Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,
судей Ибрагимова С.Р. и Мустафаевой З.К.,
при секретаре Алимове Р.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заместителя Управляющего ГУ ОПФ РФ по Республике Дагестан Н.М.Сулейманова на решение Кайтагского районного суда Республики Дагестан от 21 декабря 2012 года, которым постановлено:
"Удовлетворить заявление Муртазалиева М. З. и признать решение комиссии ОПФР по РД в Ахвахском районе от 06 ноября 2012 г. N 15 об отказе в назначении пенсии по выслуге лет Муртазалиеву М.3., не законным.
Обязать отдел ОПФР по РД в Ахвахском районе назначить с 06 ноября 2012 г. Муртазалиеву М. З. трудовую пенсию по старости в соответствии с п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с зачетом периода его работы председателем Тлибишинского сельского совета народных депутатов Ахвахского района РД с 14 августа 1992 г. по 15 март 1998 г.".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Мустафаевой З.К., выслушав объяснения представителя ГУ ОПФ Российской Федерации по Республике Дагестан Меджидову А.Б. (доверенность N 22 от 30 января 2013 года), полагавшей решение суда подлежащим отмене, объяснения Муртазалиева М.З., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муртазалиев М.3. обратился в суд с заявлением и просит признать решение отдела ОПФР по Республике Дагестан в Ахвахском районе от 08 ноября 2012 года N 15 об отказе в назначении ему пенсии по выслуге лет незаконным, признать за ним право на назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности и просит обязать отдел ОПФР по Республике Дагестан в Ахвахском районе назначить ему пенсию за выслугу лет, согласно представленных им документов со дня его обращения в органы пенсионного обеспечения. Свои требования Муртазалиев М.3. мотивирует тем, что он обратился 06 ноября 2012 г. в отдел ОПФР по Республики Дагестан в Ахвахском районе с заявлением о назначении ему пенсии по выслуге лет, но ему отказали, ссылаясь на то, что он не имеет достаточного стажа дающего право на назначение досрочной пенсии по выслуге лет, поскольку работа на должности руководителя кружка изобразительного искусства за период с 14 августа 1992 года по 15 март 1998 года не дает право на исчисление стажа как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях образования. Отделом ОПФР по Республике Дагестан в Ахвахском районе не принято во внимание то, что в указанный период работал на выборной должности - председателем Тлибишинского сельского Совета Ахвахского района Республики Дагестан. Истец считает, что отказом в назначении пенсии, отделом ОПФР по Республике Дагестан в Ахвахском районе нарушено его конституционное право на получение досрочной пенсии по выслуге лет.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Муртазалиев М. 3. работал учителем Тлибишинской средней школы Ахвахского района Республики Дагестан с 15 августа 1986 года по 14 августа 1992 года и с 01 октября 1998 года по настоящее время, что подтверждается справкой МБОУ "Тлибишинская ОСШ" N 37 от 19 ноября 2012 года, копией трудовой книжки серии АТ-У N 8330334, книгами приказов по Тлибишинской школе Ахвахского района Республики Дагестан, исследованными в суде первой инстанции.
Также усматривается, что Муртазалиев М.3. с 14 августа 1992 года по 15 марта 1998 года был избран народным депутатом Тлибишинского сельского Совета Народных депутатов Ахвахского района Республики Дагестан и в то же время работал на выборной должности - председателя исполкома Совета народных депутатов Ахвахского района Республики Дагестан, что подтверждено копией трудовой книжки серии АТ-У N 8330334, где имеются соответствующие записи, справкой архивного отдела администрации МО "Ахвахский район" Республики Дагестан N 14 от 12.l2.2012 г., показаниями свидетеля Магомедова А.Г., работающего управляющим делами администрации МО "Ахвахский район" Республики Дагестан.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Муртазалиева М.З., суд первой инстанции исходил из того, что истец выработал необходимый специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан согласна с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Согласно статье 37 Закона РСФСР от 19 июля 1968 г. "О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР" исполнительным и распорядительным органом поселкового, сельского Совета народных депутатов является избираемый им из числа депутатов исполнительный комитет в составе: председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и от двух до пяти членов исполнительного комитета.
В соответствии с пунктом 4 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 (действовавшего до 1 октября 1993 г.), период работы на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Подпунктом "б" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 и действовавшего до 1 октября 1993 г. (то есть в период работы Муртазалиева М.З.), предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения периодов работы на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях.
В силу ст. 36 Закона РСФСР от 30.10.1990 года "О статусе народного депутата местного совета народных депутатов РСФСР" время выполнения народным депутатом своих депутатских полномочий в Совете или его органах на постоянной основе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы), в стаж работы (службы) по специальности, в стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе климатических коэффициентов) к заработной плате (должностному окладу), на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет (за стаж работы по специальности на данном предприятии), выплату вознаграждения по итогам работы предприятий, учреждений, организаций за год, а также в стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если народный депутат на момент перехода к осуществлению депутатской деятельности в Совете на постоянной основе находился на должности, работал по профессии либо работал (проходил службу) в местности, предусматривающих данную льготу.
Как усматривается из материалов дела, Муртазалиев М.З. был избран народным депутатом Тлибишинского сельского Совета народных депутатов Ахвахского района Республики Дагестан 14 августа 1992 года и в тоже время был избран председателем исполнительного комитета указанного Совета на постоянной основе по 1998 г.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также ряде его определений, ст. 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Исходя из вышеизложенного и приведенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации период с 14 августа 1992 года, когда Муртазалиев М.З. в соответствии с указанным выше решением сельского Совета народных депутатов был избран на должность председателя исполкома сельского Совета народных депутатов, то есть занимал выборную должность в советском учреждении, а также осуществлял в этот же период депутатские полномочия, в силу указанных выше норм, подлежал включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
При таких обстоятельствах, спорный период подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости Муртазалиеву М.З. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение. С учетом изложенного на 06 ноября 2012 года педагогический стаж Муртазалиева М.З. превысил 25 лет.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца спорного периода, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается, какие-либо иные основания для отмены по существу верного решения суда, ответчиком не заявлены.
Судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены правильно, доводы сторон и представленные ими доказательства судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено соответствующее требованиям материального и процессуального закона решение, которое подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ботлихского районного суда Республики Дагестан от 18 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя управляющего Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан Н.М.Сулейманова - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.