Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Шагдаровой Т.А.,
судей коллегии Ивановой В.А., Тубденовой Ж.В.
при секретаре Аюшеевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Улан-Удэ 15 мая 2013г. гражданское делопо иску В.Л.А. к Республиканскому агентству по делам семьи и детей о выделении денежных средств на приобретение (строительство) жилого помещения по апелляционной жалобе представителя истца по доверенности Дырхеева Д.Д-Н. на решениеЖелезнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 05 февраля 2013 г., которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Шагдаровой Т.А., выслушав пояснения представителя истца Дырхеева Д.Д-Н. (по доверенности), представителя Республиканского агентства по делам семьи и детей Шубина В.С. (по доверенности), проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.Л.А. в лице представителя Дырхеева Д.Д-Н. обратилась в суд с вышеуказанным иском, указывая на то, что с 2006г. она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать - Н.Л.И. умерла 03.04.1995г., а отец - В.А.А. умер 13.01.2006г ... В 2008г. она окончила " ... " ГОУ НПО ПУ N " ... ", в 2010г. - ФГОУП СПО " ... ". В соответствии с постановлением Администрации МО " ... " от 06.05.2010г. она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по данной категории лиц. В настоящее время проживает в г.Улан-Удэ, в нарушение ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не была обеспечена органами исполнительной власти РБ жилой площадью.
В судебном заседании В.Л.А. и ее представитель Дырхеев Д.Д-Н. исковые требования поддержали.
Представитель Республиканского агентства по делам семьи и детей Шубин В.С. иск не признал, пояснив, что в связи с изменением законодательства с 01.01.2013г. право истицы на внеочередное предоставление жилья, а также на выделение денежных средств на приобретение (строительство) жилья утрачено.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Дырхеев Д.Д-Н. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что В.Л.А. поставлена на учет нуждающихся 06 мая 2010г., и с указанной даты у нее возникло право на внеочередное обеспечение жилой площадью в форме субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения. Однако указанное право по независящим от истицы причинам реализовано не было.
На заседании судебной коллегии представители сторон дали такие же пояснения, что и в суде 1 инстанции.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного законно и обоснованно, в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закона), в редакции, действующей с 01.01.2013г., детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 8 Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку В.Л.А. до 1 января 2013г. не реализовала право на обеспечение жилым помещением, то на нее распространяется действие статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с изменениями, внесенными от 29.02.2012г.
Исходя из смысла названной нормы, В.Л.А. имеет право на дополнительные гарантии на жилое помещение, но не в виде получения денежных средств на строительство (приобретение) жилья, как она просит, а в виде предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Пунктом 3 ст. 8 Закона определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 Закона.
В соответствии с п. 8 ст. 8 указанного Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение определены Законом Республики Бурятия от 11.10.2012г. N 2897-IV "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия". В соответствии со ст.6 данного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Поэтому в настоящее время не имеется оснований для предоставления В.Л.А. денежной субсидии на приобретение (строительство) жилья. В связи с чем, судом была сделан правильный вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Довод жалобы о том, что В.Л.А. сохраняет право на внеочередное обеспечение жилой площадью в форме субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения, которое она не реализовала по независящим от нее причинам, не может быть принят во внимание, поскольку закону придана обратная сила.
Другие доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 05 февраля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Дырхеева Д.Д-Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.А. Шагдарова
Судьи коллегии: В.А. Иванова
Ж.В. Тубденова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.