Судья Верховного суда Республики Дагестан Ашуров А.И., рассмотрев жалобу защитника гражданина Республики Вьетнам ФИО1 - адвоката ФИО3, действующего на основании ордера, на постановление судьи Советского районного суда г.Махачкалы от 14 февраля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением Советского районного суда г.Махачкалы от 14 февраля 2013 года гражданин Республики Вьетнам ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере "." с административным выдворением (принудительном и контролируемым перемещением через Государственную границу) за пределы Российской Федерации, ФИО1помещен в специальный приемник МВД по Республике Дагестан до фактической даты выдворения за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Дагестан защитник ФИО3 просит вынесенное в отношении ФИО1 постановление судьи изменить и назначить наказание за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, не связанное с принудительным выдворением за пределы Российской Федерации.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что наказание, назначенное ФИО1, является несоразмерным и суровым по отношению к совершенному им поступку.
Также указывает на то, что административное наказание за совершение указанного правонарушения должно назначаться в соответствии с требованиями КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств смягчающих и отягчающих вину правонарушителя. Каких либо отягчающих обстоятельств для вынесения такого строго наказания, как выдворение, по делу не установлено. Смягчающие и отягчающие обстоятельства по делу не исследовались судьей. Мотивы назначения дополнительного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судом первой инстанции не приведены.
Просит учесть, что ФИО1 признает вину, раскаивается, к административной ответственности на территории Российской Федерации ранее не привлекался, основное наказание в виде административного штрафа в размере "." согласен понести добровольно.
Представитель УФМС по Республике Дагестан в судебное заседание не явился по неизвестной причине, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявил.
Защитник ФИО3 заявил, что ФИО1, о дне и месте рассмотрения жалобы извещен, не возражает против рассмотрения жалобы в его отсутствие, при этом доверяет адвокату ФИО3 на основании ордера защищать его интересы в Верховном суде Республики Дагестан.
В связи с этим, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица привлекаемого к административной ответственности ФИО1
В судебном заседании Верховного Суда Республики Дагестан защитник ФИО3 доводы поддержал, просил отменить назначенное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, указал на то, что судом районного суда не выяснены сведения о наличии у его подзащитного родственных связей на территории Российской Федерации, не мотивировано решение о применении принудительного выдворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав объяснения защитника ФИО1 - адвоката ФИО3, судья Верховного суда Республики Дагестан приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов, в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Как следует из протокола об административном правонарушении N 0512 - 048947 от 14 февраля 2013 года, в 12 часов 00 минут 14 февраля 2013 года выявлен незаконно находящийся гражданин Вьетнама ФИО1, который был доставлен в ОП-1 по Советскому району г.Махачкалы (л.д. 2).
Санкция части 1 статьи 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В соответствии со статьей 28.2 и частью 2 статьи 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и немедленно передается судье на рассмотрение.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно абзаца 2 части 3 статьи 25.1 КоАП РФ рассмотрение дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, производится в обязательном присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Между тем из материалов дела не усматривается участие лица привлекаемого к административной ответственности гражданина Вьетнама ФИО1 при рассмотрении протокола об административном правонарушении судьей Советского районного суда г.Махачкалы. По мимо этого, не имеется сведений о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела. Также отсутствуют сведения об обеспечении судом привлекаемого лица - иностранного гражданина переводчиком, о предоставлении ему права воспользоваться юридической помощью защитника, не отражены его объяснения по вменяемому правонарушению.
Вместе с этим, согласно части 2 статьи 3.3 КоАП РФ наказание виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания
Как это следует из санкции части 1 статьи 18.8 КоАП РФ наказание в виде административного выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ установлено как дополнительное наказание.
Конструкция этой нормы закона допускает применение основного вида наказания в виде административного штрафа с применением и без применения названного дополнительного наказания, то есть указанное дополнительное наказание с учетом обстоятельств правонарушения может быть и не применено.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Исполнение административного наказания в виде выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона РФ N 115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" влечет невозможность получения такими лицами разрешения на временное проживание в Российской Федерации в течение 5 лет.
Тем самим применение указанного дополнительного наказания и принудительное выдворение названных лиц за пределы Российской Федерации влияет на их право въезда на территорию Российской Федерации в течение последующих после выдворения 5 лет, то есть имеет дополнительные отрицательные последствия, ограничивающие их въезд на территорию Российской Федерации.
Поэтому, назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
А из этого вытекает, что, применяя к правонарушителю помимо основного и дополнительное наказание, суд обязан мотивировать действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Между тем, согласно части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу, в том числе и в части применения дополнительного наказания, если закон одновременно предусматривает альтернативность в применении этого наказания.
Из обжалованного постановления следует, что в нем не указаны полно как обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, так и мотивы, исходя из которых судья пришел к выводу о необходимости применения к ФИО1 дополнительного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о грубых нарушениях процессуальных требований законодательства об административных правонарушениях, что не позволило судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влечет отмену постановления.
Срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ не истек, и возможность рассмотрения настоящего дела по существу не утрачена.
В связи с отменой постановления о помещении ФИО1 в специальный приемник МВД по Республике Дагестан его содержание в этом приемнике подлежит прекращению, а он - освобождению из приемника.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Дагестан
РЕШИЛ:
постановление судьи Советского районного суда г.Махачкалы от 14 февраля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении ФИО1 отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении ФИО1 возвратить в Советский районный суд г.Махачкалы на новое рассмотрение.
Гражданина Республики Вьетнам ФИО1 из спецприемника МВД РФ по РД освободить.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан А.И. Ашуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.