронения биологических отходов на балансе администрации сельского поселения не состоит.
Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории сельского поселения скотомогильника и не возлагает на исполнительные органы самоуправления обязанности по созданию таких объектов.
Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника органам местного самоуправления не передавались.
Поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для возложения на администрацию сельского поселения Семенкинский сельсовет Муниципального района ... Республики Башкортостан обязанности оборудовать скотомогильники (биотермические ямы) без передачи необходимых полномочий и денежных средств, не имеется.
В нарушение п.п.5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.12.1995г. N 13-7-2/469, территория скотомогильников не огорожена глухим забором высотой не менее ... метров с выездными воротами, с внутренней стороны забора отсутствует траншея глубиной ... - ... метра и шириной не менее ... метра с устройством вала вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею, в результате чего доступ к указанному объекту осуществляется свободно. Навес над ямой на высоте ... метра, длиной ... метров и шириной ... метра не оборудован. Яма не выложена из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала с выведением выше уровня земли на ... см с устройством отмостки.
В нарушении Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое заключение на скотомогильники ... , ... , ... сельсовета муниципального района ... Республики Башкортостан, отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора к Правительству Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия Правительства Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильников, расположенных в ... , ... , ... в границах сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан.
Судебная коллегия находит неубедительной ссылку в апелляционной жалобе представителя Правительства Республики Башкортостан ... на Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 09 февраля 2011 года N 102-р, которым рекомендовано администрациям муниципальных образований Республики Башкортостан провести инвентаризацию бесхозяйных недвижимых объектов, поскольку данные действия ответчика не свидетельствуют о выполнении требований действующего законодательства в отношении бесхозяйных скотомогильников, скотомогильники на учет не поставлены, их обустройство не произведено.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отказе в удовлетворении требований прокурора к Правительству РБ об обязании ответчика приять меры для поставки на учёт данных скотомогильников и обязании ответчика обустроить скотомогильники.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд указал, что требования прокурором по организации мероприятий по направлению заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество для постановки на учет скотомогильников, и по организации мероприятий по обустройству скотомогильников, не заявлялись.
Частью 1 статьи 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Из содержания искового заявления усматривается, что прокурор, обращаясь в порядке ст.45, 254 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, просит признать бездействие Правительства Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных скотомогильников, расположенных в д. ... , ... , незаконным, обязать ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, с этой целью в срок до ... года поставить на учёт скотомогильники, расположенные в ... , ... в границах сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан, обязать ответчика в срок до ... года обустроить скотомогильники, расположенные в ... , ... , ... Судебная коллегия обращает внимание, что требования прокурора сформулированы четко, ясно, соответствуют требованиям норм действующего законодательства.
При этом судебная коллегия исходит из того, что " скотомогильники " (биотермические ямы) - это имущество, имеющее своим первичным назначением не предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в общем, а имущество необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. На основании вышеизложенных норм действующего законодательства, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для осуществления государственных полномочий по оборудованию "скотомогильника" муниципальному образованию не передавались.
Следовательно, решение суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора ... Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан о принятии мер по постановке на учет скотомогильников, возложении обязанности обустройства скотомогильников, расположенных в ... , ... , ... , нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием в отмененной части нового решения об удовлетворении требований прокурора об обязании Правительства Республики Башкортостан устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, поставив на учёт скотомогильники, расположенные в ... , ... , ... в границах сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан, обязать ответчика обустроить скотомогильники, расположенные в ... , ... , ...
Заявленные требования прокурора в части установления сроков постановки на учет имущества - до ... года и выполнения обустройства скотомогильников до ... года удовлетворению не подлежат, поскольку применение сроков исполнения судебного постановления не обосновано прокурором в заявлении, не указано в связи с какими обстоятельствами и руководствуясь какими нормами права необходимо установить указанные сроки.
Кроме того, ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, поскольку соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Аургазинского районного суда Республики Башкортостан от 18 декабря 2012 года отменить в части отказа в удовлетворении требований прокурора ... Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан о принятии мер по постановке на учет скотомогильников, возложении обязанности обустройства скотомогильников, расположенных в ... , ... , ... в границах сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан.
В отмененной части принять новое решение, которым требования прокурора ... Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан о принятии мер по постановке на учет скотомогильников до ... года, возложении обязанности обустройства скотомогильников до ... года, удовлетворить частично.
Обязать Правительство Республики Башкортостан принять меры для поставки на учет четырех скотомогильников, расположенных в ... , ... в границах сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан.
Обязать Правительство Республики Башкортостан обустроить четыре скотомогильника, расположенные в ... , ... в границах сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан, с этой целью:
- территорию скотомогильников огородить глухим забором высотой не менее ... м с въездными воротами;
- с внутренней стороны забора по всему периметру скотомогильников выкопать траншеи глубиной ... - ... м и шириной не менее ... м с устройством вала из вынутого фунта, через траншею перекинуть мост;
- над железными емкостями скотомогильников установить навес и помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов;
- перед въездом на территорию скотомогильников устроить коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов.
В остальной части в удовлетворении требований прокурора ... Республики Башкортостан отказать.
В остальной части решение Аургазинского районного суда Республики Башкортостан от 18 декабря 2012 года оставить без изменения.
Председательствующий Е.И. Ишбулатова
Судьи Ф.С. Гаиткулова
Г.Р. Кулова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.