Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Гаджиева Б.Г.,
судей Гебековой Л.А. и Магадовой А.В.
при секретаре Шахабасовой Х.У.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе начальника ГУ-ОПФР по РД в "адрес" Алахкулиева С.С. на решение Дербентского городского суда РД от "дата", которым постановлено:
"Иск Мазаева Н. М. удовлетворить.
Признать решение Управления Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в "адрес" от "дата" об отказе Мазаеву Н.М. в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным.
Обязать Управление Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в "адрес" включить (засчитать) в стаж работы, дающий Мазаеву Н.М. право на досрочное назначение трудовой пенсии как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды его нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" и назначить Мазаеву Н.М. досрочную трудовую пенсию по старости со дня приобретения им права на пенсию, то есть с "дата"".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Гебековой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мазаев Н.М. обратился в суд с иском к Управлению Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в "адрес" о признании отказа в назначении трудовой пенсии по старости незаконным и обязании Управления Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в "адрес" включить период нахождения его на курсах повышения квалификации в стаж работы, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначить ему пенсию со дня приобретения им права на нее, мотивируя свои требования тем, что он проработал в учреждениях здравоохранения более 30 лет. С "дата" он работал фельдшером на станции скорой медицинской помощи, "дата" был освобожден от занимаемой должности в связи с окончанием ДМИ. Приказом от "дата" принят врачом-интерном по терапии, откуда был отчислен "дата" в связи с ее окончанием. "дата" принят в ЦРБ "адрес" подменным врачом участковым терапевтом, "дата" назначен врачом участковым терапевтом постоянно. Согласно приказа Дербентского ТМО от "дата" Мазаев Н.М. был направлен на курсы повышения квалификации с "дата" по "дата" Согласно приказов N от "дата" ЦГБ "адрес" и N л/с от "дата" соответственно Мазаев Н.М. с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" был направлен на курсы повышения квалификации. В настоящее время он продолжает заниматься лечебной деятельностью в должности участкового врача терапевта поликлиники N МУЗ "ЦГБ "адрес" РД". Таким образом, он приобрел право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с ФЗ " О трудовых пенсиях в РФ", в связи с чем обратился в Управление Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в "адрес" для ее назначения. Однако, названным Управлением в назначении ему досрочной трудовой пенсии отказано по мотивам отсутствия у него необходимо стажа работы - 30 лет, со ссылкой на то обстоятельство, что период его нахождения на курсах повышения квалификации без отрыва от производства в стаж не может быть учтен и засчитываться в специальный трудовой стаж, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии. Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и данный период должен засчитываться в трудовой стаж. Просит признать решение Управления Отделения Пенсионного фонда РФ по РД от "дата" незаконным и обязать его включить (засчитать) в стаж работы, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии как лицу, осуществлявшему деятельность в учреждениях здравоохранения, период его нахождения на курсах повышения
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник ГУ-ОПФР по РД в "адрес" Алахкулиев С.С. просит отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что поскольку в период обучения на курсах повышения квалификации гражданин не выполняет своих служебных обязанностей, на организм не воздействуют специфические факторы, связанные с профессиональной деятельностью, в связи с чем данный период не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Мазаев Н.М. с "дата" работал фельдшером на станции скорой медицинской помощи, с "дата" освобожден от занимаемой должности в связи с окончанием ДМИ. Приказом от "дата" принят врачом-интерном по терапии, откуда был отчислен "дата" в связи с ее окончанием. "дата" принят в ЦРБ "адрес" подменным врачом участковым терапевтом, "дата" назначен врачом участковым терапевтом постоянно.
Согласно приказа Дербентского ТМО от "дата" Мазаев Н.М. был направлен на повышение курсов квалификации с "дата" по "дата" Согласно приказов N от "дата" ЦГБ "адрес" и N л/с от "дата" соответственно Мазаев Н.М. с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" был направлен на курсы повышения квалификации.
Согласно ст.39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии устанавливаются законом.
Согласно Федерального закона от "дата" "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющий основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет и одновременно право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 возраста названного закона, в том числе лицам, не менее 30 лет в городах осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Судом установлено, что при прохождении курсов повышения квалификации за Мазаевым Н.М. сохранялось место работы и средняя заработная плата, а также в период его нахождения на курсах квалификации работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд.
Удовлетворяя требования истца Мазаева Н.М., суд первой инстанции правомерно указал на то, что доводы истца основаны на законе, являются обоснованными, в противном случае нарушаются конституционные принципы и обеспеченные судебной защитой законные права и интересы данного лица.
Выводы суда основаны на исследованных судом доказательствах и соответствуют требованиям закона.
При таких обстоятельствах оснований для отмены правильного по существу решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дербентского городского суда РД от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.