Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Анфиловой Т.Л.
Киньягуловой Т.М.
при секретаре Филлиповой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Мирзаевой И.Г. - Гильмановой Н.В.
на решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от ... , которым постановлено:
в удовлетворении заявленных Мирзаевой ... требований о признании права собственности на земельный участок N ... площадью ... кв.м, расположенный по адресу ... отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан ... , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мирзаева И.Г. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г.Уфа о признании права собственности на земельный участок. В обоснование иска указала, на то, что решением Орджоникидзевского исполкома г.Уфа N ... от ... садовому некоммерческому товариществу " ... был отведен земельный участок 2,5 га, расположенный в ... По данным кадастрового паспорта земельного участка N ... от ... , общая площадь земельного участка составляет ... кв.м, расположенного по адресу: ... Мирзаева И.Г. обратилась в администрацию городского округа г.Уфа с просьбой предоставить ей земельный участок в собственность, с приложением всех необходимых документов. Однако в передаче в собственность земельного участка ей было отказано по причине резервирования части СНТ " ... для муниципальных нужд. Просит признать за ней право собственности на земельный участок N ... , площадью ... кв.м, расположенный по адресу: ...
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя Мирзаевой И.Г. - Гильвановой Н.В. ставится вопрос об отмене решения суда, по тем основаниям, что судом неправильно оценены обстоятельства дела, судом сделан ошибочный вывод о том, что испрашиваемый земельный участок является ограниченным в обороте, ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих невозможность передачи в собственность истца спорного земельного участка.
Проверив материалы дела, выслушав Мирзаеву И.Г., ее представителя Гильванову Н.В. поддержавших жалобу, представителя администрации городского округа г.Уфа Якутчик Е.Г. возражавшую против доводов жалобы, решение суда считает законным и обоснованным, представителя Садового некоммерческого товарищества ... " Бикбулатову Ю.В. считающей жалобу обоснованной, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Согласно п. 9.1 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В силу ч. 1 ст. 33 ЗК РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для садоводства устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В силу п.3 ст.28 ФЗ "О садоводческих дачных огороднических некоммерческих объединениях граждан", граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется. В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
В соответствии с п.1, п.2, п.3 ст.27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании п.п.14 п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, находящиеся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Перечень земельных участков ограниченных в обороте содержится в п.5 ст.27 ЗК РФ. Федеральным законом N 102-ФЗ данный перечень дополнен п.п.14, согласно которому ограничения в обороте распространяются на земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения.
Таким образом, земельные участки, ограниченные в обороте, могут быть предоставлены в собственность только в случаях, когда закон прямо разрешает передачу такого рода земель из государственной или муниципальной собственности в частную собственность.
Согласно п.1,пп.2.п.2, п.4 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли рекреационного назначения. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и орнанами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии п.п. 1.2, 1.4, 1.13, 1.17 Санитарных правил и нормами Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 14.03.2002 года N 10, СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Зона санитарной охраны организуется на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых СанПин.
В соответствии с п. 2.3.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 10, боковые границы второго пояса зон санитарной охраны должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летнее - осенней межени при равнинном рельефе местности; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом.
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников (п. 1.4 Правил).
Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13 Правил).
Следовательно, само по себе отсутствие утвержденного в соответствии с требованиями ныне действующего законодательства проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, а также на земельные участки, попадающие в зоны санитарной охраны, утвержденные на основании ранее действовавшего законодательства, не распространяются ограничения, установленные законом.
Проектом "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. ... ", утвержденным распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N ... -р от ... определены границы санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения г. Уфы, что позволяет без специальных познаний с учетом общедоступных картографических материалов достоверно определить, что спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы.
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости.
В материалах дела имеется рабочий проект постановления "Об установлении зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г.Уфы", которым определены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения г. Уфы. Данных о том, что с введением в действие новых санитарных правил, границы зон санитарной охраны, установленные ранее отменены, не имеется.
Из материалов дела следует, что решением N ... Исполкома ... районного Совета депутатов трудящихся г.Уфы от ... "Об отводе земельных участков под коллективные сады предприятиям и организациям района южнее и восточнее деревни Степановка" на основании решения Уфимского Горсовета от ... за N ... об отводе земельных участков Исполкомам районных Советов под организацию коллективных садов в г.Уфе, отведены земельные участки под коллективные сады в размере одного земельного участка 0,05 га, восточнее д.Степановка коллективу инвалидов и пенсионеров, на завкомов, постройкомы, месткомы, райкомы союзов, коллективы возложена обязанность оформить общества садоводов с утверждением устава общества Горисполкомом, оформить отвод участок садов с уточнением в натуре и с привязкой границ к полигеометрии города (л.д.14).
В соответствии с Уставом СНТ ... " исполнительный орган указанного садоводческого товарищества располагается по адресу: ... (л.д N ... ).
Согласно членской книжке садовода Мирзаевой И.Г. от апреля ... года ей передан садовый участок N ... в СНТ ... площадью 6 соток (л.д. N ... ).
Согласно кадастровому паспорту N ... от ... земельный участок, расположенный по адресу: Республики ... кадастровый номер N ... , площадью ... кв.м., входит в территориальную зону: " ... реестровый номер N ... , индекс Р-2", 02.5 ... , сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г.Уфы РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфы Республики Башкортостан" от ... N ... Кроме того указанный участок частично входит в Зону: " ... , реестровый номер N ... ", N ... , сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г.Уфы РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфы Республики Башкортостан" от ... N ... Санитарные полосы отчуждения от магистральных трубопроводов углеводородного сырья и нефтеперекачивающих станций. Трубопровод, реестровый номер N ... , индекс СП-Т, N ... сведения внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г.Уфы Республики Башкортостан N ... от ... "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфы Республики Башкортостан" и зону "Республика Башкортостан, (л.д. 21-22).
Из ответа заместителя начальника Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфы Республики Башкортостан N ... от ... истцу отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка N ... в связи с тем, что в соответствии с правилами землепользования и застройки городского округа г.Уфа РБ, утвержденными Решением Совета городского округа г.Уфа РБ N ... от ... , территория коллективного сада находится во II поясе санитарной охраны водозабора, в территориальной зоне Р-2 - зона городских лесов и отдыха, а также в зоне "СП-Т" - санитарная полоса отчуждения от магистральных трубопроводов (л.д. ...
Согласно решения ... Исполкома Орджоникидзевского районного Совета депутатов трудящихся ... от ... под коллективные сады отведены земельные участки восточнее д. Степановка коллективу инвалидов и пенсионеров. При этом отвод одного земельного участка определен в размере 0,05 га.
Спорный земельный участок N ... , расположенный по адресу: Республики Башкортостан, ... , территория СНТ ... ", поставлен на кадастровый учет ... с кадастровым номером N ... , его площадь составляет площадью ... кв.м (л.д.4).
Допустимых и достаточных доказательства того, что испрашиваемый Мирзаевой И.Г. земельный участок N ... , площадью 630+/-9 кв.м., предоставлен ей до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации материалы гражданского дела не содержат.
Оснований полагать, что спорный земельный участок был сформирован в соответствии с требованиями ст. ст. 6, 11.1 ЗК РФ, у судебной коллегии не имеется, материалы дела таких доказательств также не содержат.
Между тем, судебная коллегия отмечает, что площадь испрашиваемого истцом земельного участка ... кв.м. превышает площадь установленную для одного земельного участка решением N ... Совета депутатов трудящихся г. Уфы от ... "Об отводе земельных участков под коллективные сады предприятиям и организациям района южнее и восточнее деревне Степановка".
Таким образом, нахождение земельного участка, площадью ... кв.м. в бессрочном пользовании истца до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации доказательствами не подтверждено.
Кроме того, согласно представленного в суд апелляционной инстанции межевого плана земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: ... , площадь земельного участка по сведениям государственного кадастра недвижимости составляет ... , оценка расхождения составляет ...
Согласно заключению эксперта на кадастровом учете земельный участок стоит с площадью ... кв.м., на основании Архивной выписки N ... от ... земельный участок предоставлялся площадью ... кв.м.
Как усматривается из кадастрового паспорта N ... от ... земельный участок N ... , расположенный по адресу: Республики Башкортостан, ... , территория СНТ " ... ", входит в зону: "Республики Башкортостан, ... Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс, реестровый номер N ... "; сведения внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа ... Республики Башкортостан N ... от ... "О правилах землепользования и застройки городского округа ... Республики Башкортостан".
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте, отнесение земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтверждено документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного кадастра объектов недвижимости, иными сведениями.
Согласно 2.3.2.3 СанПин 2.1.4.1110-02 боковые границы второго пояса зон санитарной охраны от уреза воды при летне-осенней меже не должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м при равнинном рельефе. Граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора (подл. 2.2.2.2 СанПин 2.1.4.1110-02)
Основными параметрами, определяющими расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец Мирзаева И.Г. подтвердила, что расстояние от ее садового участка до р. Шугуровка составляет около ... метров.
Учитывая изложенное, спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения и относится к землям, ограниченным в обороте.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, в силу вышеприведенных норм, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что земельный участок, расположенный по адресу: ... входит во второй пояс зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфа.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он подтвержден материалами дела: кадастровым паспортом N ... которого следует, что земельный участок расположенный по адресу: ... площадью ... кв.м. имеет кадастровый номер N ... , с разрешенным видом использования: для ведения садоводства. Земельный участок входит в зону: "РБ, г.Уфа. Санитарная охрана водозаборов, II пояс", сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г.Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ" от ... N ... (л.д N ...
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что вывод суда о том, что спорный земельный участок находится во втором поясе санитарной охранной зоны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г.Уфы, следовательно, является ограниченным в обороте, является правильным, а доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно оценены обстоятельства дела и судом сделан ошибочный вывод о том, что испрашиваемый земельный участок является ограниченным в обороте, необоснованным.
Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции при разрешении заявленного спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал правильную оценку, выводы суда, изложенные в решении соответствуют собранным по делу доказательствам, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ к отмене судебного решения не имеется.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, их не опровергают, они были предметом исследования в суде и основанием к отмене законного и обоснованного решения суда быть не могут.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Мирзаевой И.Г. - Гильмановой Н.В. без удовлетворения.
Председательствующий: Ф.Т. Нурисламов
Судьи: Т.Л. Анфилова
Т.М. Киньягулова
Согласовано судья Анфилова Т.Л.:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.