Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Шихгереева Х.И.,
судей Ашурова А.И., Хираева Ш.М.,
при секретаре Изиеве Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО8, представителя ФИО1 по доверенности на решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 13 ноября 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска ФИО1 и ФИО2 отказать.
Встречный иск Министерства труда и социального развития РД удовлетворить частично.
Признать договор купли-продажи земельного участка с жилым домом от 18.10.2010г., свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом и запись о государственной регистрации права на жилой дом за N 05-05-20/001/2010-677, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок и запись о государственной регистрации права на земельный участок за N 05-05-20/001/2010-675 в Едином государственном реестре прав недействительными".
Заслушав доклад судьи ФИО11, выслушав объяснения истца ФИО2, представителя ФИО1 - ФИО8, действующего на основании доверенности N 05АА0530257 от 06 ноября 2012 года, просивших отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить заявленные истцами требования, выслушав объяснения представителя Министерства труда и социального развития Республики Дагестан ФИО6, действующего на основании доверенности N 18-11/992 от 14 февраля 2013 года, просившего в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к Министерству труда и социального развития Республики Дагестан:
ФИО1 - с требованиями о признании незаконным действия о признании недействительным свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья N 15 С 33 от 21 сентября 2010 года, признании данного свидетельства действительным и обязании ответчика оплатить ФИО2 купленный ФИО7 у него жилой дом по данному свидетельству, а ФИО2 - с требованием обязать ответчика перечислить в без наличном порядке денежную сумму в размере "." в счет уплаты за приобретенный ветераном ФИО7 земельный участок с жилым домом по договору продажи от 18 октября 2010 года на его расчетный счет в Дагестанском отделении Сбербанка.
В обоснование своих требований истцы сослались на то, что ФИО1 является участником-ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии ВВ 2884798, выданным УСЗН Табасаранского района Республики Дагестан 15 октября 1999 года Военным комиссариатом Табасаранского района Республики Дагестан ему выдано свидетельство серии А N 57480, согласно которому за успешное выполнение заданий Правительства СССР имеет право на льготы, установленные ст. 15 Федерального закона "О Ветеранах".
Непосредственного участия в боевых действиях в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года, он, то есть ФИО1 не принимал, а принимал участие в боевых действий в Китае с июня 1950 года по июль 1953 года (для личного состава воинских подразделений, принимавших участие в боевых действиях в Северной Корее с территории Китая), которые относятся к числу иных боевых операций по защите Отечества, участие в которых является основанием получения статуса участника Великой Отечественной войны.
Постановлением Администрации Табасаранского района Республики Дагестан от 20 декабря 2007 года он, то есть ФИО1, был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки и включен в список на получение сертификатов на получение жилья. На основании его личного дела ему было выдано Свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья, которым выделена безвозмездная субсидия на приобретение жилья в размере "."
Имея указанное выше свидетельство, ФИО1 купил жилье, однако денежные средства согласно этому свидетельству не были перечислены.
ФИО2 продал ФИО1 жилой дом по договору купли-продажи от 18 октября 2010 года, в пункте 2.5 которого указано, что оплата производится путем перечисления денежных средств из Министерства труда и социального развития Республики Дагестан согласно свидетельству о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья и передал по его передаточному акту N 05АА0025511.
Договор заключен в пределах срока действия свидетельства и не признан недействительным. Все необходимые документы сторонами договора были представлены в администрацию муниципального района "Табасаранский район", которой, в свою очередь, были направлены ответчику для исполнения обязательств по оплате продавцу жилого дома, проданного ветерану.
Письмом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан N 12-13/1922-621 от 03 февраля 2012 года сообщено, что свидетельство ФИО1 выдано ошибочно по тем основаниям, что согласно статьям 14, 15, 17, 18, 19 и 21 ФЗ от 12 января 1995 года N 4-ФЗ "О ветеранах", а также Указу Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета имеют инвалиды, участники ВОВ, а также члены семей погибших (умерших) участников ВОВ. В связи с чем, перечисление денежных средств продавцу жилья ФИО2 не представляется возможным, то есть свидетельство фактически признано недействительным. Считает данный отказ незаконным.
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан обратилось в суд со встречным иском к ФИО1, ФИО2, администрации сельского поселения "сельсовет Турагский" о признании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от 18 октября 2010года, свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом и запись о государственной регистрации права на жилой дом за N 05-05-20/001/2010-677, свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок и запись о государственной регистрации права на земельный участок за N 05-05-20/001/2010-675 в Едином государственном реестре прав, постановления администрации сельского поселения "сельсовет Турагский" от 20 декабря 2007 года недействительными, указывая, что в декабре 2007 года постановлением администрации сельского поселения "сельсовет Турагский" от 20 декабря 2007 года ФИО1 был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участник ВОВ, инвалид 1 группы. В июле 2010 года администрацией муниципального района "Табасаранский район" в Министерство было представлено учетное дело ФИО1, оформленное как на участника ВОВ. В сентябре 2010 года на основании учетного дела Министерством ФИО1 было выдано свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья N 15 СЗЗ от 21 сентября 2010 года.
В ноябре 2010 года Управлением социальной защиты населения в муниципальном образовании "Табасаранский район" в Министерство были представлены договор купли-продажи земельного участка с жилым домом от 18 октября 2010 года, заключенный между ФИО7 (покупатель) и ФИО2 (продавец) свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом за N 05-05-20/001/2010-677, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок за N 05-05-20/001/2010-675 и расчетный счет ФИО2
ФИО1 является ветераном боевых действий (участник боевых действий в Северной Корее с территории Китая с 30 января 1953 года по 27 июля 1953 года), а не участник ВОВ, что подтверждается им самим в исковом заявлении. ФИО1 был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 года, он подлежал обеспечению жильем по договору социального найма путем предоставления жилого помещения из государственного или муниципального жилищного фонда, а не путем предоставлениябезвозмездной субсидии на приобретение жилья из федерального бюджета. Согласно договору купли-продажи земельного участка с жилым домом от 18 октября 2010 года оплата за жилой дом в размере "." будет произведена путем перечисления Министерством указанной суммы на лицевой счет ФИО2 N 42307810660328649119, что в свою очередь приведет к нецелевому использованию средств федерального бюджета, поскольку ФИО1 не подлежит обеспечению жильем в форме безвозмездной субсидии на приобретение жилья.
Судом вынесено приведенное выше решение.
На указанное решение суда представителем ФИО8 подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба о его отмене и удовлетворении требований ФИО1 и ФИО2
По мнению автора жалобы, правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", распространяются на ФИО1, который имеет право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением.
Указывает на то, что согласно перечню государств, городов, территории и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющемуся приложением к приведенному выше закону, на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II, распространяется действие ст.ст. 2, 4 Закона о ветеранах (ветераны ВОВ, инвалиды ВОВ, инвалиды боевых действий). Боевые действия с июня 1950 года по июль 1953 года для личного состава воинских подразделений, принимавших участие в боевых действиях в Северной Корее с территории Китая, указаны в разделе I названного Перечня.
Считает, что суд пришел к неверному решению, полагая, что если истец ФИО1 был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищный условий после 1-го января 2005 года, то он должен был получить жилье из государственного и муниципального жилищного фонда высоко в горах, где социальное жилье не строилось никогда.
Полагает, что Президент Российской Федерации буквально требует обеспечить ветеранов ВОВ жильем или субсидиями не зависимо от их материального положения и в независимости от времени постановки их на учет как нуждающиеся. По этому поводу 23 декабря 2009 года вступил в действие Федеральный закон N327-Ф3 "О внесений изменений в Федеральный закон "О ветеранах", согласно которому инвалиды ВОВ и участники ВОВ не зависимо от того, когда они стали на учет, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Ссылается на определение Верховного Суда Республики Хакасия от 08 июня 2011года, где рассмотрен абсолютно аналогичный вопрос касательно участников боевых действий в Северной Корее, на стороне которых выступала с исковым заявлением прокуратура г.Абакана, которая понудила управление социальной поддержки населения муниципального образования г. Абакана включить в список граждан, имеющих право на получение субсидии, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, равно как у его доверителя, судом исковые требования удовлетворены (дело N33-1241/2011).
Считает, что в данном случае прокуратура РФ в Верховном суде Республики Хакасии доказала, что если участников боевых действий приравняли к ветеранам ВОВ, то закон должен действовать одинаково на участников боевых действий и на непосредственных участников ВОВ. Опираясь на принцип преюдиции (то, что доказано в суде, признается фактом, не требующим доказательств), суд должен удовлетворить исковые требования его доверителей.
Истец по делу - ФИО1, надлежащим образом извещенный о месте и времени проведения судебного процесса, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил. В апелляционном рассмотрении принимает участие его представитель ФИО8
Судебной коллегией принято решение о рассмотрении дела в отсутствии истца по делу ФИО1
В суде апелляционной инстанции истец ФИО2, представитель ФИО8 поддержали доводы жалобы, просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, оставив решение суда без изменения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с правилами статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела ФИО1, является ветераном боевых действий (участник боевых действий в Северной Корее с территории Китая с 30 января 1953 года по 27 июля 1953 года).
Статья 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (ред. от 16 ноября 2011 года) "О ветеранах" содержит перечень мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 закона.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 указанного Закона обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
В части 2 приведенной нормы закона указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Постановлением администрации сельского поселения "сельсовет Турагский" от 20 декабря 2007 года поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как участник Великой Отечественной войны.
Однако данное постановление не могло повлечь какие-либо последствия в отношении обязательств федерального бюджета и порождать на обеспечение ФИО1 жильем по правилам обеспечения жильем участников ВОВ, поскольку ФИО1 не является таковым.
Из приведенных выше норм права следует, что ФИО1, принятый на учет для улучшения жилищных условий после 01 января 2005 года может претендовать на получение жилья в порядке, предусмотренном Жилищным Кодексом РФ
Оценив собранные по делу доказательства, учитывая, что истец до 01 января 2005 года не состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также не относится к категории граждан, поименованных в ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, суд правильно указал, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 и ФИО2 не имеется.
Первоначальной редакцией подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" было предусмотрено, что ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений, что означало наличие у них приоритета перед гражданами, состоящими в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья. Эта же норма в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, а также взаимосвязанные с ней положения статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" закрепляют как право ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, так и целевой порядок формирования и расходования этих средств с передачей соответствующих полномочий субъектам Российской Федерации.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2011 N 990-O-O подобное правовое регулирование, устанавливающее, в том числе принцип целевого финансирования обязательств государства перед ветеранами боевых действий в жилищной сфере, призвано конкретизировать эти обязательства, которые, как и ранее, не зависят от предоставления жилья гражданам, состоящим в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья.
Следовательно, действия Министерства труда и социального развития Республики Дагестан о признании выдачи ФИО1 свидетельства N15С33 от 21 сентября 2010 года ошибочно и являются правомерными, а отказ в перечислении продавцу денежных средств обоснованным.
При изложенных обстоятельствах, отказ судом первой инстанции в удовлетворении требований ФИО1 и ФИО2, и в свою очередь, удовлетворение встречных исковых требований Министерства труда и социального развития Республики Дагестан о признании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от 18 октября 2010года, заключенного между ФИО7 и ФИО2, свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом и запись о государственной регистрации права на жилой дом за N 05-05-20/001/2010-677, свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок и запись о государственной регистрации права на земельный участок за N 05-05-20/001/2010-675 в Едином государственном реестре прав недействительными в силу указанных выше норм является законным и обоснованным.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение постановлено судом с учетом установленных по делу обстоятельств, исследованных доказательств, при верном применении норм материального права, в связи с чем, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 13 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Х.И. Шихгереев
Судьи А.И. Ашуров
Ш.М. Хираев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.