Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,
судей Ибрагимова С.Р. и Мустафаевой З.К.,
при секретаре Алимове Р.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе начальника УОПФР по Республике Дагестан в г.Кизляре и Кизлярском районе Табунщиковой В.Ю. на решение Кизлярского городского суда Республики Дагестан от 25 декабря 2012 года, которым постановлено:
"Иск Гердаевой К. М. к ГУ ОПФР по РД в г.Кизляре и Кизлярском районе об установлении факта неосуществления предпринимательской деятельности в период с 21.10.2009 года по 21.04.2011 года и признании права на освобождение от уплаты пенсионных взносов, пеней, штрафов, в связи с отсутствием ведения предпринимательской деятельности в период с 21.10.2009 года по 21.04.2011 года -удовлетворить.
Установить факт неосуществления Гердаевой К. М. предпринимательской деятельности в период с 21.10.2009 года по 21.04.2011 года.
Признать за Гердаевой К. М., право на освобождение от уплаты пенсионных взносов, пеней, штрафов, в связи с отсутствием ведения предпринимательской деятельности в период с 21.10.2009 года по 21.04.2011 года".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Мустафаевой З.К., выслушав объяснения представителя ГУ-ОПФ России по Республике Дагестан Османова М.М. (доверенность N 25 от 30 января 2013 года), полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гердаева К.М. обратилась в суд с иском к ГУ-ОПФ России по Республике Дагестан в г.Кизляре и Кизлярском районе, в обосновании своих требований указав, что с 4 марта 2009 года по 1 декабря 2011 года она являлась индивидуальным предпринимателем.
21 октября 2009 года у нее родилась дочь - ".". До момента рождения дочери она написала заявление в ГУ-ОПФ России по Республике Дагестан в г.Кизляре и Кизлярском районе о том, что уходит в декретный отпуск и прекращает занятие предпринимательской деятельностью.
1 декабря 2011 года Гердаева К. официально прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Данный факт подтверждается свидетельством о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. УОПФР по Республике Дагестан в г.Кизляре и Кизлярском районе выставило ей задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам, как индивидуальному предпринимателю по состоянию на 14.11.2012 года в размере 36586 рублей. На основании изложенного, просит суд признать неправомерными действия ГУ-ОПФ России по Республике Дагестан в г.Кизляре и Кизлярском районе по взысканию с нее страховых взносов, пеней с 21.10.2009 года по 21.04.2011 года в размере 22136 рублей в период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В судебном заседании истица Гердаева К.М. свои исковые требования уточнила и просила суд установить факт неосуществления ею предпринимательской деятельности в период с 21.10.2009 года по 21.04.2011 года и признать за ней право на освобождение от уплаты пенсионных взносов, пеней, штрафов, в связи с отсутствием ведения предпринимательской деятельности в период с 21.10.2009 года по 21.04.2011 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
На указанное решение начальником УОПФ России по Республике Дагестан в г.Кизляре и Кизлярском районе Табунщиковой В.Ю. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывается, что Гердаева К.М. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Пенсионного фонда России по Республике Дагестан в г. Кизляре и Кизлярском районе по взысканию страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя и признании права на освобождение от уплаты пенсионных взносов, страховых фиксированных платежей, пеней, штрафов, в связи с отсутствием ведения предпринимательской деятельности в период с 21.10.2009 года по 21.04.2011 года.
С октября 2009 года в связи с беременностью и родами и последующим уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет предпринимательскую и иную оплачиваемую деятельность с ее слов не осуществляла. Данный факт подтверждает свидетельством о рождении ребенка серия II БД N 733041 от 13 ноября 2009 года. Согласно налоговым декларациям сумма полученных доходов в период времени с 2009 года по 2011 года составила 0 руб. 01 декабря 2011 года истица прекратила осуществление предпринимательской деятельности.
Признание права Гердаевой К. на освобождение от уплаты пенсионных взносов, страховых фиксированных платежей, пеней, штрафов, в связи с отсутствием ведения предпринимательской деятельности является не верным.
В функции УОПФ России по Республике Дагестан в г. Кизляре и Кизлярском районе не входит проверка осуществления деятельности предпринимателя Гердаевой К.М. в период ухода за ребенком. Данный факт не осуществления предпринимательской деятельности может подтверждаться только свидетельством о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, а оно вынесено 01.12.2011 года. Все остальные справки не могут служить подтверждением не осуществления деятельности. Гердаевой К.М.
Ничто не препятствовало истице обратиться в налоговую службу и закрыть предпринимательскую деятельность.
Гердаева К.М. до 1 января 2010 года могла быть освобождена от уплаты страховых взносов до вступления в законную силу Законов N 212-ФЗ и N 213-ФЗ, которые не освобождают предпринимателей от уплаты страховых взносов.
Согласно статьи 14 п.5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.02.2012) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов не исчисляют и не уплачивают страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Физические лица из числа указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы по указанному виду обязательного социального страхования в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
В Фонд социального страхования Российской Федерации согласно ст. 12 ФЗ N 212 отчисляется 2,9 процента. От уплаты других взносов индивидуальные предприниматели не освобождаются.
Оснований для освобождения Гердаевой К.М. от уплаты пенсионных взносов, страховых фиксированных платежей, пеней, штрафов за период с 21.10.2009 г. по 21.04.2011 г. у Управления отделения Пенсионного Фонда России по Республике Дагестан в г. Кизляре и Кизлярском районе не было.
Гердаева К.М., не явившаяся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщала, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя требования Гердаевой К.М. и устанавливая факт неосуществления ею предпринимательской деятельностью, а также, признавая право на освобождение от уплаты пенсионных взносов, пеней, штрафов, суд первой инстанции исходил из того, что истица не занималась предпринимательской деятельностью в спорный период, поскольку у нее родился ребенок, что подтверждается копией свидетельства о рождении ребенка.
Судебная коллегия не согласна с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (с изменениями и дополнениями) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 14 вышеуказанного Закона предусмотрено, что страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Кроме того, в силу пункта 2 части 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с изменениями и дополнениями) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п. 9 ст. 22.3 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями и дополнениями) государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.
Анализируя вышеуказанные нормы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд возникает с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с даты государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
В силу п. 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 г. N 79, индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном законом порядке, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа и в том случае, когда предпринимательскую деятельность он фактически не осуществляет.
В соответствии с п.6 ст. 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в подпунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.
Из материалов дела усматривается, что Гердаева К.М. являлась индивидуальным предпринимателем с 04 марта 2009 года.
21 октября 2009 года Гердаева К.М. родила дочь, что подтверждается свидетельством о рождении ребенка от 13 ноября 2009 года за N.
Согласно справки УОПФР РФ по Республике Дагестан от 14 ноября 2011 года за Гердаевой К.М. числится задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам в сумме 22136 рублей.
Согласно свидетельства межрайонной инспекции ФНС России N 15 по Республике Дагестан о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, Гердаева К.М. 01 декабря 2011 года прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Из представленных налоговым декларациям Гердаевой К.М. в них включены показатели об отсутствии у нее доходов в период времени с 2009 года по 2011 год.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.05.2005 N 211-О указал на то, что если при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, то он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
При этом в соответствии с пунктом 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2006 N 107 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" суд, рассматривая споры, связанные со взысканием с индивидуального предпринимателя (страхователя) недоимки по страховым взносам, в случае представления последним доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, не должен ограничиться лишь констатацией факта нарушения обязательства по уплате страховых взносов за соответствующий период. При установлении таких обстоятельств суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя (страхователя), не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам за период, когда имели место соответствующие обстоятельства.
Между тем, истица не представила суду доказательств того, что не имела возможности своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
Довод Гердаевой К.М. о том, что она написала в УПФР по Республике Дагестан в г.Кизляре и Кизлярском районе заявление о том, что уходит в декретный отпуск и прекращает занятие предпринимательской деятельности в связи с уходом за ребенком, материалами дела не подтвержден.
Гердаева К.М. не представила в суд бесспорных доказательств, подтверждающих факт обращения в Пенсионный орган с заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также наличие причинно-следственной связи между каким-либо действием (бездействием) пенсионного органа и фактом невозможности государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является незаконным, подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований Гердаевой К.М.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кизлярского городского суда от 25 декабря 2012 года отменить.
По делу вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Гердаевой Калимат Магомедовны.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.