Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурмухаметовой Р.Р.
судей: Гаиткуловой Ф.С.
Мугиновой Р.Х.
при секретаре Салимове И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа г. Уфы Республики Башкортостан ... на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 20 ноября 2012 года, которым постановлено:
иск Симоновой Л.А. к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок в порядке однократной бесплатной приватизации, удовлетворить.
Признать за Симоновой Л.А. право собственности в порядке однократной бесплатной приватизации на земельный участок N ... , площадью ... кв.м. с кадастровым номером N N ... в садоводческом некоммерческом товариществе "Труд", расположенный по адресу: Республики Башкортостан, ... , территория СНТ "Труд", участок ...
Заслушав доклад судьи Гаиткуловой Ф.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Симонова Л.А. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации. В обоснование своих требований указала, что является членом садоводческого некоммерческого товарищества "Труд" с момента его создания. В ... года году члены садоводческого товарищества решили приватизировать садовые участки. Председатель СНТ "Труд" составил списки лиц, желающих приватизировать садовые участки, и обратился с заявлением в Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан. Ответом заместителя начальника Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N ... от ... года в предоставлении ее садового участка в собственность отказано в связи с тем, что ее садовый участок зарезервирован для муниципальных нужд. Она считает данный отказ незаконным, так как решением Исполкома ... районного Совета депутатов трудящихся г. Уфы от ... года земельные участки, находящиеся восточнее ... , отведены для коллективных садов, то есть ранее резервации Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан земельного участка для муниципальных нужд. Кроме того резервация земель для государственных нужд может быть осуществлена лишь на свободные от застройки земельные участки и не предоставленные гражданам и юридическим лицам. Просила признать за ней право собственности в порядке приватизации на земельный участок площадью ... кв.м, расположенные по адресу: ... , территория СНТ "Труд", участок N ...
Судом вынесено приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, представитель Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан ... обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом при разрешении спора не учтено, что спорный земельный участок находится во втором поясе санитарной зоны охраны водозаборов, под коллективные сады решением исполкома ... Совета депутатов трудящихся ... от ... года выделено на один земельный участок ... га, площадь земельного участка Симоновой Л.А. составляет ... кв.м.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации городского округа г. Уфы Республики Башкортостан ... Симонову Л.А., представителя третьего лица СНТ "Труд" ... , председателя СНТ "Труд" ... , судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу требований ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Таким требованиям оспариваемое решение суда не отвечает.
В соответствии с ч. 1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Согласно со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела следует, что решением N 255 Исполкома ... районного Совета депутатов трудящихся г. Уфы от 19 сентября 1957 года "Об отводе земельных участков под коллективные сады предприятиям и организациям района южнее и восточнее деревни ... " на основании решения Уфимского Горсовета от ... года за N ... об отводе земельных участков Исполкомам районных Советов под организацию коллективных садов в г. Уфе, отведены земельные участки под коллективные сады в размере одного земельного участка ... га) восточнее д. ... коллективу инвалидов и пенсионеров, на завкомов, простройкомы, месткомы, райкомы союзов, коллективы возложена обязанность оформить общества садоводов с утверждением устава общества Горисполкомом, оформить отвод участок садов с уточнением в натуре и с привязкой границ к полигеометрии города (л.д.40).
Постановлением общего собрания членов садоводческого товарищества "инвалидов и пенсионеров" от 15 мая 2000 года преобразовано садоводческое товарищество "инвалидов и пенсионеров" в СНТ "Труд" (л.д.46.)
Согласно выписке из протокола общего собрания членов садоводческого товарищества СНТ "Труд" от ... года Симоновой Л.А. передан свободный садовый участок N ... и прилегающая к данному садовому участку территорию примерной площадью ... соток, всего ... соток, участок N ... решено передать вновь принятым в члены товарищества садоводам.
Членской книжкой садовода N ... от ... года подтверждается, что за Симоновой Л.А. закреплен садовый участок N ... размером ... соток, площадью ... кв.м.
Согласно кадастровому паспорту N ... от ... года земельный участок, расположенный по адресу: Республики Башкортостан, ... , территория СНТ "Труд", участок ... , кадастровый номер ... , площадью ... +/- ... кв.м., полностью входит в зоны: "Республики Башкортостан, г. Уфа. Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс, реестровый номер ... "; " ... , Санитарные полосы отчуждения от магистральных трубопроводов углеводородного сырья и нефтеперекачивающих станций. Трубопровод, реестровый номер ... , индекс СП-Т, ... ", сведения внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфы Республики Башкортостан N ... от ... года "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфы Республики Башкортостан" и зону "Республика Башкортостан, (л.д. 12).
Ответом заместителя начальника Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфы Республики Башкортостан N ... от ... года отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка N ... в связи с тем, что решением Совета городского округа г. Уфы Республики Башкортостан N ... от ... года "О резервировании земельных участков в границах городского округа г. Уфы Республики Башкортостан для муниципальных нужд" данный участок включен в список земель зарезервированных для муниципальных нужд.
Удовлетворяя исковые требования Симоновой Л.А., суд первой инстанции исходил из того, что Симонова Л.А. как член СНТ "Труд" имеет права на получение в собственность земельного участка в порядке однократной бесплатной приватизации.
Между тем, судебная коллегия не может согласится с таким выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 9.1 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В силу ч. 1 ст. 33 ЗК РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для садоводства устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 28 ФЗ "О садоводческих дачных огороднических некоммерческих объединениях граждан", граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется. В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
Как усматривается из материалов дела решением N 255 Исполкома ... районного Совета депутатов трудящихся г. Уфы от ... года под коллективные сады отведены земельные участки восточнее д. ... коллективу инвалидов и пенсионеров. При этом отвод одного земельного участка определен в размере ... га.
Выпиской из протокола общего собрания членов садоводческого товарищества СНТ "Труд" от ... года и членской книжкой садовода подтверждается, что Симоновой Л.А. предоставлен свободный садовый участок N ... и прилегающая к данному садовому участку территорию примерной площадью ... соток, всего ... соток.
Спорный земельный участок N ... , расположенный по адресу: Республики Башкортостан, ... , территория СНТ "Труд", поставлен на кадастровый учет ... года с кадастровым номером N ... , его площадь составляет площадью ... +/- ... кв.м.
Допустимые и достаточные доказательства того, что испрашиваемый Симоновой Л.А. земельный участок N ... , площадью ... кв.м., предоставлен ей до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации материалы гражданского дела не содержат.
Оснований полагать, что спорный земельный участок был сформирован в соответствии с требованиями ст. ст. 6, 11.1 ЗК РФ, у судебной коллегии не имеется, материалы дела таких доказательств также не содержат.
При этом, судебная коллегия отмечает, что площадь испрашиваемого истцом земельного участка N ... - ... кв. м превышает площадь установленную для одного земельного участка решением N 255 Исполкома ... районного Совета депутатов трудящихся г. Уфы от 19 сентября 1957 года "Об отводе земельных участков под коллективные сады предприятиям и организациям района южнее и восточнее деревне Степановка".
Таким образом, нахождение земельного участка площадью ... кв. м в бессрочном пользовании истца до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации доказательствами не подтверждено.
Кроме того, в силу ч. 1 и 4 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу п. 14 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте.
Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ установлен запрет на предоставление земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии п.п. 1.2, 1.4, 1.13, 1.17 Санитарных правил и нормами Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 14.03.2002 года N 10, СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Зона санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зона санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых СанПиН.
Следовательно, отсутствие утвержденного в соответствии с требованиями действующего законодательства проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, а также на земельные участки, попадающие в зону санитарной охраны, утвержденные на основании ранее действовавшего законодательства, не распространяются ограничения, установленные законом.
Проектом "Санитрано - топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г.Уфы", утвержденным распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N 801-р от 24.07.1995 года определены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения г. Уфы, что позволяет без специальных познаний с учетом общедоступных картографических материалов достоверно определить, что спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г.Уфы.
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости.
Как усматривается из кадастрового паспорта N ... от ... года земельный участок N ... , расположенный по адресу: Республики Башкортостан, ... , территория СНТ "Труд", полностью входит в зону: "Республики Башкортостан, ... Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс, реестровый номер ... "; сведения внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа ... Республики Башкортостан N ... от ... года "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфы Республики Башкортостан".
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте, отнесение земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтверждено документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного кадастра объектов недвижимости, иными сведениями.
Согласно 2.3.2.3 СанПин 2.1.4.1110-02 боковые границы второго пояса зон санитарной охраны от уреза воды при летне-осенней меже не должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м при равнинном рельефе. Граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора (подл. 2.2.2.2 СанПин 2.1.4.1110-02)
Основными параметрами, определяющими расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору.
В судебном заседании истица Симонова Л.А. подтвердила, что расстояние от ее садового участка до ... составляет ... м.
Таким образом, спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения и относится к землям, ограниченным в обороте.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований Симоновой Л.А. о признании за ней права собственности на земельный участок площадью ... кв.м., расположенный по адресу: ... , территория СНТ "Труд".
При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, вследствие чего оно подлежит отмене.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора, установлены в полном объеме и выяснение новых не требуется, судебная коллегия полагает возможным постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Симоновой Л.А. к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 20 ноября 2012 года отменить.
Вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Симоновой Л. А. к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок, общей площадью ... кв.м., кадастровый номер N ... , расположенный по адресу: ... , тер. СНТ "Труд", участок N ... , в порядке приватизации, отказать.
Председательствующий Р.Р. Нурмухаметова
Судьи: Ф.С. Гаиткулова
Р.Х. Мугинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.