Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,
судей Ибрагимова С.Р. и Мустафаевой З.К.,
при секретаре Алимове Р.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заместителя Управляющего ГУ ОПФ РФ по Республике Дагестан Р.Э. Магомедова на решение Кайтагского районного суда Республики Дагестан от 21 декабря 2012 года, которым постановлено:
"Удовлетворить требования Мусаевой Н. Д..
Признать решение УОПФР по РД в Кайтагском районе от 05.04.2011 года об отказе в назначении Мусаевой Н. Д. досрочной пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности незаконным и необоснованным.
Обязать Управление ОПФР по РД в Кайтагском районе назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента ее обращения, т.е. 05.04.2011 года.
Обязать Управление ОПФР по РД в Кайтагском районе произвести перерасчет и выплатить Мусаевой Н. Д. невыплаченную сумму досрочной трудовой пенсии по старости начиная с 05.04.2011 года".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Мустафаевой З.К., выслушав объяснения представителя ГУ ОПФ Российской Федерации по Республике Дагестан Меджидову А.Б., полагавшей решение суда подлежащим отмене, объяснения Мусаевой Н.Д., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мусаева Н. обратилась в суд с заявлением в суд указывая, что решением УОПФР по Республике Дагестан в Кайтагском районе от 05.04.2011г. она получила письменный отказ в назначении ей досрочной пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, сославшись на то, что на 01.01.2001г. её стаж составляет 15 лет 3 месяца 17 дней, что не соответствует подпункту 19 пункта 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и постановлению Правительства РФ от 29.10.2002г. N781, т.е. на указанный период у неё не было требуемого стажа 16 лет 8 месяцев. Не согласившись с отказом, она обжаловал его в суд.
В обосновании своих требований Мусаева Н. указала, что работает преподавателем в музыкальной школе и продолжает работать по сегодняшний день. Посчитав, что имеет право на назначение досрочной пенсии, истица обратилась с заявлением в УОПФР в Кайтагском районе, однако ей было отказано в назначении пенсии.
06.11.2012 г. истице стало известно о Постановлении Минтруда РФ от 25.07.2003 N 57 "Об установлении тождества наименования учреждения "Экспериментальная детская школа искусств" наименованию учреждения "Детская школа искусств, в том числе по виду (видам) искусств" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.08.2003 N 5020), в соответствии с которым истица имеет право на досрочное назначение пенсии.
В определении Конституционного суда Российской Федерации N2-П от 29.01.2004 г. указывается о том, что если в период времени работы было право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, то возможно применение ранее действующего законодательства.
Указывает, что такое право за истицей возникло с 05.04.2011 г. (25 лет 6 месяцев) и существует сейчас, поскольку истица продолжает работать в указанной должности.
Кроме того, истица обращалась к ответчику с письменным заявлением, что подтверждается решением УОПФР по Республике Дагестан в Кайтагском районе от 05.04.2011 г. об отказе ей в назначении досрочной пенсии. В связи с тем, что УОПФР по Кайтагскому району ошибочно истолковало позицию перечисленных норм законодательства, регулирующих назначение досрочной пенсии, нарушено её право на получение досрочной пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В самом решении УОПФР по Кайтагскому району от 05.04.2011 г. не оспаривается тот факт, что ее педагогический стаж на момент обращения в УОПФР составлял 25 лет 6 месяцев.
Просит признать решение УОПФР по Республике Дагестан в Кайтагском районе от 05.04.2011г. об отказе в назначении досрочной пенсии необоснованным, обязать УОПФР по Республике Дагестан в Кайтагском районе назначить ей досрочную пенсию по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность с момента обращения к ответчику, т.е. с 05.04.2011 года, обязать УОПФР по Республике Дагестан в Кайтагском районе произвести перерасчет и выплатить невыплаченную сумму досрочной пенсии с 05.04.2011 года до вынесения судом решения.
Судом постановлено указанное выше решение.
На указанное решение заместителем Управляющего ГУ ОПФРФ по Республике Дагестан Магомедовым Р.Э. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывается, что стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 19 п.1 ст.27 Закона N 173-ФЗ, исчисляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N781, с учетом утвержденного этим же постановлением Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Стаж Мусаевой Н. Д. на 01.01.2001г. составляет 15 лет 3 месяца 17 дней, что не соответствует п. 12 Правил, а именно работа в должностях, указанных в п. 2 "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001г. засчитывается в стаж работы при наличии у лица не менее 16 лет 8 месяцев работы в должностях в учреждениях, указанных в списке на 01.01.2001г.
В упомянутом Мусаевой Н.Д. Постановлении Минтруда РФ от 25.07.2005г. N57 "Об установлении тождества наименования учреждения "Экспериментальная детская школа искусств" наименованию учреждения "Детская школа искусств, в том числе по виду (видам) искусств", речь идет не о детской музыкальной школе. Законодательством РФ определен порядок установления тождества. По представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Министерство здравоохранения и социального развития РФ устанавливает тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования в п.2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (ред. от 26.05.2009) "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
При рассмотрении спора между гражданином и органом пенсионного фонда о включении в стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости, периоды его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в указанный стаж работы, и вопрос о виде (типе) учреждения организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 15 сентября 1985 года Мусаева Н.Д. работает преподавателем Маджалисской детской музыкальной школы в последующем с 1995 года переименованной в Детскую школу искусств.
Отделом ГУ-ОПФР по Республике Дагестан в Кайтагском районе от 05 апреля 2011 года Мусаевой Н.Д. отказано в принятии заявления о назначении досрочной трудовой пенсии.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии с подпунктом 19 п. 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Статья 27 вышеуказанного Закона предусматривает, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Отказывая в удовлетворении требований Мусаевой Н., ответчик исходил из того, что на момент обращения истца за назначением пенсии ранее действующее законодательство, предусматривающее включение таких периодов в стаж работы по специальности, утратило силу, следовательно, условие о включении в специальный стаж спорных периодов при наличии не менее 2\3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на момент утраты силы нормативного документа.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что оценку пенсионных прав истца необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции. Положения ст. ст. 6, 15, 17, 18, 19 и ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года 8-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, независимо от того, выработал ли гражданин до дня изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично.
Поскольку в спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и сельского хозяйства, подпунктом "а" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет, дает право на пенсию за выслугу лет
Время работы, указанной в пунктах 1, 2, 3 названного Положения засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным Постановлением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, то есть не менее 16 лет 8 месяцев.
Как следует из материалов дела, на момент подачи Мусаевой Н.Д. заявления о досрочном назначении ей пенсии данное условие, а именно наличие 16 лет 8 месяцев специального педагогического стажа было соблюдено.
Доводы апелляционной жалобы о несоблюдение условия п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет N 1397 от 17.12.1959 года, поскольку на 01.01.2001 года (п. 12 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 781 (от 29.10.2002 года) у Мусаевой Н. не было выработано 16 лет 8 месяцев чистого педагогического стажа, несостоятельны.
Наличие 2\3 стажа должно определяться на момент подачи заявления о досрочном назначении пенсии, а не на момент введения нового нормативного регулирования зачета в льготный стаж педагогических должностей.
При таких обстоятельствах, названные периоды подлежали включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения Мусаевой Н.Д. за назначением пенсии и времени возникновения у нее на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение. С учетом изложенного на 05 апреля 2011 года педагогический стаж Мусаевой Н.Д. превысил 25 лет.
Списком профессий и должностей, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067, Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года предусмотрено, что работа в учреждениях "музыкальная школа", "детская школа искусств" в должности "преподаватель" дает право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Таким образом, работа Мусаевой Н.Д. в должности педагога в детской музыкальной школе, переименованной в детскую школу искусств по выполняемым функциям, условиям и характеру деятельности тождественна должности преподавателя в музыкальной школе, детской школе искусств, которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Суд обоснованно удовлетворил требования истца о включении спорных периодов в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку в соответствии с разъяснениями, данными в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20.12.2005, в силу Постановления Конституционного Суда РФ N 11-П от 03.06.2004 суды вправе при рассмотрении конкретных дел устанавливать тождественность должностей и учреждений, дающих право на досрочную трудовую пенсию.
В силу п. 2 ст. 19 ФЗ РФ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее возникновения права на указанную пенсию, а днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Судебная коллегия считает правильным вывод суда о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с выработкой установленного стажа педагогической деятельности, начиная с даты первичного обращения истца, то есть с 05.04.2011 года. Поскольку Мусаева Н.Д. с указанным заявлением и необходимыми документами обратилась 05.04.2011 года, однако ей было необоснованно отказано в назначении пенсии.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе об отсутствии оснований для назначения досрочной трудовой пенсии, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается, какие-либо иные основания для отмены по существу верного решения суда, ответчиком не заявлены.
Судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены правильно, доводы сторон и представленные ими доказательства судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено соответствующее требованиям материального и процессуального закона решение, которое подлежит оставлению без изменения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кайтагского районного суда Республики Дагестан от 21 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя управляющего Управления Пенсионного Фонда РФ по Республике Дагестан Магомедова Р.Э. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.