Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф.
судей Салихова Х.А.
Якуповой Н.Н.
с участием прокурора Крупновой А.И.
при секретаре Аминеве И.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Республики Башкортостан - Ступина С.П. на решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от ... , которым постановлено:
производство по делу по иску Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации сельского поселения Маядыковский сельсовет муниципального района ... РБ об устранении нарушений требований природоохранного и ветеринарного законодательства прекратить в связи с отказом истца от иска.
Удовлетворить исковое заявление Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Правительству Республики Башкортостан об устранении нарушений требований природоохранного и ветеринарного законодательства.
Обязать Правительство Республики Башкортостан устранить в полном объёме нарушения прав неопределённого круга лиц путём оборудования скотомогильника, расположенного между деревнями Маядык и ... РБ, в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов:
- огородить территорию скотомогильника глухим забором;
- закрыть ворота скотомогильника и запереть на замок;
- увеличить высоту стены биотермической ямы над уровнем земли не менее 40 сантиметров;
- крышки биотермических ям закрыть и запирать на замок;
- установить высоту вытяжной трубы биотермической ямы не менее 3 метров;
- пристроить помещение для вскрытия трупов животных;
- установить перекидной мост через траншею;
- устроить перед въездом на территорию скотомогильника коновязь для животных.
Предоставить Правительству Республики Башкортостан, срок до ... , для добровольного исполнения принятого судебного решения.
Заслушав доклад судьи Салихова Х.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дюртюлинский межрайонный прокурор РБ обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан (далее - Правительство РБ), администрации сельского поселения Маядыковский сельсовет муниципального района ... РБ, в котором просил возложить обязанность устранить нарушения природоохранного и ветеринарного законодательства. В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что на территории ... РБ между деревнями Маядык и Миништы имеется скотомогильник, предназначенный для захоронения биологических отходов, который не отвечает требованиям ветеринарно-санитарных правил. Данный скотомогильник ни на чьем балансе не состоит. В связи с чем, Дюртюлинский межрайонный прокурор РБ просил в судебном порядке возложить обязанность на ответчиков в двухмесячный срок устранить нарушения прав неопределенного круга лиц, путём оборудования скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
В судебном заседании суда первой инстанции заместитель Дюртюлинского межрайонного прокурора Насретдинов И.Р. в части исковых требований к администрации сельского поселения Маядыковский сельсовет ... РБ отказался, в остальной части исковые требования поддержал и просил обязать Правительство Республики Башкортостан в двухмесячный срок устранить выявленные нарушения закона.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя Правительства Республики Башкортостан - Ступина С.П. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что бесхозяйные скотомогильники согласно гражданскому законодательству должны быть обращены в муниципальную собственность. Суд, придя к выводу об отнесении бесхозяйных скотомогильников к республиканской собственности, должен был возложить обязанность по принятию их на учет и обустройству на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на рассмотрение дела в апелляционном порядке, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Крупнову А.И., полагавшую, что решение является законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение подлежит оставлению без изменения.
В силу ст.72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.1 Федерального закона от ... N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Из приведенных положений законодательства следует, что правовое регулирование Федерального закона от ... N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть также отнесено оборудование и содержание скотомогильников при установленных судом обстоятельствах к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от ... N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от ... N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ... N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от ... N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом ... Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ... N ... , приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от ... N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Согласно Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации ... N ... , к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу п. 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
В соответствии с п.п.5, 6 указанных Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, размещение скотомогильников (биотермических ям) в водоохраной, лесопарковой и заповедной зонах категорически запрещается. Скотомогильники (биотермические ямы) размещают на сухом возвышенном участке земли площадью не менее 600 кв. м. Уровень стояния грунтовых вод должен быть не менее 2 м от поверхности земли. Размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до: жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м; скотопрогонов и пастбищ - 200 м; автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории - 50 - 300 м. Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 х 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 х 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные пути. Перед въездом на его территорию устраивают коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов.
Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что в ходе проведения Дюртюлинской межрайонной прокуратурой Республики Башкортостан проверки исполнения природоохранного и ветеринарного законодательства установлено, что на территории сельского поселения Маядыковский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан между д.Маядык и д.Миништы расположен скотомогильник.
Данный скотомогильник не отвечает ветеринарно-санитарным требованиям, его эксплуатация осуществляется с нарушением ветеринарно-санитарных правил, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека и, соответственно, предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций. Территория скотомогильника огорожена разрушенным и не глухим забором, ворота скотомогильника открыты и не заперты на замок, высота стены биотермической ямы над уровнем земли составляет менее 40 см, крышка биотермической ямы не заперта на замок, высота вытяжной трубы биотермической ямы составляет менее 3 м, помещение для вскрытия трупов не имеется, перекидной мост через траншею отсутствует, перед въездом на территорию скотомогильника отсутствует коновязь для животных, что подтверждается справкой заместителя Дюртюлинского межрайонного прокурора Виталина И.П. о проверке исполнения природоохранного и ветеринарного законодательства (л.д.8-10).
Судом установлено, что скотомогильник на чьём-либо балансе не состоит.
При указанных обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку скотомогильники (биотермические ямы) - это имущество, имеющее своим первичным назначением не предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в общем, а имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. На основании вышеизложенных норм действующего законодательства проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органов местного самоуправления. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, никак не отнесено к вопросам местного значения уровня поселений и муниципальных районов. Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от ... N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от ... N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривают обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов. Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от ... N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию не передавались.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд, придя к выводу об отнесении бесхозяйных скотомогильников к республиканской собственности, должен был возложить обязанность по принятию их на учет и обустройству на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, а не на Правительство Республики Башкортостан, являются несостоятельными на основании следующего.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ... N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от ... N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом ... Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ... N ... , приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о неполучении ответчиком - Правительством РБ копии искового заявления и приложенных к нему документов являются необоснованными, поскольку, как следует из материалов дела, копии искового заявления, приложенных к нему документов, определения о принятии искового заявления к производству суда и подготовке дела к судебному разбирательству были направлены в адрес Правительства РБ ... Представитель Правительства РБ, будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте рассмотрения дела, на неполучение копии искового заявления не ссылался, об отложении судебного заседания не просил.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, оценил доказательства, правильно применил нормы права и вынес законное и обоснованное решение. Для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы оснований не имеется.
Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Республики Башкортостан - Ступина С.П. - без удовлетворения.
Председательствующий: Сафин Ф.Ф.
Судьи: Салихов Х.А.
Якупова Н.Н.
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.