Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Пономаревой Л.Х.
судей Портянова А.Г.
Старичковой Е.А.
при секретаре Шаранове Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Забавко Л.И. на решение Белорецкого городского суда Республики Башкортостан от 14 января 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Забавко Л.И. к Администрации муниципального района Белорецкий район о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий и получения жилищного сертификата, в связи с переездом из закрытого территориального образования отказать.
Заслушав доклад судьи Старичковой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Забавко Л.И. обратился к Администрации муниципального района Белорецкий район с иском о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий и получение жилищного сертификата, в связи с переездом из закрытого территориального образования, мотивируя свои требования следующим. В 1980 году он был призван в ряды Вооруженных Сил СССР и отправлен на учебу в школу прапорщиков г. ... По окончании школы прапорщиков, для дальнейшего прохождения службы был направлен в г. ... , ныне г. Межгорье в военную часть N ... на должность старшины роты. С мая 1981 года непрерывно проходил военную службу в отдаленной местности - в закрытом территориальном образовании г. Межгорье. В период службы в Вооруженных Силах получил заболевание и 07.12.1994 г. был уволен с военной службы по состоянию здоровья. Выслуга лет в льготном исчислении составляет ... года. Своим постоянным местом жительства он выбрал г. Белорецк. В 1997 г. истец и его семья из трех человек (всего 4 человека) были поставлены в очередь на получение квартиры в г. Белорецке за N ... В 1998 г. он написал заявление на получение жилищного сертификата и был поставлен в очередь под N ... Заявитель со своей семьей проживает в ... квартире, принадлежащей старшему сыну, по адресу: ... Письмом главы администрации MP Белорецкий район N ... от 27.08.2012 г., истцу было повторно отказано в восстановлении его в очереди на улучшение жилищных условий и получения жилищного сертификата. Основанием снятия его с учета является решение общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации МР Белорецкий район РБ от 15.09.2011 г., которым он снят с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку согласно справки выданной МУП ЖЭУ N ... , общая площадь жилого помещения в котором проживает его семья расположенного по адресу: ... составляет ... кв.м., обеспеченность жилой площадью на одного человека составляет ... кв.м., то есть более 12 кв.м. Данный вопрос был рассмотрен Белорецким городским судом РБ, решение которого было оставлено в силе определением Верховного Суда РБ от 20.12.2011 г. Забавко Л.И. вновь обратился к главе администрации с жалобой, ссылаясь на то, что основанием для восстановления его в очереди является другой пункт Постановления Правительства РФ от 06.09.1998г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих ... нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" - п.п. г, и ч.2 ст.7 из которого следует, что основанием признания нуждающимся в получении жилых помещений или улучшения жилищных условий в его случае является: наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы. В связи с чем решение общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации МР Белорецкий район РБ от 15.09.2011 года о снятии его с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий считает незаконным, поскольку комиссией неправильно применен п. б ч.2 ст.7 Постановления. Выводы комиссии о том, что обеспеченность жилой площадью его семьи на одного человека составляет ... кв.м., то есть более 12 кв.м. в данном случае не имеют отношения к основанию, по которому он был изначально поставлен на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Норма предоставления жилья должна быть учтена в момент его предоставления по правилам, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, с учетом положений Распоряжения Правительства РБ от 01.03.2005 г. N168 и решения Белорецкого городского Совета РБ от 04.10.2006 г. N132 из расчета на одного человека. Истец просил восстановить его в очереди граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и в очереди на получение жилищного сертификата, в связи с необходимостью переезда из закрытого территориального образования г.Межгорье в г. Белорецк.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Забавко Л.И. просит отменить решение суда, ссылаясь на обстоятельства, изложенные им в исковом заявлении. Вывод суда о том, что истец использовал свое право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных сертификатов считает необоснованным, поскольку жилое помещение по адресу: ... , в котором проживает семья истца, предоставлено его сыну, как гражданину, работающему в г. Межгорье, а не как военнослужащему. Указывает, что в нарушение п.3, 4 Правил учета военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. N1054 в составе общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МР Белорецкий район РБ, при разрешении вопроса о снятии истца и его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствовал представитель территориального военного комиссариата. Также при разрешении указанного вопроса был нарушен п.3 Постановления Правительства РБ от 25.08.2011 г. N300. Считает, что ссылка суда на Положение "О порядке переселения граждан, желающих выехать из ЗАТО г. Межгорье на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам" не имеет отношения к нему и его семье, как военнослужащему и семье военнослужащего.
Все участники процесса извещены о времени и месте заседания судебной коллегии Верховного Суда Республики Башкортостан заблаговременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Забавко Л.И. - Ценеву Н.М., действующую на основании доверенности от ... г., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Забавко Л.И., суд исходил из того, что истец свое право на обеспечение жилым помещением согласно п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" использовал.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он подтверждается материалами дела.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем.
Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 и ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь), так и дополнительные обязанности (например, обязанность по сдаче ранее полученного жилья).
Из анализа положений ст. 15 и ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, Законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
На основании п. 7 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 (ред. от 06.10.2011) "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: отсутствие жилой площади; наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 11.01.2002 г. N23 "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО на новое место жительства или выплате компенсации этим гражданам" (ред. от 18.04.2005, с изм. от 23.12.2009) переселение граждан из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляются органом местного самоуправления этого административно-территориального образования за счет предусматриваемых на эти цели средств федерального бюджета, бюджета указанного административно-территориального образования, средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти.
На основании указа Президента Российской Федерации от 08.07.1995 г. N687 и Постановления Государственного Собрания РБ от 09.11.1995 г. NГС-70 город Белорецк - 15 и Белорецк - 16 преобразованы в "Закрытое административно-территориальное образование - Межгорье", что подтверждается справкой N1820 от 19.05.2009 г.
Решением Совета МР Белорецкий район РБ от 04.10.2006 года N132 на территории муниципального района Белорецкий район РБ установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется обеспеченность граждан общей площадью, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в помещениях, не более 12 кв.м. общей площади на одного человека.
В силу ч.2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что Забавко Л.И. в период с ... г. по ... г. непрерывно проходил военную службу в отдаленной местности и ... г. уволен из Вооруженных Сил по состоянию здоровья (л.д.11).
Из материалов дела следует, что ранее семьей истца Забавко Л.И. была получена служебная квартира площадью ... кв.м. в городе ЗАТО ... , ул. ... д. ... кв. ... , о чем косвенно свидетельствует справка N ... от 04.07.1995 года, согласно которой Забавко Л.И. 04.07.1995 г. сдал вышеуказанную квартиру квартирным органам Министерства обороны РФ (л.д.91).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии N ... от 07.06.2006 г. собственником двухкомнатной квартиры, общей площадью ... кв.м. по адресу: ... является З.И.Л., ... года рождения.
При рассмотрении дела установлено, что в 2006 г. полученная семьей военнослужащего квартира была оформлена в собственность с согласия истца его сыном З.И.Л., при этом сам заявитель участия в приватизации не принимал и добровольно отказался от причитающейся ему жилой площади в пользу сына. При этом Забавко Л.И. вместе со своей семьей остался проживать в указанной квартире.
Из справки N ... от 19.03.2010 года, выданной муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство" ЖЭУ-2 следует, что в квартире по адресу: ... , общей площадью ... кв.м. зарегистрированы: Забавко Л.И., З.Ф.К., З.С.Л., следовательно на каждого человека, зарегистрированного по вышеуказанному адресу, приходится ... кв.м. : 3 чел. = ... кв.м.
Протоколом N ... заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района Белорецкий район РБ от 15.09.2011 года Забавко Л.И. и его семья признаны не нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с наличием у них жилого помещения по вышеуказанному адресу, в котором обеспеченность общей площади на одного человека составляет ... кв.м.
Решением Белорецкого городского суда РБ от 09.11.2011 г., оставленным без изменения кассационным определением Верховного Суда РБ от 20.12.2011 г., в удовлетворении требований Забавко Л.И. к общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации МР Белорецкий район РБ о признании неправомерным снятие его и членов его семьи с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании администрации г.Белорецка восстановить его в очереди на получение жилищного сертификата, отказано (л.д.60-62, 67-68).
Забавко Л.И. повторно обратился к Главе Администрации MP Белорецкий район о восстановлении его в очереди граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения жилищного сертификата вне очереди в связи с необходимостью переезда из закрытого территориального образования г.Межгорье в г. Белорецк.
Согласно письму главы Администрации В.Г.М. N ... от 27.08.2012 г. Забавко Л.И. повторно отказано в восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.7).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Забавко Л.И., проанализировав фактические обстоятельства по делу с позиции вышеуказанных правовых норм, суд правильно исходил из того, что Забавко Л.И. реализовал свое право на обеспечение жилым помещением, предусмотренное Федеральным законом "О статусе военнослужащих", истец не имеет возможности сдать занимаемое им жилое помещение, поскольку вследствие распоряжения предоставленным ему жилым помещением в настоящий момент является членом семьи собственника жилого помещения, в связи с чем отсутствуют условия для предоставления жилого помещения по избранному месту жительства; кроме того, доказательств согласно требований ст.56 ГПК РФ о наличии у г. Межгорье статуса военного городска истцом представлено не было.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку пунктом 14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" ограничивается право военнослужащего на получение жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту постоянного жительства наличием у него жилого помещения по месту прохождения военной службы.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда о том, что истец использовал свое право на обеспечение жилым помещением, что жилое помещение по адресу: ... , в котором проживает семья истца, предоставлено его сыну, как гражданину, работающему в г. Межгорье, а не как военнослужащему - не являются основанием к отмене решения суда, так как они направлены на иное толкование и применение норм материального права.
Довод жалобы о нарушении п.3, 4 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. N1054 не может служить основанием для отмены решения, поскольку данное обстоятельство в исковом заявлении указано не было, а в силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Более того, решение общественной комиссии по жилищным вопросам было предметом рассмотрения другого дела, в котором участвовали те же лица, в соответствии с требованиями ч.2 ст.61 ГПК РФ указанные обстоятельства обязательны для суда, они не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы жалобы аналогичны мотивам обращения истца в суд с иском, по существу сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения.
Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белорецкого городского суда Республики Башкортостан от 14 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Забавко Л.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Х. Пономарева
Судьи А.Г. Портянов
Е.А. Старичкова
Справка: судья Щ.А.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.