Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД в составе:
Председательствующего Сидоренко М.И.,
судей - Шапиева М.Р. и Магамедова Ш.М.,
при секретаре Кадырове А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1на решение Сергокалинского районного суда от 11 декабря 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления ФИО1 к администрации муниципального района " "адрес"" Республики Дагестан об обязании администрации МР " "адрес"" РД обеспечить ее вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда РД ФИО10, объяснение представителя истицы ФИО1 по доверенности ФИО3(доверенность N "адрес"0 от "дата",сроком на один год) просившей отменить решение суда, объяснение представителя администрации МР " "адрес"" ФИО8 (доверенность от "дата"), просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального района " "адрес"" Республики Дагестан о защите жилищных прав.
В обоснование исковых требований указала, что постановлением администрации "адрес" РД от "дата" N в отношении неё и её брата ФИО12 Умарасхаба было установлено попечительство, а в отношении её сестры ФИО12 Саидат -опека. Ее отец ФИО2, умер "дата", а мать ФИО3, является инвалидом второй группы. В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Несмотря на данную норму закона, она по настоящее время жилой площадью не обеспечена. Неоднократные обращения в орган опеки и попечительства "адрес"ной администрации, в том числе после окончания обучения, безрезультатны. В настоящее время орган опеки и попечительства не может разрешить вопрос по обеспечению её жильем, указывая на то, что предыдущие работники органа опеки и попечительства не сохранили данные о постановке её на учет для получения жилья. С учетом изложенного просит суд обязать администрацию МР " "адрес"" РД обеспечить ее вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования, по изложенным в иске основаниям, просила исковое требование удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО9 требование истца не признала и просила суд в их удовлетворении отказать.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. В частности указывает на то, что суд не принял во внимание, что она находилась под опекой с 2003 года и органы опеки и попечительства должны были сами выяснить вопрос о нуждаемости в жилье и принять все меры к обеспечению ее жильем.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ от "дата" "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей":
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ от "дата" "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела ФИО1 являлась лицом, оставшимся без попечения родителей.
Данный факт не оспаривается сторонами.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд исходил из того, что в исполнительные органы власти по вопросу обеспечения жильем по категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО1 обратилась за пределами 23-летнего возраста, утратив указанный статус.
С этими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе рассмотрения дела истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих, что до достижения ею 23-х лет она обращалась в уполномоченные органы с заявлением об обеспечении ее жилым помещением как лица, относящегося к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из материалов дела ФИО1 обратилась в орган опеки и попечительства администрации МР " "адрес"" только в 2012 году, когда ей исполнилось 25 лет.
Из исследованного в судебном заседании паспорта ФИО1 следует, что она родилась "дата" в "адрес"(л.д.6).
Анализ приведенных правовых норм, регулирующих вопросы предоставления жилья лицам указанной категории, позволяет сделать вывод о том, что для предоставления жилья в порядке п. 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, либо ранее до "дата" в порядке п. 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, необходимо наличие нескольких условий, главным и определяющим из которых является наличие у лица статуса ребенка-сироты, лица, оставшегося без попечения родителей, либо лица из их числа.
Истцом ФИО1 статус лица, которое имеет право на дополнительные социальные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения, был утрачен после достижения ею 23 лет.
Доказательств содержащегося в апелляционной жалобе утверждения о том, что ФИО1 ранее обращалась в органы власти с целью получения жилья, суду не представлено.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не опровергают выводы суда, послужившие основанием для принятия решения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Таким образом судебная коллегия оснований для отмены либо изменения решения не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК Р Ф, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сергокалинского районного суда от 11 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.