Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурмухаметовой Р.Р.
судей Хамидуллиной Э.М.
Арманшиной Э.Ю.
при секретаре Тарасовой Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ЯТЗ- ЕРА на решение Демского районного суда ... от ... по делу по иску ЯТЗ к Управлению по земельным ресурсам администрации ГО ... , Министерству земельных и имущественных отношений ... , администрации ГО ... о признании права собственности на земельный участок, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований ЯТЗ к Управлению по земельным ресурсам администрации ГО ... , Министерству земельных и имущественных отношений ... , администрации ГО ... о признании права собственности на земельный участок общей площадью N ... кв.м, кадастровый номер N ... , расположенный по адресу: ... , отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РБ Арманшиной Э.Ю.
УСТАНОВИЛА:
ЯТЗ обратился с иском к Управлению по земельным ресурсам администрации ГО ... , Министерству земельных и имущественных отношений ... администрации ГО ... о признании права собственности на земельный участок. В обоснование исковых требований указал, что он является собственником ... Данная квартира принадлежит истцу на основании решения Демского районного суда ... от ... , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ... выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... В другой половине данного домовладения проживает другая семья. Полностью домовладение расположено на земельном участке площадью N ... кв.м. с кадастровым номером N ... Истец произвел межевание данного земельного участка согласно разделительной черте указанной в ситуационном плане Технического паспорта на домовладение, в результате чего образовалось два земельных участка. Квартира истца, согласно произведенному межеванию, расположена на земельном участке с кадастровым номером N ... площадью N ... кв.м. Истец сдал документы на признание права собственности на образованный в результате межевания земельный участок в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... Но в данной регистрации права собственности на земельный участок было отказано в связи с несоответствием площади и разрешенного использования земельного участка в представленных на государственную регистрацию документах. Истец обратился к ответчикам с заявлениями об изменении разрешенного использования земельного участка по вышеуказанному адресу и о предоставлении этого участка в собственность. На эти заявления истец получил одинаковые ответы о том, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа ... , утвержденными решением Совета городского округа ... N ... от ... (ред. от ... ) испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения и полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство ...
В своем ответе Министерство земельных и имущественных отношений сообщило, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа ... утвержденными решениями Совета Городского округа ... от ... N ... (ред. от ... ), для обслуживания жилого дома не входит в вид разрешенного использования земель рекреационных зон и изменение границ территориальных зон, в том числе рекреационного назначения, возможно в случае внесения соответствующих изменений в указанные Правила землепользования и застройки. Истцу было рекомендовано обратиться в Администрацию городского округа ... с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа ... в части изменения границ территориальных зон. Истец повторно обратился с рекомендованной просьбой в Администрацию городского округа ...
Истец считает, что данные ответы не могут препятствовать ему в оформлении права собственности на данный земельный участок, так как жилое помещение на вышеуказанном земельном участке находится намного раньше принятых указанных решений и право собственности на данное жилое помещение истец приобрел на основании приказа от ... N ... и договора N ... о приватизации части жилого дома (квартиры) от ... Фактически истец более N ... лет открыто и непрерывно владеет данной спорной квартирой (частью жилого дома) и соответственно земельным участком, т.е. выращивает овощи, ведет подсобное хозяйство также непрерывно и открыто. На данном земельном участке располагаются хозяйственные постройки, гаражи, уборная, баня, веранда. Согласно справке МУП УЖХ ... филиала ЕРКЦ ... отделение " ... " истец зарегистрирован и проживает по вышеуказанному адресу с ... года по настоящее время. Кроме того, считает, что его земельный участок не относится к землям рекреационного назначения.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представителя ЯТЗ - ЕРА ставится вопрос об отмене решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ЯТЗ - ЕРА (по доверенности), БСВ (по ордеру), поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия находит, что обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения в связи со следующим.
В подп.5 п.1 ст.1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать право собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9,10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно абзацу 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-Фз "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости.
В соответствии со ст.98 Земельного кодекса РФ, к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Согласно ст.94 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в зоне рекреационного назначения, относятся к землям особо охраняемых территорий, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Из положения п.п.1, 9, 12 ст.85 Земельного кодекса РФ следует, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительной документацией к рекреационным зонам, то есть земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками и т.д., которые используются для отдыха граждан и туризма и не подлежат приватизации.
Согласно ч.11 ст.35 Градостроительного кодекса, В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Согласно п.8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001г. N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" устанавливается перечень земель, земельные участки в составе которых не подлежат отчуждению. В частности, не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
В соответствии с п.2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Таким образом, исходя из указанных норм права, земельные участки, входящие в зону рекреационного значения приватизации не подлежат.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка площадью N ... кв.м с кадастровым номером N ... , указанный земельный участок расположен на территории земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование - для обслуживания жилого дома. В то же время из кадастрового паспорта земельного участка усматривается, что данный земельный участок входит в территориальную зону: " ... Зона рекреационного назначения, реестровый номер N ... , индекс N ... ", N ... , сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета ГО ... "О правилах землепользования и застройки городского округа ... " от ... N ... Кроме того, земельный участок частично входит в зону: " ... , Санитарно-защитная зона от кладбищ".
Нахождение спорного земельного участка в зоне рекреационного назначения подтверждается также вышеприведенными ответами Главархитектуры от ... , Министерства земельных и имущественных отношений от ... , Управления по земельным ресурсам администрации ГО ... от ...
Управление по земельным ресурсам администрации ГО ... отказывая истцу в предоставлении в собственность земельного участка, указывает, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне рекреационного назначения.
Полномочия Правительства ... , органа местного самоуправления городского округа ... по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории ... определены в статьях 25.1, 25.2, 25.3 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004г. N59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан".
В соответствии со ст.25.1 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004г. N59-з Правительство Республики Башкортостан, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, распоряжается следующими земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в столице РБ - г.Уфе:
- предоставленными органу государственной власти Республики Башкортостан;
- занятыми обособленными водными объектами;
- отнесенными к территориальным зонам рекреационного и историко- культурного назначения;
- занятыми городскими лесами, находящимися в пользовании сельскохозяйственных организаций (предприятий), древесно-кустарниковой растительностью, в том числе защитного назначения.
В соответствии с п.50.4 Правил землепользования и застройки городского округа г.Уфа РБ, утвержденных решением Совета ГО г.Уфа РБ от 22.08.2008г. N7/4 рекреационные зоны Р-1, Р-2 - это зоны городских парков, городских лесов, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного и пассивного отдыха, зоны зеленых насаждений ограниченного пользования, озеленение специального назначения и т.д.
В соответствии с абзацем 4 пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001г. N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе такие как улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи.
Как следует из материалов дела истец на основании решения Демского районного суда ... от ... является собственником ... , что подтверждается имеющимся в деле свидетельством о государственной регистрации права ... от ...
Согласно выписке из похозяйственной книги от ... N ... земельный участок площадью N ... га с кадастровым номером N ... , расположенный по адресу: ... , предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства ЯТЗ
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ... N ... , земельный участок площадью N ... кв.м по ... поставлен на кадастровый учет за номером N ...
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ... N ... , земельный участок площадью N ... кв.м по ... поставлен на кадастровый учет за номером N ... Предыдущий номер N ...
Сообщением Управления Росреестра по ... от ... истцу было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: ... с указанием на то, что имеется несоответствие площади и разрешенного использования земельного участка в представленных на государственную регистрацию документах, а именно: в выписке из похозяйственной книге о наличии у гражданина прав на земельный участок от ... N ... земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства площадью N ... га, согласно же сведениям государственного кадастра недвижимости площадь земельного участка с кадастровым номером N ... составляет N ... кв.м с разрешенным использованием - для обслуживания жилого дома.
... истец обратился в администрацию ГО ... с заявлением об изменении разрешенного использования земельного участка по адресу: ... с кадастровым номером N ... с назначения "Для обслуживания жилого дома" на "Для ведения личного подсобного хозяйства" и предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: ...
Письмами Управления по земельным ресурсам администрации ГО ... от ... истцу сообщено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа ... , утвержденными решением Совета городского округа ... N ... от ... , испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения. Согласно ст.25.1 Закона Республики Башкортостан N59-з от 05.01.2004г. "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство ...
Заявлением от ... истец обратился в Правительство ... с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: ... и изменении разрешенного использования земельного участка с "обслуживания жилого дома" на "ведение личного подсобного хозяйства".
Письмом Министерства земельных и имущественных отношений от ... истцу сообщено, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения ( N ... ). В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа ... , утвержденными решением Совета городского округа ... N ... от ... , для обслуживания жилого дома не входит в вид разрешенного использования рекреационных зон. В соответствии с п.5 ст.98 Земельного кодекса РФ, установлен запрет на осуществление деятельности на землях рекреационного назначения, которая не соответствует целевому назначению данных земель. Изменение границ территориальных зон, в том числе и рекреационного назначения, возможно в случае внесения соответствующих изменений в указанные Правила землепользования и застройки. Истцу рекомендовано обратиться в администрацию ГО ... с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа ... в части изменения границ территориальных зон.
... истец обратился в администрацию ГО ... с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа ... в части изменения границ территориальных зон, касающихся занимаемого им участка, изменении разрешенного использования и предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: ...
Главным Управлением архитектуры и градостроительства администрации ГО ... письмом от ... истцу сообщено, что земельный участок с кадастровым номером N ... расположен на территории, предусмотренной для создания рекреационной зоны. Со ссылкой на Правила землепользования и застройки городского округа ... , указано, что данный земельный участок расположен в территориальной зоне - N ... (рекреационная зона).
Исходя из приведенных норм закона, и установленных обстоятельств дела суд 1 инстанции обоснованно пришел к выводу, что спорный земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения, в силу чего не может быть предоставлен истцу в собственность. Доказательства обратного истцом суду не представлены.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что земельный участок отнесен соответствующими органами к территориальным зонам рекреационного назначения без его участия, а также то, что он в течение N ... лет открыто, непрерывно владеет спорной частью жилого дома и земельным участком, исправно платит земельный налог правового значения для правильного разрешения данного спора не имеют.
Кроме того, судебная коллегия, оставляя решение суда 1 инстанции без изменения, принимает во внимание то обстоятельство, что земельный участок, площадью N ... кв. м., с кадастровым номером N ... , на который истец просит признать право собственности, как объект права не сформирован, поскольку из выписки из похозяйственной книги усматривается, что ЯТЗ предоставлялся земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью N ... га, кадастровым номером N ... Данных о том, что истцу предоставлялся земельный участок, площадью N ... кв.м, в материалах дела не имеется.
При вынесении решения судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, данные обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст.ст. 67, 196 ГПК РФ, нормы материального и процессуального права судом применены верно, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Демского районного суда ... от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ЯТЗ - ЕРА- без удовлетворения.
Председательствующий Нурмухаметова Р.Р.
Судьи Хамидуллина Э.М.
Арманшина Э.Ю.
Справка: судья Зубаирова С.С.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.