Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Пономаревой Л.Х.
судей Портянова А.Г.
Старичковой Е.А.
при секретаре Ш.Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - И.К.Р. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 21 декабря 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования А.В.Ф. удовлетворить.
Признать право А.В.Ф. на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в размере ... га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... район Республики Башкортостан.
Обязать Администрацию муниципального района Уфимский район и ООО Д включить А.В.Ф. в общий список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельского поселения Д сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в размере ... га.
Заслушав доклад судьи Портянова А.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.В.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района Уфимский район РБ, ООО Д ООО Агрофирма Н ГУСП совхоз - завод ... о признании права на бесплатное однократное получение земельного пая и включении в списки пайщиков.
Свои требования мотивировала тем, что со ... работает в ... МСЧ Уфимской райбольницы. В общий список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах СП ... сельсовет MP Уфимский район Республики Башкортостан включена не была. Норма земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения в собственность граждан в Уфимском районе РБ установлена в размере 3,7 га. Свое право на получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения ранее не использовала. Никаких денежных выплат за пай не получала.
В дальнейшем, истец уточнила исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила признать право А.В.Ф. на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в размере 3,7 га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельского поселения Д сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан;
обязать Администрацию муниципального района Уфимский район и ООО Д включить А.В.Ф. в общий список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельского поселения Дмитриевский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в размере ... га.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - И.К.Р. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что на территории Д сельсовета Уфимского района отсутствуют земли сельскохозяйственного назначения подлежащие предоставлению гражданам имеющим право на получение земельной доли (пая) так как ранее земли уже были выделены. Таким образом, заявлением о признании права на бесплатное однократное получение земельного пая и включении в списки пайщиков, истец пытается повторно получить право, которое было уже ранее реализовано.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ООО Агрофирма Н - Г.А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, А.В.Ф., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Удовлетворяя иск А.В.Ф., суд исходил из того, что истица по состоянию на ... имела право на бесплатное однократное получение в собственность земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения на территории сельского поселения Дмитриевский сельсовет.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда, поскольку он подтверждается материалами дела.
Согласно Указу Президента РФ от 27 декабря 1991 года N323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" колхозы и совхозы должны были до 1 января 1993 года провести реорганизацию, а образовавшиеся в результате этой реорганизации предприятия - зарегистрировать свою организационно-правовую форму.
Реорганизация колхозов и совхозов могла осуществляться тремя основными путями:
-раздел хозяйства на крестьянские хозяйства и малые предприятия с последующим их добровольным объединением в ассоциацию или кооперативы;
-реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество открытого или закрытого типа;
-реорганизация хозяйства или его части в производственный кооператив (коллективное предприятие).
В п.6 данного Указа Президента РФ было предусмотрено, что коллективы совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1 марта 1992г. должны принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Местная администрация обязана была обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственникам земли, соответствующие свидетельства на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.
Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе ушедшие на пенсию имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства (п.9 постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 года N86).
В Рекомендациях по реорганизации колхозов и совхозов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14 января 1992 года разъяснено, что основными путями формирования новой производственной структуры призваны стать процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.
В каждом реорганизуемом хозяйстве должны быть определены имущественные доли (паи) работников и пенсионеров. В случае если, избрана индивидуальная или коллективно-долевая форма собственности на землю, определяются также индивидуальные земельные доли (п.6.4 Рекомендаций).
При определении земельных долей (паев) работников (членов) хозяйств устанавливается площадь земель, подлежащих распределению, и численность лиц, имеющих право на получение этой доли.
Собрание трудового коллектива принимает решение о перечне лиц, имеющих право на получение земельной доли. При этом помимо постоянных работников и пенсионеров хозяйства, продолжающих проживать в сельской местности, в этот перечень могут включаться временно отсутствующие работники (например, военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), работники социальной сферы на территории хозяйства и др. (п.п.1.1,1.2 Рекомендаций).
Пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.21 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Башкортостан, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется с 1 января 2006 года.
Во втором абзаце ч.2 ст.21 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" говорится о том, что бесплатная однократная приватизация гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с настоящим Законом осуществляется до 1 января 2012 года (абзац введен Законом РБ от 06.07.2006 N 335-з, в ред. Законов РБ от 06.02.2008 N 525-з, от 27.12.2010 N 346-з).
Однако, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусматривает срока окончания бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Принятие субъектами Российской Федерации законом и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения не допускается (п.5 ст.1 Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 06.02.2007) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" разъясняет, что при рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон, либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, второй абзац ч.2 ст.21 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" об установлении срока окончания приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения 1 января 2012 года не подлежит применению при разрешении данного гражданского дела, как противоречащий Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с п.п. 1 и 5 ч.3 ст.21.2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) имеют граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1992 года право на получение земельной доли (пая) при реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с решениями трудовых коллективов; работники предприятий и организаций здравоохранения, культуры, образовательных учреждений, расположенных на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована.
Списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия). В случае, если сельскохозяйственная организация (предприятие) ликвидирована, то общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), организуется органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированной организации (предприятия) (ч.5 ст.21.2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан").
В целях реализации прав граждан на земельные участки и обеспечения единого подхода и механизма бесплатного однократного предоставления гражданам на праве общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 марта 2006 года за N 60 утвержден Порядок работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности.
Согласно п.п. 1.3., 1.4. и 2.3 Порядка в целях организации работ по поэтапной и планомерной бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения создаются внутрихозяйственные и районные комиссии по бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Внутрихозяйственные комиссии проводят общие собрания сельскохозяйственных организаций (предприятий), общие собрания граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) на территории сельских поселений, где расположены земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций (предприятий). К основным полномочиям внутрихозяйственной комиссии относятся: принятие заявлений граждан на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; составление (уточнение) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая); определение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации. Согласно п.5.5 Порядка заявление на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения подается заявителем во внутрихозяйственную комиссию по местонахождению сельскохозяйственной организации.
В силу п. 6.1 Порядка утвержденные общим собранием сельскохозяйственной организации или граждан, имеющих право на получение земельной доли, и согласованные районной комиссией списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), а также заявления граждан на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в общую собственность в двухнедельный срок с момента получения списка рассматриваются уполномоченным органом.
При отсутствии замечаний уполномоченный орган принимает решение о бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, решением Уфимского районного Совета народных депутатов от ... N ... совхоз Д был преобразован в коллективное сельскохозяйственное предприятие Д
Согласно п N ... указанного решения коллективному предприятию Д было передано в постоянное пользование ... га земли во владение и распоряжение.
Решением общего собрания работников коллективного сельскохозяйственного предприятия Д от ... было принято решение:
- всех работников, в том числе ушедших на пенсию, постоянно проживающих на территории Д сельсовета ... района; лиц, занятых в социальной сфере на селе - работников народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территории Д сельсовета ... района; а также временно отсутствующих лиц, имеющих право вернуться на работу - включить в списки, имеющих право на получение земельной доли;
- утвердить список лиц, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в составе земель коллективного сельскохозяйственного предприятия Д на территории Д сельсовета Уфимского района по состоянию на 1 января 1992 года;
- распределить ... га земли, переданные в постоянное пользование, владение и распоряжение коллективному сельскохозяйственному предприятию Д на основании решения ... районного Совета от ... согласно утвержденному списку;
- закрепить причитающийся пай земли за каждым, согласно утвержденному списку, в размере ... га.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 30 сентября 1994 года N 353 в результате объединения коллективного сельскохозяйственного предприятия Д и строящегося комплекса по выращиванию и переработке овощей и ягод на замороженную продукцию в ... районе был создан совхоз-завод Д Пунктом N ... данного постановления совхоз-завод был отнесен к государственной собственности.
Из Устава, утв. первым заместителем министра сельского хозяйства Республики Башкортостан ... , следует, что государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие совхоз-завод Д является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан. Функции учредителя предприятия осуществляются от имени Республики Башкортостан Министерством земельных и имущественных отношений РБ и Министерством сельского хозяйства РБ.
Таким образом, реорганизация совхоза Д в соответствии с требованиями Указа Президента РСФСР от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", Постановления 4.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" не была проведена.
Вместе с тем, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 года N323, постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 года N86, рекомендации Минсельхоза РФ от 14 января 1992 года не ставили право на бесплатную земельную долю (пай) в зависимость от того, реорганизовано сельхозпредприятие или нет.
На основании постановления главы администрации муниципального района ... район Республики Башкортостан N ... от ... по договору аренды N ... от ... земельный участок для сельскохозяйственного производства площадью ... га кадастровый номер N ... находящийся по адресу: ... , в административных границах СП Д сельсовет, предоставлен в аренду ГУСП совхоз-завод ...
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ... N ... ГУСП совхоз-завод ... было разрешено вступить в составе учредителей ООО Д с внесением в уставной капитал создаваемого общества вклада в виде объектов недвижимого имущества по рыночной стоимости и прав по договору аренды земельного участка N ... находящегося в государственной собственности.
... по договору уступки прав и обязанностей договору аренды земельного участка от ... , права и обязанности по договору аренды, ранее заключенному с ГУСП совхоз-завод ... в полном объеме переданы ООО Д Договор уступки прав и обязанностей зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы.
Согласно распоряжению Правительства Республики Башкортостан N ... от ... ГУСП совхоз-завод ... РБ находится на стадии ликвидации.
На основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от ... дело N ... ООО Д признано банкротом (несостоятельным) и в отношении него открыто конкурсное производство.
По договору уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N ... от ... ООО "Дмитриевский" уступил ООО Агрофирма Д права и обязанности по договору уступки от ... на земельный участок площадью ... кв.м., кадастровый номер N ... находящийся по адресу: ... в административных границах СП Д сельсовет, для сельскохозяйственного производства, сроком до ... В п. N ... данного договора указано, что настоящий договор подлежит регистрации в Управлении Росреестра по РБ и вступает в силу с момента его государственной регистрации (л.д. ... Однако данный договор не был зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, следовательно, у ООО Агрофирма Н право пользования земельным участком не возникло.
Согласно выписке из ЕГРП от ... N ... земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства площадью ... кв.м. по адресу: ... в административных границах СП Д сельсовет, находится в собственности Республики Башкортостан и предоставлен на праве аренды ООО Д сроком с ... по ... , дата регистрации ...
Истцом предоставлены доказательства обращения с заявлением о выделении ей земельной доли (пая) в ООО Д ООО Агрофирма Н отказы в письменной форме указанных организаций в предоставлении земельного пая (доли); также ответы администрации MP ... район РБ и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об отказе в предоставлении земельной доли (пая).
Однако, в нарушение п.п.2.1, 3.3 Постановления Правительства РБ от 15.03.2006г. (ред. от 16.11.2009) "Об утверждении Порядка работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности" внутрихозяйственная комиссия на территории сельского поселения Д сельсовет ... района РБ не создавалась, районная комиссия не утверждала площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих бесплатной приватизации по ГУСП совхоз-завод ... не согласовывала решение общего собрания граждан, имеющих право на получение земельной доли и др.
А.В.Ф., как работающая со ... медсестрой в ... участковой больнице; с ... - фельдшером скорой помощи; с ... и по настоящее время в ... МСЧ медсестрой, была включена в список лиц, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в составе земель коллективного сельскохозяйственного предприятия ... на территории Д сельсовета ... по состоянию на ... , утвержденного решением общего собрания работников коллективного сельскохозяйственного предприятия Д от ...
Таким образом, право на бесплатную земельную долю (пай) у истицы возникло на основании Указа Президента РФ от ... N ... , п.9 постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 года N86, и было закреплено решением общего собрания работников коллективного сельскохозяйственного предприятия Д от ...
Доводы ответчика в апелляционной жалобе не являются основанием для отмены решения, поскольку право на включение в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) возникло у истицы в силу закона.
То обстоятельство, что уполномоченные органы в нарушение федеральному законодательству не приняли решение о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков на территории сельского поселения Д сельсовет, не создали внутрихозяйственную комиссию на территории данного поселения, районная комиссия не утвердила площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации по ГУСП совхоз-завод ... не свидетельствует о том, что истица не имеет право на бесплатное однократное получение земельной доли и не подлежит включению в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая).
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что законодательством не установлен прямой запрет на приобретение гражданами земельного участка в порядке бесплатной приватизации на арендуемые сельскохозяйственными организациями сельскохозяйственные угодья. Истец по настоящее время работает в Д МСЧ, поэтому, в соответствии с п.5 ч.3 ст.21.2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" имеет право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения и подлежит включению в соответствующий список.
Довод в апелляционной жалобе о том, что отсутствует объект приватизации земель сельскохозяйственного назначения, т.к. земли сельскохозяйственного назначения находятся в аренде у ООО Д является необоснованным.
Так Законом Республики Башкортостан от 05.01.2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" не предусмотрено, что не подлежат передаче гражданам в порядке приватизации, земли, предоставленные по договору аренды обществу с ограниченной ответственностью.
В п.п.5 п.1 статьи 21.3 вышеуказанного республиканского закона говорится о том, что при установлении земельной доли (пая) в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения учитываются все сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственной организации (предприятия), за исключением земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в пользовании государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан.
Однако в силу п.4 ст.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земли сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.
Согласно п.5 данной статьи Федерального закона принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.
Следовательно, земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в пользовании ГУСП совхоз-завод ... подлежат приватизации.
Выводы суда соответствуют требованиям закона и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно ст. 56 ГПК РФ на стороны.
Судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции является правильным, так как основано на установленных по делу обстоятельствах и соответствует требованиям гражданского законодательства.
Руководствуясь ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 21 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации муниципального района ... район Республики Башкортостан - И.К.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Х.Пономарева
Судьи А.Г.Портянов
Е.А.Старичкова
Справка: судья Кузнецов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.