Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М.
судей Ибрагимова С.Р. и Мустафаевой З.К.
при секретаре судебного заседания Алимове Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заместителя Управляющего ГУ ОПФРФ по Республике Дагестан Сулейманова Н.М. на решение Ленинского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 05 декабря 2012 года, которым постановлено:
"Удовлетворить требования Маликовой Х. Х..
Обязать Управление отделения пенсионного фонда РФ по РД в Советском районе г. Махачкалы зачесть Маликовой Х. Х. период работы с 30.07.1979г. по 16.07.1997г. на Махачкалинском заводе сепараторов в должности литейщика пластмасс в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно п.1 пп.1 ст.27 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. N173-Ф3".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Мустафаевой З.К., выслушав объяснения представителя ГУ ОПФР по Республике Дагестан Алиеву Р.М. (доверенность N 14 от 19 января 2012 года), объяснения адвоката Кушиевой Д.Г. в интересах Маликовой Х.Х., полагавших решение суда подлежащим изменению, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Маликова Х.Х. обратилась в суд с иском к ГУ ОПФР РФ по Республике Дагестан о зачете периода работы с 30.07.1979 года по 16.07.1997 год на Махачкалинском заводе сепараторов (МЗС) в должности литейщика изделий из пластмасс в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В обосновании иска Маликова Х.Х. указала, что начала свою трудовую деятельность начала с 1979 года на Махачкалинском заводе сепараторов. Приказом N 112-к от 30.07.1979 года на основании решения квалификационной комиссии ей присвоен 3 разряд прессовщика изделий из пластмасс в цехе N11. По достижении трудового стажа более 20 лет обратилась с заявлением в Управление отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан в Советском районе г.Махачкалы для назначения досрочной трудовой пенсии, на что был дан ответ о том, что оснований для назначения пенсии не имеется в связи с тем, что в настоящее время завод не работает и определить характер выполняемых работ в связи с отсутствием необходимых документов для подтверждения характера работ и занятости в полный рабочий день в должности прессовщика изделий из пластмасс, штатного расписания, перечня рабочих мест, невозможно. Постановлением Совета Министров N 10 от 26.01.91 года утвержден Список производств, работ, профессий, должностей и показателей, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение. Согласно Списка N 2 к данной категории профессий относятся литейщики пластмасс (раздел X ХХ1111 шифт 23200000-13399). Подтверждением осуществления работ на МЗС за указанный период являются записи в трудовой книжке, справка, уточняющая особый характер работ, архивная справка N 80-к от 22.11.2012 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
На указанное решение заместителем Управляющего ГУ ОПФР РФ по Республике Дагестан Сулеймановым Н.М. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывается, что периоды работы с 30.07.1979 года по 04.05.1991 года в должности литейщика изделий из пластмасс не представляется возможным зачесть в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием юридически значимых документов. Согласно п.5 Разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996г N5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденным постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 г. N29 при назначении досрочной трудовой пенсии по старости необходимо убедится в том, что работник занят в течение полного рабочего дня на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (не менее 80% рабочего времени). У данной организации отсутствуют табеля учета рабочего времени, на основании которых можно было бы сделать вывод о занятости в полный рабочий день периодов работы с 30.07.1979 по 04.05.1991 г.г. Маликовой Х.Х. в должности литейщика изделий из пластмасс. Кроме того, в данной организации отсутствуют должностные инструкции, перечни рабочих мест, штатное расписание, т.е. подтвердить характер работы также не представляется возможным. В справке, которую выдает главный технолог завода и начальник отдела кадров, отсутствуют основания выдачи указанной справки.
Кроме того, суд обязал органы Пенсионного фонда зачесть в специальный стаж периоды работы с 30.07.1979 по 16.07.1997г.г., несмотря на то, что с 04.05.1991 по 16.07.1997г.г., истица работала в должности штамповщицы. Указанная должность вообще не предусмотрена Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение.
В резолютивной части решения суда суд указал "Обязать Управление Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан в Советском районе г.Махачкала зачесть Маликовой Х.Х. период работы с 30.07.1979 года по 16.07.1997 года на Махачкалинском заводе Сепараторов в должности литейщика изделий из пластмасс в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости". Ответчик не согласен с указанной формулировкой, так как согласно материалам дела истица проживает в Кизилюртовском районе Республики Дагестан, а не в Советском районе г.Махачкалы. Согласно пенсионному законодательству пенсия назначается по месту проживания пенсионера, и соответственно Маликовой Х.Х. досрочная трудовая пенсия по старости не может быть назначена в Советском районе г.Махачкалы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении данного дела.
Из материалов дела усматривается, что Маликова Х.Х. работала с 30.07.1979 по 04.05.1991г.г. работала литейщиком изделий из пластмасс, с 04.05.1991 по 16.07.1997г.г. штамповщиком на Махачкалинском заводе сепараторов.
Вывод суда о том, что названные виды работ соответствуют Списку N 1, несостоятелен, так как основан на неправильном толковании и применении норм материально права.
В соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 названного Закона).
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 года N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 (далее - Список N 2).
В разделе XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 позицией 23200000-13399 предусмотрена должность литейщиков пластмасс.
Из материалов дела усматривается, что Маликова Х.Х. работала с 30.07.1979 по 04.05.1991 г. литейщиком изделий из пластмасс.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, и Список N 2 производств, работ, профессий, должностей, показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССП от 16 января 1991 года N 10.
В Списке N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях содержится указание на работу в должностях формовщика ручной формовки, кузнеца-штамповщика, шлифовщика стеклоизделий, выполняющего работу вручную, а также изделий горячим способом на основе пластмасс и т.д. (Разделы XIV, X, XVIII).
Списком N 1 указанные виды работ не предусмотрены.
Судом установлено, что Маликова Х.Х. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Махачкалы с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с имеющимся стажем работы во вредных условиях по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, в разделе XXXIII "Общие профессии" поименованы должности: "Литейщик пластмасс", "Прессовщик изделий из пластмасс".
Отказывая истцу, ответчик исходил из того, что фактическое выполнение работы литейщика изделий из пластмасс документально не подтверждено, льготных справок за периоды работы в данных организациях истцом суду не представлено, из-за недостаточности специального трудового стажа ответчиком отказано истцу в досрочной трудовой пенсии (письмо Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Махачкалы от 12.07.2012 года).
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что период с 30.07.1979 по 04.05.1991г. в должности литейщика изделий из пластмасс подлежит включению в льготный трудовой стаж по Списку N 2, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10.
Из материалов дела следует, что Маликова Х.Х. принята на Махачкалинский завод сепараторов в порядке перевода учеником с 15.07.1979 г., истице присвоена квалификация литейщик изделий из пластмасс 3-го разряда участка пластмасс с 30.07.1979г., переведена. 04.05.1991г. в цех N 8 штамповщицей, 16.07.1997г. Маликова Х.Х. уволена по статье 31 Кодекса законов о труде РФ.
Факт работы Маликовой Х.Х. в должности в указанный период подтверждается трудовой книжкой, архивной справкой от 22.11.2011 г., справкой о заработной плате с 1980 по 1984 г.г., справкой, уточняющей характер работы.
В силу ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Аналогичные нормы предусмотрены в Постановлении Правительства РФ от 16 апреля 2003 года N 225 "О трудовых книжках" и в п. 6 "Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления пенсий", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года N 555.
Между тем, период с 30.07.1979 по 04.05.1991 г. в должности литейщика изделий из пластмасс подлежит включению в льготный трудовой стаж по Списку N 2 от 22.08.1956 года. Список N 2 Производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. N 1173, содержит должность литейщика изделий из пластмасс и не требует подтверждения трудового стажа.
Кроме того, из Письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.03.2004г. следует, что, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, а также "малыми Списками", то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01.01.1992г. отделение рекомендует засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Указанные доказательства оценены в совокупности с другими материалами дела, в соответствии с требованиями статей 67, 196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На момент обращения истца к ответчику с учетом засчитанного судебной коллегией периода работы, специальный стаж для назначения льготной пенсии истца составил более 10 лет и при достижении возраста 50 лет, истец имеет право для назначения досрочной пенсии по старости.
В то же время решение суда в части включения в специальный стаж период работы с 04.05.1991 по 16.07.1997г.г. является не верным, так как согласно трудовой книжке Маликова Х.Х. в указанный период работала на должности штамповщицы на Махачкалинском заводе сепараторов. Об этом она указывает в исковом заявлении, не отрицала этот факт и ее представитель на заседании суда апелляционной инстанции. Указанная должность штамповщицы не предусмотрена Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Совета Министров N 10 от 26 января 1991 года.
Таким образом, вывод суда о возможности включения в льготный стаж Маликовой Х.Х. периода ее работы в должности штамповщицы противоречит нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения, которым с учетом включенных истцу периодов работ до 01.01.1992 г., истица имеет право для назначения специальной трудовой пенсии по старости, так как, при включении периода с 30.07.1979 по 04.05.1991г. в подсчет специального стажа истца, у нее образуется необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ".
Доводы апелляционной жалобы о том, что документально не подтверждается работа истицы в указанный период работы в должности литейщика изделий из пластмасс, дающий ей право на досрочное назначение пенсии, являются несостоятельными, поскольку противоречат установленным в судебном заседании обстоятельствам, в указанные периоды работы Маликова Х.Х. осуществляла работу с тяжелыми условиями труда с вредными веществами.
При изложенных обстоятельствах в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежит включению лишь период с 30.07.1979 по 04.05.1991г.г. в соответствии со Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Кроме того, суд первой инстанции неверно указал в качестве ответчика Управление отделения пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан в Советском районе г.Махачкалы.
Как следует из искового заявления требования Маликовой Х.Х. предъявлены к ГУ ОПФ РФ по Республике Дагестан, расположенному в г.Махачкале, по ул. Гамидова, 16, представитель которого принимал участие в суде первой инстанции. В этой связи, как обоснованно указано в апелляционной жалобе, ответчиком по данному делу является ГУ ОПФ РФ по Республике Дагестан, соответственно, обязанность по назначению пенсии должна быть возложена на Главное управление ОПФ РФ по Республике Дагестан.
Руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Махачкалы от 05 декабря 2012 года отменить.
По делу принять новое решение.
Обязать Государственное учреждение-отделение пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан зачесть Маликовой Х. Х. период работы с 30.07.1979 по 04.05.1991 г. на Махачкалинском заводе сепараторов в должности литейщика изделий из пластмасс в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.