Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Гаджиева Б.Г.,
судей - Алиевой Э.З. и Магадовой А.В.
при секретаре Нурмагомедове А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу "." М.С. на решение суда "адрес" г.Махачкалы от "дата", которым постановлено: "В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РД" об установлении причиной связи травмы с военным ранением и обязании признать полученную им травму военной - отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО9, объяснения "." М.С. и его представителя "." И.М., полагавших решение суда подлежащим отмене, а также представителей Федерального казенного учреждения " Главное бюро медико - социальной экспертизы по Республике Дагестан", полагавших решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением, в котором изложены требования об установлении причинно- следственной связи травмы с военным ранением, полученным им в августе 1999 года в "адрес", и обязании ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РД" признать полученную им травму военной. В обоснование иска указано, что во время контртеррористической операции в августе 1999 года в "адрес" он был ранен и получил черепно-мозговую травму и осколочное ранение левой кисти с повреждением локтевого нерва и сухожилий. С "дата" по "дата" находился на стационарном лечении в хирургическом отделении "адрес"ной больницы РД. Периодически проходил лечение в амбулатории и стационаре в "адрес" и г.Махачкалы. Из заключения по результатам медико-социальной экспертизы следует, что он не относится к бывшим военнослужащим, в отношении которых учреждения медико-социальной экспертизы правомочно рассматривать вопрос об установлении инвалидности и ее причины. Полученные им травмы подтверждаются справкой военного комиссариата "адрес" РД и выпиской из истории болезни. Согласно удостоверению серии БК N от октября 2005 года он является ветераном боевых действий. "дата" он признан инвалидом третьей группы по общему заболеванию, тогда как травму он получил во время боевых действий.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе указано на необходимость отмены решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении его исковых требований. Жалоба мотивирована тем, что решение суда является незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела. Изложенные в решении выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Суд не принял во внимание обстоятельства, изложенные в его исковом заявлении, а также представленные им доказательства, из которых видно, что ранения он получил во время участия в боевых действиях. Кроме того, при наличии Удостоверения "Ветеран боевых действий" ответчик был обязан рассмотреть вопрос о присвоении ему инвалидности в связи с перенесенной военной травмой.
В возражениях руководителя ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РД" "." Б.С. относительно жалобы указано на несостоятельность изложенных в ней доводов, поскольку выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что истец "." М.С. обратился в суд с требованиями об установлении причинно-следственной связи травмы с военным ранением и признании полученной им травмы "военной". В обоснование своих требований им в суд представлены никем не заверенные ксерокопии выписки из истории болезни за N, из которой следует, что истец действительно с "дата" по "дата" находился на лечении с диагнозом " сотрясение головного мозга и осколочное ранение левой кисти", а также заключения других исследований общего профиля заболеваний за 2007 и 2010 годы.
В соответствии с п.7 ст.67 ГПК РФ суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан суду оригинал документа.
Кроме того, из представленных документов не следует наличие у истца черепно-мозговой травмы и осколочного ранения левой кисти с повреждением локтевого нерва и сухожилий и что они связаны с военной травмой.
Судом установлено и из приложенного к делу заключения медико-социальной экспертизы ( л.д.18) видно, что согласно данным представленных истцом документов имеющаяся у истца патология болезни является основанием для установления третьей группы инвалидности сроком на один год с причиной "общее заболевание" и к бывшим военнослужащим, в отношении которых ФГУ МСЭ правомочно рассматривать вопрос установления инвалидности, истец не относится.
Согласно разъяснений Министерства труда и социального развития Российской Федерации от "дата" N "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от "дата" N 17 (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от "дата" N 317), определение причин инвалидности в соответствии со статьей 8 Федерального закона от "дата" N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" возложено на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от "дата" N 317).
Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя формулировки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе и " военная травма" (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 N 317).
Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы (далее - бывшим военнослужащим), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (Федеральный закон от "дата" N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4831; 2002, N 30, ст. 3033).
Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от "дата" N 317).
При определении причины инвалидности с формулировкой "военная травма" в акте освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы в обязательном порядке указываются все документы, послужившие основанием для вынесения решения: свидетельство о болезни; справка ВВК; справки военно-медицинских учреждений, подтверждающие пребывание бывшего военнослужащего на излечении; выписки из истории болезни с указанием диагноза; справки о ранении или несчастном случае; документы, подтверждающие факт пребывания на фронте, в партизанском отряде, в плену, на военной службе (удостоверение участника Великой Отечественной войны, красноармейская книжка, военный билет, справки военных комиссариатов о прохождении военной службы, в том числе об участии в боевых действиях); справки о полученном на фронте награждении, благодарности командования; справки Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива, если в них имеются указания на увечье (ранение, травму, контузию), заболевание (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от "дата" N 317).
В случае определения инвалидности гражданам, имеющим ограничения жизнедеятельности вследствие увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, полученных в период прохождения военных сборов, причину инвалидности федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы устанавливают в точном соответствии с формулировкой заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от "дата" N 317).
Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона от "дата" N 130-ФЗ " О борьбе с терроризмом" руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых сил и средств.
Статьей 19 названного закона предусмотрено, что социальная защита лиц, привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Реализуя полномочия, предоставленные ему законом, Правительством Российской Федерации приняты соответствующие постановления от "дата" за N и от "дата" N " О порядке и условиях установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", из содержания и требований которых следует, что факты участия в боевых действиях при вооруженных конфликтах, а выполнявшим задачи в ходе контртеррористичеких операциях на территории Северо-Кавказского региона с "дата" - факты выполнения ими задач в ходе контртеррористичеких операциях на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаются только на основании соответствующих приказов и письменных подтверждений фактического участия в боевых действиях.
Из материалов дела видно и судом установлено, что такие доказательства истцом в суд и в ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РД" не были представлены.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от "дата" N 24-П по делу о проверке конституционности положений статьи 3 Федерального закона " О ветеранах" в связи с запросом Казбековского районного суда Республики Дагестан, положения статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", на основании которых определяется круг лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, не распространяются непосредственно на членов отрядов самообороны Республики Дагестан, принимавших участие в боевых действиях на ее территории в сентябре 1999 года, поскольку их правовой статус не закреплен ни на федеральном уровне, ни в законодательстве Республики Дагестан.
При изложенных обстоятельствах, по мнению Судебной коллегии, принятое по делу решение является законным и обоснованным, а доводы жалобы- несостоятельными. При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено. В соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ суд установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал правовую оценку доказательствам по делу с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности. С учетом изложенного выше, оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение суда "адрес" г.Махачкалы от "дата" по делу по иску ФИО1 к ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РД" об установлении причиной связи травмы с военным ранением и обязании признать полученную им травму военной - оставить без изменения, а апелляционную жалобу "." М.С. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.