Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Гаджиева Б.Г.,
судей - Гебековой Л.А., Магадовой А.В.,
при секретаре судебного заседания Нурмагомедове А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министра строительства и ЖКХ Республики Дагестан ФИО6 на решение суда Советского района г. Махачкалы от 29 ноября 2012 года, которым постановлено: "Иск Гамзатова "." удовлетворить.
Признать отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан от "дата" N.1-112 в предоставлении ФИО1 единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения незаконным.
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан предоставить ФИО1 единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО8, объяснения адвоката ФИО7 в защиту интересов ФИО1, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гамзатов "." обратился в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД, в котором просил признать незаконным отказ в предоставлении ему на состав семьи единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, обязать ответчика предоставить ему социальную выплату в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
В обоснование иска указано, что в январе 2012 года им были представлены ответчику документы на получение единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья, полагаемой ему как уволенному сотруднику МВД по РД. "дата" в его адрес поступило письмо N.1-112 за подписью первого заместителя Министра строительства и ЖК по РД ФИО9, которым ему отказано в предоставлении указанной выплаты. В качестве основания для отказа приведен п.2 п.2.1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому обеспечение его жильём должно быть осуществлено федеральным органом исполнительной власти, в котором он проходил службу. Указанный отказ считает незаконным и нарушающим его права и законные интересы.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска. Жалоба мотивирована тем, что судом неправильно истолкованы и применены нормы материального права. Правильное истолкование и применение Федерального закона " О статусе военнослужащих", ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон " О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", приводит к однозначному выводу, что правом на улучшение жилищных условий по федеральному закону от 08 декабря 2010 года N 342- ФЗ обладает категория бывших сотрудников органов внутренних дел, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 01 января 2005 года и уволенных со службы до 01 января 2005 года. Действие статьи 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел РФ после 01 января 2005 года, не распространяется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ФЗ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ " О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, подлежащих увольнению со службы после 01 января 2005 года, осуществляется федеральными органами исполнительной власти.
Кроме того, в жалобе содержится просьба о привлечении к делу Министерства регионального развития России и ФКУ " Объединенная дирекция" Министерства регионального развития России.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675) является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Этим же Постановлением утверждены Правила, Пунктом 5 которых определены категории граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в указанной подпрограмме, к которым в числе других отнесены граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г. (подпункт "г").
Условие о постановке перечисленных в подпункте "г" пункта 5 Правил категорий граждан на жилищный учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 г. основано на положениях абзаца второго пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. Федеральных законов от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, 1 декабря 2008 года N 225-ФЗ).
Указанная в названной правовой норме дата (1 января 2005 г.) является днем вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым льготы в натуральной форме заменены на денежные компенсации, предоставляемые в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Доводы о том, что положение, ограничивающее право на участие в подпрограмме сотрудников органов внутренних дел, увольняемых со службы после установленного срока, противоречит федеральному закону, не соответствуют действительности. Данное положение основано, как сказано выше, на нормах федерального закона и касается лишь категорий граждан, уволенных с военной службы (службы) до дня вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, которым с 1 января 2005 г. введено новое правовое регулирование обеспечения мерами социальной поддержки.
Категории военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на участие в вышеназванной подпрограмме, перечислены не в оспариваемой правовой норме, а в подпункте "а" пункта 5 Правил. В связи с этим сотрудники органов внутренних дел, увольняемые (уволенные) со службы после 1 января 2005 г., имеют право на участие в подпрограмме, если они соответствуют требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 5 Правил. К ним относятся:
- военнослужащие (за исключением участников накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений):
- военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
- сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
- военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;
- сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
- сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
- граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти; (в ред. Постановления Правительства РФ от "дата" N 681)
- граждане, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию, состоявшие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в указанных органах и принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, по-иному определяющего порядок и условия предоставления указанной жилищной льготы, которому могли бы противоречить приведенные нормативные положения, не имеется.
Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", вступившим в силу 1 января 2011 года, порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, распространены на граждан, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются на граждан, которые до 1 января 2005 года органами местного самоуправления были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, уволенных со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Федеральный закон от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ не содержит условие, ограничивающее право на жилищное обеспечение граждан в зависимости от даты увольнения со службы из органов внутренних дел - до или после 1 января 2005 года.
Утвержденный постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата" N "Порядок обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы" также не содержит норму, ограничивающую право гражданина на обеспечение жилыми помещениями в зависимости от даты увольнения со службы из органов внутренних дел - до или после "дата".
Изложенное позволяет признать, что решение Минстроя РД об отказе в предоставлении ФИО1 единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения основаны на ошибочном толковании и применении статьи 2 федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ и "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. N (далее - Правила учета военнослужащих).
Граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с указанным федеральным законом, могли быть приняты органами местного самоуправления на жилищный учет в избранном постоянном месте жительства до "дата" в порядке, предусмотренном статьей 31 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до "дата"); Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными постановлением Совмина РСФСР от "дата" N (действующими по настоящее время); вышеназванными Правилами учета военнослужащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. N 1054 (действующими по настоящее время).
Следовательно, гражданин, уволенный из органов внутренних дел, подавший в орган местного самоуправления заявление о принятии на жилищный учет, не может быть лишен предоставленного законом права на обеспечение жилым помещением в зависимости от того, в каком порядке он поставлен на учет органом местного самоуправления.
Пункт 5 предписания Минрегиона России от 28.04.2012 г. N-ИП/005, со ссылкой на который заявителям отказано в праве на обеспечение жильем, произвольно ограничивает круг лиц, которым федеральным законом от "дата" N 342-ФЗ предоставлено право на обеспечение жилыми помещениями и в этой части противоречит данному федеральному закону. Предписание Минрегиона России, как правовой акт ненормативного характера, не возлагает на Минстрой РД какие-либо обязанности и не препятствует министерству правильно применять действующее законодательство.
Из материалов дела усматривается, что при увольнении из органов внутренних дел РФ ФИО1 имеет все условия, предусмотренные статьей 2 федерального закона от "дата" N 342-ФЗ для обеспечения жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета:
- принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до "дата" ( л.д.46);
- правоохранительную службу проходил в органах внутренних дел Российской Федерации, содержавшихся за счет средств федерального бюджета;
- имеет продолжительность службы в органах внутренних дел РФ в календарном исчислении более 10 лет ( л.д.45);
- уволен со службы по основанию, предусмотренному указанным федеральным законом от "дата" N 342-ФЗ ( по достижении предельного возраста- л.д.45)..
Необходимые документы для производства выплат "дата" заявителем представлены в МС и ЖКХ РД.
Проанализировав приведенные выше нормы права и обстоятельства дела, судебная коллегия находит, что отказ Минстроя РД в обеспечении ФИО1 жилым помещением по условиям Федерального закона от "дата" N 342-ФЗ является незаконным и создающим препятствия в реализации его права на обеспечение жильем.
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При изложенных обстоятельствах, по мнению Судебной коллегии, принятое по делу решение суда первой инстанции является законным, а доводы жалобы - несостоятельными и не влекущими его отмену или изменение в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение суда Советского района г. Махачкалы от 29 ноября 2012 года по делу по иску Гамзатова "." оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика по делу - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.