Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.
судей Троценко Ю.Ю.
Фроловой Т.Е.
при секретаре Шаранове Д.С.,
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Октябрьского района ГО г.Уфа РБ на решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от ... года, которым постановлено:
исковое заявление Прокурора Октябрьского района города Уфы РБ, действующего в интересах Сон Э.Е. ... года ... года рождения, к Администрации Октябрьского района ГО г.Уфа РБ, Администрации городского округа г.Уфа РБ о восстановлении права на постановку на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилой площади вне очереди, возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма - удовлетворить.
Восстановить право Сон Э.Е. на постановку на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий при Администрации Октябрьского района ГО г.Уфа РБ, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Администрацию Октябрьского района городского округа г.Уфа включить Сон Э.Е., ... года ... года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилой площади вне очереди.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Сон Э.Е. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м.
Взыскать с Администрации ГО г.Уфы госпошлину в доход государства в сумме ... рублей.
Заслушав доклад судьи Фроловой Т.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района города Уфы РБ действуя в интересах Сон Э.Е., ... года рождения, обратился в суде иском к Администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа РБ, Правительству РБ о восстановлении права на постановку на учет нуждающимся в улучшении жилищных условий, включении в списки нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди в черте города Уфы РБ.
Определением суда от ... года из числа ответчиков было исключено Правительство РБ и на сторону ответчиков привлечена Администрацию ГО г.Уфа РБ.
В уточненных исковых требованиях прокурор Октябрьского района г. Уфы РБ просил обязать Администрацию Октябрьского района ГО г. Уфа РБ включить Сон Э.Е в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилой площади вне очереди, Администрацию ГО г.Уфа РБ предоставить ему благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма, отвечающее стандартам и техническим требованиям в черте г. Уфа, общей площадью по норме представления не менее 14 кв.м.
В ходе проверки было установлено, что согласно п.2 постановления мэра г.Корсаков от ... года N ... "Об опеке и попечительстве", в отношении Сон Э.Е. была установлена опека, так как оба родителя умерли.
Приговором Октябрьского районного суда г.Уфы от ... года Сон Э.Е. был осужден по ст. 111 ч.4 УК РФ к пяти годам шести месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строго режима.
... года Сон Э.Е. был освобожден из мест лишения свободы.
Сон Э.Е. зарегистрирован по месту пребывания по ... на срок с ... года по ... года Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Низамутдиновой В.В ... Сон Э.Е. собственником объектов недвижимости не является.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрацией Октябрьского района ГО г.Уфа РБ ставится вопрос об отмене приведенного решения суда по тем основаниям, что госпошлина с Администрации Октябрьского района ГО г.Уфа РБ была взыскана неправомерно; ... года Сон Э.Е. по собственному желанию снялся с регистрации с закрепленного за ним жилого помещения и от участия в приватизации данной квартиры Сон Э.Е. отказался; у Сон Э.Е. была возможность обращения в органы местного самоуправления до начала отбытия наказания, и он мог обратиться в органы местного самоуправления из мест лишения свободы до ... года, т.е. до снятия с регистрации по адресу: ...
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Фахретдинову Ю.Ю., просившую в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения, по следующим основаниям.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковое заявление прокурора Октябрьского района г. Уфа РБ, действующего в интересах Сон Э.Е., суд верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
В ч.1 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ (действовавшего до 31.12.2012г.) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам является государственным полномочием субъекта РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.
В силу ч. 4 ст.8 Закона РБ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определено, что указанная категория детей обеспечивается жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти.
Порядок принятия на учет граждан в целях последующего представления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен ст. 52 ЖК РФ.
По смыслу вышеуказанных норм права, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне очереди жилое помещение предоставляется при условии достижения ими совершеннолетия и нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке. Постановка на учет носит заявительный характер и производится на основании заявления гражданина.
Обязанность по предоставлению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по г. Уфе в силу закона РБ N451-з от 31.10.2011 года "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", лежит на администрации ГО г.Уфа РБ.
Из материалов дела усматривается, что Сон Э.Е. родился ... года. Его родители признаны безвестно отсутствующими на основании решения Октябрьского районного суда г.Уфы от ... года. На день вступления решения суда в законную силу Сон Э.Е. исполнилось ... лет.
Согласно свидетельства о смерти N ... , его отец Сон Е.М., умер ... года
Постановлением мэра г. Корсаков от ... года N ... над несовершеннолетнему Сон Э.Е. назначен опекун Низамутдинов У.Г., и закреплена жилая площадь по адресу- ...
Постановлением главы администрации Октябрьского района г.Уфы РБ N ... от ... года на основании заявления Низамутдинова У.Г. за Сон Э.Е. закреплено право на жилье по адресу: ... , в которой опекун являлся нанимателем и проживал с членами своей семьи.
Постановлением Главы МО Администрации МО Корсаковского района от ... года N ... "Об отмене п.6 постановления мэра города и района от ... года N ... " - пункт 6 постановления мэра города и района от ... года N ... "Об опеке и попечительстве" отменен в части, касающейся закрепления жилой площади за Сон Э.Е.
Согласно приговора Октябрьского районного суда г.Уфы РБ от ... года Сон Э.Е. осужден по ч.4 ст.111 УК РФ к 5 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В период отбывания наказания квартира, в которой за ним было закреплено
право проживания, была приватизирована.
Согласно свидетельства о государственной регистрации ... от ... года собственником ... является Кашфразиев М.К.
Согласно справке N ... от ... года Сон Э.Е. зарегистрирован по месту пребывания по адресу. ... на период с ... года по ... года
... года и в ... года г. Сон Э.Е. обращался в Администрацию Октябрьского района ГО г.Уфа РБ с заявлением принять его на жилищный учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
... года за N ... - N ... Администрацией Октябрьского района ГО г.Уфы Сон Э.Е. направлен ответ об отказе в постановке на учеттом, что он снят с регистрационного учета по адресу ... на основании его личного заявления, в связи с чем он утратил право пользования указанной закрепленной жилой площадью. По возвращении из ФБУ ИК N16 ему необходимо встать на учет для получения жилья на общих основаниях в Администрацию района по месту регистрации .
... года за N ... Администрацией Октябрьского района городского округа г. Уфа РБ было отказано Сон Э.Е. в постановке на учет и предоставлении жилья во внеочередном порядке как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижении им возраста, превышающего установленного законом предельного 23 года, дающего право на получение мер государственной поддержки по обеспечению жильем, в соответствии с действующим законодательством.
Разрешая спор, дав оценку собранным по делу доказательствам, суд удовлетворил исковые требования Прокурора Октябрьского района г. Уфы РБ, поскольку пришел к выводу, что Сон Э.Е относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пребывал в учреждении исполнения наказания в виде лишения свободы, в связи с чем не смог в установленный законом срок обратиться с заявлением о постановке на учет, на момент обращения в Администрацию городского округа г. Уфа РБ закрепленного жилья не имеет.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку из установленных по делу обстоятельств видно, что Сон Э.Е. имел статус ребенка, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители решением Октябрьского районного суда г. Уфы от ... года были признаны безвестно отсутствующими. Приговором Октябрьского районного суда г.Уфы РБ был осужден ... года к ... лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима в возрасте 19 лет. Не имея закрепленного жилого помещения, после освобождения из мест лишения свободы, обратился в Администрацию Октябрьского района ГО г.Уфа РБ с заявлением о принятии его на жилищный учет, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом, судебная коллегия считает, что суд правильно исходил из того, что обязанность восстановления права Сон Э.Е на постановку на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий должна быть возложена на Администрацию Октябрьского района ГО г.Уфы РБ, а обеспечения жилым помещением из муниципального фонда - на Администрацию городского округа город Уфа РБ в связи с наделением последней в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о необоснованности взыскания госпошлины по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы
Подпунктом 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
Согласно пункту 19 вышеуказанной статьи НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, обращающиеся в защиту государственных и общественных интересов.
В силу подпункта 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Из материалов дела следует, что заявителем по делу является прокурор, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что взыскание госпошлины с Администрации Октябрьского района ГО г. Уфы РБ правомерно.
Судебная коллегия считает, что не может служить основанием для отмены решения суда и довод апелляционной жалобы в части того, что у Сон Э.Е. была возможности обращения в органы местного самоуправления до начала отбытия наказания, и до снятия его с регистрации по адресу: ... Как следует из положений ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
По смыслу закона, обращение в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающимся в улучшении жилищных условий является не обязанностью, а правом лица, которое может быть реализовано им в любое время в возрасте от 18 до 23 лет. Как следует из материалов дела, Сон Э.Е. не мог воспользоваться предоставленным ему правом на постановку на учет нуждающимся в улучшении жилищных условий, правом на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди т.к. с 19 до 24 лет находился в местах лишения свободы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно определил юридически значимые обстоятельства, а именно, что Сон Э.Е. обеспечен жилой площадью, поскольку проживает и зарегистрирован по адресу ... так же не могут служить основаниям для отмены решения суда, поскольку, согласно материалам дела (л.д. 38), данная квартира находится в собственности Кашфразиева М.К.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от ... года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Октябрьского района ГО г.Уфа РБ - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ф. Железнов
Судьи Ю.Ю. Троценко
Т.Е. Фролова
Справка: судья Динекеева Э.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.