Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Гаджиева Б.Г.,
судей Алиевой Э.З., Магадовой А.В.,
при секретаре Шахабасовой Х.У.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу первого заместителя министра финансов Республики Дагестан "." А.И. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от "дата", которым постановлено: "Иск Гасанова "." к Министерству финансов Российской Федерации и к Министерству финансов Республики Дагестан о взыскании единовременного денежного пособия как гражданину, получившему вред здоровью в результате террористического акта - удовлетворить частично. Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет Казны Российской федерации в пользу Гасанова Абдурашида "." единовременное пособие в размере N рублей и расходы за услуги представителя в размере N рублей. Взыскать с Министерства финансов Республики Дагестан в пользу Гасанова "." единовременное пособие в размере N рублей и расходы за услуги представителя в размере N рублей. В удовлетворении остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО11, объяснения представителя Министерства финансов РД ФИО9, полагавшего решение суда подлежащим отмене, а также представителя "." по доверенности ФИО10, по мнению которого решение суда является законным и обоснованным, Судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском о взыскании в его пользу с :
- Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации единовременного денежного пособия в размере N рублей, предусмотренного Распоряжением Правительства Российской Федерации от N N-р, и морального вреда в размере N рублей;
- Министерства финансов Республики Дагестан за счет казны Республики Дагестан единовременное пособие в размере N рублей, предусмотренного Распоряжением Правительства Российской Федерации от N N-р, и морального вреда в размере N рублей;
- ответчиков по делу расходы на оплату услуг представителя в размере N рублей.
В обоснование иска указано, что примерно с 8 часов 30 минут по 9 часов 10 минут "дата" на "адрес" были совершены два взрыва, в результате которых в том числе и он получил телесные повреждения и был помещен в терапевтическое отделение госпиталя МСЧ МВД по Республике Дагестан с диагнозом: "Закрытая черепно-мозговая травма, минно-взрывная травма, сотрясение головного мозга, стрессовое состояние с выраженным астеновегетативным синдромом и тревожными наслоениями". Постановлением следователя от 28 августа 2010 года он признан потерпевшим и согласно заключению эксперта за N причиненный его здоровью вред квалифицирован как вред средней тяжести.
Между тем, предусмотренное Распоряжением Правительства Российской Федерации от N за N-р единовременное пособие для лиц, получивших средней тяжести вред здоровью вследствие террористического акта, совершенного "дата" в "адрес" Республики Дагестан, по неизвестным ему причинам он не получил.
По изложенным выше основаниям и руководствуясь Распоряжением Правительства Российской Федерации от "дата" за N-р, ст. 151 ГК РФ и статьей 100 ГПК РФ, просил в полном объеме удовлетворить его исковые требования.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения суда и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Жалоба мотивирована тем, что Министерство финансов РД является органом исполнительной власти Республики Дагестан, который осуществляет оперативное управление частью казны Республики Дагестан в его денежном выражении. А публично-правовым образованием является Республика Дагестан. Требования к публично-правовому образованию в суд не заявлены. Какие-либо документы и материалы о незаконных действиях (бездействиях) республиканских органов исполнительной власти РД или его должностных лиц, за действия которых отвечала бы казна РД, суду не представлены. Выводы суда о взыскании средств с Министерства финансов РД является незаконным. В соответствии со ст. 18 Федерального закона "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ в суд должны были быть представлены доказательства нарушения органами исполнительной власти республиканского уровня или органами местного самоуправления или их должностными лицами прав истца.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ " О противодействии терроризму" государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших.
В соответствии с пунктами 2 - 7 ФИО12 ПОРЯДКЕ ВЫДЕЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ИЗ РЕЗЕРВНОГО Ф ФИО2 ФЕДЕРАЦИИ ПО ФИО13 ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ФИО14 ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ (в ред. Постановлений ФИО2 РФ от "дата" N 158, от "дата" N 624), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 750, Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
По поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассматривает в 3-месячный срок с даты подписания этого поручения вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации.
По результатам совместного с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассмотрения обосновывающих документов Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий вносит в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения.
В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, прекращается в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 260.
Между тем, из материалов дела усматривается и судом установлено, что ФИО1 действительно является лицом, пострадавшим в результате террористического акта, имевшего место в "адрес" "дата". Постановлением следователя он признан потерпевшим в результате указанного выше террористического акта, а согласно заключению эксперта за N причиненный его здоровью вред квалифицирован как вред средней тяжести. Он был помещен в терапевтическое отделение госпиталя МСЧ МВД по Республике Дагестан с диагнозом: "Закрытая черепно-мозговая травма, минно-взрывная травма, сотрясение головного мозга, стрессовое состояние с выраженным астеновегетативным синдромом и тревожными наслоениями". В том, что в первоначальных списках не оказалось его фамилии, нет вины самого истца, который по настоящее время нуждается в поддержке и лечении.
Изложенные обстоятельства в суде апелляционной инстанции не отрицал и представитель Министерства финансов Республики Дагестан.
Кроме того, Распоряжением Правительства Российской Федерации от "дата" за N-р из резервного фонда Правительства Российской Федерации Правительству Республики Дагестан были выделены:
- бюджетные ассигнования в размере 4-х млн. рублей для выплаты единовременных пособий на основании списков граждан, получивших вред здоровью, и членам семей граждан, погибших ( умерших) вследствие террористических актов, совершенных "дата" в "адрес" Республики Дагестан;
- дотации в размере 9 млн.рублей для оказания единовременной материальной помощи гражданам, получивших вред здоровью, и членам семей граждан, погибших ( умерших) вследствие террористических актов, совершенных "дата" в "адрес" Республики Дагестан.
Судом также установлено, что единовременное пособие для лиц, получивших средней тяжести вред здоровью вследствие террористических актов, совершенных "дата" в "адрес" Республики Дагестан, истец не получил и его вины в этом нет.
Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2005 г. N 523-О., следует, что государство, учитывая характер причиненного вреда, принимает на себя ответственность за действия третьих лиц, выступая тем самым гарантом возмещения ущерба пострадавшим. Государство в данном случае берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах, преследующий цели поддержания социальных связей, сохранения социума. Организуя систему компенсаций, государство выступает не как причинитель вреда (что требовало бы полного возмещения причиненного вреда) и не как должник по деликтному обязательству, а как публичный орган, выражающий общие интересы.
Из Федерального закона от "дата" N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" также следует, что государство восприняло концепцию публично-правовой природы возмещения вреда.
Поскольку Министерство финансов Республики Дагестан является органом исполнительной власти Правительства Республики Дагестан, осуществляющим оперативное управление финансовыми средствами Республики Дагестан, по мнению Судебной коллегии, принятое по делу решение суда является законным и обоснованным, а доводы жалобы о том, что Министерство финансов Республики Дагестан не является надлежащим ответчиком по делу - несостоятельными и не влекущими его отмену или изменение в апелляционном порядке.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
При изложенных обстоятельствах и требованиях закона, по мнению Судебной коллегии, при рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено. В соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ суд установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал правовую оценку доказательствам по делу с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности. С учетом изложенного выше, оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение суда "адрес" г.Махачкалы от "дата" по делу по иску Гасанова "." к Министерству финансов Российской Федерации и к Министерству финансов Республики Дагестан оставить без изменения, а апелляционную жалобу первого заместителя министра финансов Республики Дагестан ФИО8 - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.