Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Гаджиева Б.Г.,
судей - Биремовой А.А., Гебековой Л.А.,
при секретаре - Шахабасовой Х.У.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя МВД по Республике Дагестан по доверенности ФИО6 на решение суда Советского района г.Махачкалы от "дата", которым постановлено: "Исковые требования Мусаева "." удовлетворить. Обязать МВД по РД произвести Мусаеву "." перерасчёт стажа для назначения пенсии и единовременного пособия с включением в него периодов работы на должностях по финансово-экономическим специальностям общей продолжительностью 12 лет 02 мес. 21 день".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО7, объяснения ФИО1, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать МВД по РД включить в общий стаж его трудовой деятельности периоды его работы на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям общей продолжительностью 12 лет 2 месяца и 21 дней и произвести перерасчет стажа, дающего ему право на пенсию и выплаты единовременного пособия. В обоснование иска указано, что с 1997 года по 2003 год он проходил службу в органах налоговой полиции на оперативных должностях, а с "дата" по "дата" - в МВД по РД.
На основании приказа МВД по Р "адрес"/с от "дата" он уволен из ОВД по п. "б" ст. 58 Положения о службе в ОВД РФ (по достижению предельного возраста).
При исчислении стажа, дающего права на пенсию и выплаты единовременного пособия, ему не засчитаны периоды работы на экономических должностях, на которых он проработал до поступления на службу в органы налоговой полиции, т.е. с "дата" по "дата", в том числе: с "дата" по "дата" - в должности бухгалтера ОРСа Минводхоза, с "дата" по "дата" - в должности инженера -экономиста Дагводстроя, с "дата" по "дата" - в должности ст. бухгалтера ОПК треста Корводстрой, с "дата" по "дата" - в должности бухгалтера СПМК -4.
По изложенным выше основаниям и с ссылкой на: часть 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года N " О федеральных органах налоговой полиции"; Положение " О прохождении службы в органах налоговой полиции в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N от 20 мая 1993 года ( в редакции от 30 июня 2002 года); Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N " О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации", а также от 20 февраля 1995 года N; ч. 5 ст.54 Федерального закона N 86-ФЗ от 30 июня 2003 года ( в редакции федерального закона N -ФЗ от 22.07.2005 года " О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции Российской Федерации", истец просил удовлетворить его исковые требования.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска. Жалоба мотивирована тем, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона. При рассмотрении дела судом не принято во внимание, что периоды работы, подлежащие зачету в выслугу лет для назначения пенсий, определены пунктом 1 Постановления Правительства РФ за N от 22 сентября 1993
" О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации". Зачет периодов работы на финансово-экономических и бухгалтерских должностях для назначения пенсии приведенным пунктом не предусмотрен.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что истец с октября 1997 года по "дата" проходил службу УФСНП по РД и "дата" в связи с ликвидацией Федеральной службы налоговой полиции РФ уволен по сокращению штатов. С "дата" по "дата" он работал в МВД по РД. При выдаче денежного аттестата в связи с увольнением на пенсию истцу не были учтены периоды работы на должностях по финансово-экономическим специальностям продолжительностью всего 12 лет 2 месяца и 21 дней.
В выслугу лет ФИО1 не засчитан стаж работы: с 17.07.1985 года по 16.12.1985 года - в должности бухгалтера ОРСа Минводхоза, с 17.12.1985 года по 27.02.1986 года - в должности инженера - экономиста Дагводстроя, с 27.02.1986 года по 04.10.1990 года - в должности ст. бухгалтера ОПК треста Корводстрой и с 05.10.1990 года по 10.10.1997 года - в должности бухгалтера СПМК -4.
Ответчиком по делу изложенное не оспаривается.
Согласно части 3 статьи 17 Закона Российской Федерации (в редакции от 31 декабря 2002 года) пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции Федерального закона от "дата" N 116-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года (в редакции от 30 июня 2002 года).
В силу статьи 11 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в редакции Федерального закона от "дата" N 86-ФЗ, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Часть 3 статьи 50 названного Положения предусматривает, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.
На момент обращения с рапортом и увольнением истца из органов налоговой полиции Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 155 на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семей, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, было распространено действие постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".
Таким образом, кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года, действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (часть 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции"), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции, основанные на правильном толковании норм материального права, по следующим основаниям.
Так, исходя из хронологии принятия и содержания вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что они принимались позднее Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для обеспечения реорганизации государственной налоговой службы в налоговую полицию Российской Федерации и не противоречат нормам данного Закона.
В части 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года (в редакции Федерального закона от 30 июня 2002 года), законодатель установил норму, не только распространяющую на сотрудников налоговой службы, перешедших на службу в органы налоговой полиции, действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", но прямо указал на то, что такие сотрудники при подсчете выслуги лет для получения пенсии по этому Закону сохраняют право на включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации. Путем прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения законодательно была обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.
Иное толковании указанных правовых норм не может рассматриваться иначе, как нарушение законных прав бывших сотрудников налоговой полиции на пенсионное обеспечение по нормам Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При указанных обстоятельствах состоявшееся по делу судебное постановление является правильным и обоснованным, а доводы жалобы - несотсоятельными и не влекущими его отмену или изменение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение суда Советского района г.Махачкалы от "дата" по делу по иску Мусаева "." оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя МВД по Республике Дагестан ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.