Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Ахмедовой С.М.,
судей Абдуллаева М.К., Загирова Н.В.,
при секретаре Таибове Т.З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя МВД по Республике Дагестан Дагирова М.М. гражданское дело по иску Ханова А.Х. к МВД по Республике Дагестан о возложении обязанности включить периоды работы на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям в выслугу лет для назначения пенсии, произвести перерасчёт выслуги лет, признании незаконным приказов МВД по Республике Дагестан.
Заслушав доклад судьи Абдуллаева М.К., выслушав объяснения представителя МВД по Республике Дагестан Джанкаевой Р.А., просившей апелляционную жалобу удовлетворить, Ханова А.Х., просившего апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ханов А.Х. обратился в суд с иском к МВД по Республике Дагестан о возложении обязанности включить периоды работы продолжительностью 14 лет 4 месяца и 22 дня на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям в выслугу лет для назначения пенсии, произвести перерасчёт выслуги лет, дающей право на назначение пенсии, включив в него периоды работы по финансово-экономическим специальностям, признать незаконным приказ МВД по Республике Дагестан N 1483 л/с от 21 октября 2011 г. в части установления ему выслуги лет в календарном исчислении 19 лет 7 месяцев и 12 дней и отказ ЦФО и ОПО МВД по Республике Дагестан произвести расчет выслуги лет и назначить пенсию в соответствии с выслугой лет, определенной приказом N 20 л/с от 12 января 2012 г..
В обоснование заявленных требований указано, что он проходил службу в органах налоговой полиции на оперативных должностях в период с 15 марта 1999 г. по 30 июня 2003 г. С 1 июля 2003 г. в соответствии приказом МВД по Республике Дагестан N 324 от 23 июля 2003 г. назначен на должность начальника МОРО по Магарамкентской зоне по линии НП при МВД по Республике Дагестан. На основании приказа МВД по Республике Дагестан N 1483 от 21 октября 2011 г. уволен из ОВД по п."б" ст.58 Положения "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" (по достижению предельного возраста).
29 ноября 2011 г. в отделе кадров Управления МВД по Республике Дагестан он ознакомился с приказом N 1483, который в последующем неоднократно изменялся, в соответствии с которым ему была установлена выслуга лет на день увольнения календарная - 19 лет 7 месяцев и 12 дней, для выплаты единовременного пособия - 10 лет 3 месяца и 22 дня, общий трудовой стаж - 34 года 4 месяца и 24 дня.
При ознакомлении с личным делом он узнал, что на 30 июня 2003 г. ему установлена выслуга лет всего 30 лет 4 месяца и 5 дней, в том числе календарная - 6 лет 3 месяца и 16 дней, льготная 2 года 1 месяц и 23 дня, учеба - 1 год 10 месяцев и 26 дней.
В выслугу лет ему не засчитан стаж работы, предшествовавший службе в органах УФСНП по Республике Дагестан со 2 октября 1984 г. по 24 февраля 1999 г., общей продолжительностью 14 лет 4 месяца и 22 дня, в том числе со 2 октября 1984 г. по 20 ноября 1984 г. в должности бухгалтера, с 20 ноября 1984 г. по 23 июля 1985 г. в должности старшего бухгалтера, с 23 июля 1985 г. года по 29 ноября 1985 г. в должности и.о. главного бухгалтера, с 29 ноября 1985 г. по 10 апреля 1997 г. в должности главного бухгалтера Кизлярского Электроаппаратного завода, с 10 апреля 1997 г. по 24 февраля 1999 г. в должности главного экономиста Махачкалинского Морского торгового порта.
Невключение в выслугу лет для назначения пенсии стажа работы на должностях по экономической специальности считает неправомерным, поскольку как бывший сотрудник органов налоговой полиции он при подсчете выслуги лет для получения пенсии сохраняет право на включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации.
14 декабря 2011 г. он обратился с рапортом в Управление кадров МВД по Республике Дагестан о пересмотре приказа и льготном исчислении его стажа 33 года 11 месяцев и 12 дней.
В частичное изменение пункта приказа МВД по Республике Дагестан N 1483 л/с от 21 октября 2011 г. был издан приказ N 20 л/с от 12 января 2012 г. и составлен расчет выслуги лет на пенсию, указав в календарном исчислении 30 лет 10 месяцев и 24 дня, для выплаты единовременного пособия - 14 лет 7 месяцев и 6 дней, в льготном исчислении - 33 года 11 месяцев и 12 дней.
Однако, заключением Центра пенсионного обслуживания МВД по Республике Дагестан N 51/14647 от 4 апреля 2012 г. о назначении пенсии, с которым он ознакомился 4 апреля 2012 г., ему установлена выслуга лет в соответствии с новым вариантом приказа МВД по Республике Дагестан N 1483 л/с от 21 октября 2011 г. в календарном исчислении - 16 лет 6 месяцев и 2 дня, в льготном исчислении - 00 лет 00 мес. 00 дней, общий трудовой стаж - 33 года 6 мес. 00 дней, не приняв к исполнению приказ МВД по Республике Дагестан N 20 л/с от 12 января 2012 г.
Его работа на должностях по экономическим специальностям продолжительностью 14 лет 4 месяцев и 22 дня в выслугу лет для назначения пенсии не включена, что он считает нарушением своих прав.
Решением Советского районного суда г.Махачкала от 19 октября 2012 г. исковые требования Ханова А.Х. удовлетворены, постановлено:
"Признать незаконными приказ МВД по Республике Дагестан N 1483 л/с от 21 октября 2012 г. в части установления стажа работы по выслуге лет для назначения пенсии Ханову А.Х. и отказ ЦФО и ОПО МВД по Республике Дагестан произвести ему расчет выслуги лет в соответствии с приказом МВД по Республике Дагестан N 20 л/с от 12 января 2012 г.
Обязать МВД по Республике Дагестан включить периоды работы Ханова А.Х. с 2 октября 1984 г. по 24 февраля 1999 г. на должностях по финансово-экономическим специальностям общей продолжительностью 14 лет 4 месяца и 22 дня в расчёт выслуги лет для назначения пенсии и произвести ему перерасчёт пенсии, исходя из выслуги лет в льготном исчислении, определённой с учётом периода его работы на должностях по финансово-экономическим специальностям".
В апелляционной жалобе представитель МВД по Республике Дагестан Дагиров М.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска Ханова А.Х.
В обоснование доводов жалобы указано, что при рассмотрении дела суд первой инстанции неправильно истолковал и применил нормы материального права, не принял во внимание, что периоды работы Ханова А.Х. на должностях по экономическим специальностям не засчитаны в его стаж при увольнении из органов налоговой полиции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе представителя МВД по Республике Дагестан Дагирова М.М.
Из материалов дела видно, что приказом МВД по Республике Дагестан N 1483 от 21 октября 2011 г. истцу определён стаж по выслуге 19 лет 7 месяцев и 12 дней, для выплаты единовременного пособия 10 лет 3 месяца и 22 дня, общий трудовой стаж 34 года 4 месяца и 24 дня. В данный приказ дважды вносились изменения, определив стаж по выслуге лет в одном случае 16 лет 6 месяцев и 2 дня, для выплаты единовременного пособия 14 лет 7 месяцев и 6 дней, общий трудовой стаж 34 года 5 месяцев и 4 дня, в другом случае общий стаж, дающий право на установление процентной надбавки по выслуге лет и стаж за выслугу лет 33 года 6 месяцев 00 дней.
Приказом МВД по Республике Дагестан от 12 января 2012 г. N 20 л/с внесены изменения в пункт приказа МВД по Республике Дагестан N 1483 л/с от 21 октября 2011 г. и определена выслуга лет в календарном исчислении 30 лет 10 месяцев и 24 дня, для выплаты единовременного пособия 14 лет 7 месяцев и 6 дней, в льготном исчислении 33 года 11 месяцев и 12 дней, общий трудовой стаж 34 года 5 месяцев и 4 дня. Эти же сведения указаны ответчиком в трудовой книжке истца, путем исправления первоначальной записи о выслуге лет, что установлено судебной коллегией в ходе исследования подлинника трудовой книжки Ханова А.Х. в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
На основании данного приказа инспектором по ОП УРЛС МВД по Республике Дагестан Гаджиевой М.Ш. составлен расчет выслуги лет на пенсию истца, указав выслугу лет в льготном исчислении в соответствии с указанным приказом - 33 года 11 месяцев и 12 дней, однако при обращении истца с заявлением 17 января 2012 г. в ЦФО МВД по Республике Дагестан с просьбой назначить ему пенсию, заключением от 4 апреля 2012 г. выслугу лет истца в льготном исчислении указана 00 лет 00 месяцев 00 дней.Из материалов дела видно и не оспаривается сторонами, что в течение всего периода работы службы в МВД по Республике Дагестан истец получал процентную надбавку за выслугу лет с учётом периодов его работы на должностях по финансово-экономическим специальностям общей продолжительностью 10 лет 4 месяца 5 дней, а при выдаче денежного аттестата в связи с увольнением Ханова А.Х. на пенсию ответчик, указав приказы N 1483 л/с от 21 октября 2011 г. и N 20 от 12 января 2012 г., не учел периоды работы на должностях по финансово-экономическим специальностям.
В выслугу лет Ханову А.Х. не засчитан стаж работы со 2 октября 1984 г. по 24 февраля 1999 г., общей продолжительностью 14 лет 4 месяца и 22 дня, в том числе: с 2 октября 1984 г. по 20 ноября 1984 г. в должности бухгалтера, со 20 ноября 1984 г. по 23 июля 1985 г. в должности старшего бухгалтера, с 23 июля 1985 г. по 29 ноября 1985 г. в должности и.о. главного бухгалтера, с 29 ноября 1985 г. по 10 апреля 1997 г. в должности главного бухгалтера Кизлярского Электроаппаратного завода, с 10 апреля 1997 г. по 24 февраля 1999 г. в должности главного экономиста Махачкалинского морского торгового порта.
Согласно ч.3 ст.17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 199-ФЗ "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции""), утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" прохождение службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утверждённым Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 г. (в редакции от 30 июня 2002 г.).
В силу ст.11 вышеназванного Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Часть 3 ст.50 названного Положения предусматривает, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семей, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, было распространено действие постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".
Таким образом, кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 г., действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (ч.3 ст.50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции"), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации.
Исходя из хронологии принятия и содержания вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что они принимались позднее Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах утренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для обеспечения реорганизации государственной налоговой службы в налоговую полицию Российской Федерации и не противоречат нормам данного закона.
В ч.3 ст.50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 г. (в редакции Федерального закона от 30 июня 2002 г.), законодатель установил норму, не только распространяющую на сотрудников налоговой службы, перешедших на службу в органы налоговой полиции, действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", но прямо указал на то, что такие сотрудники при подсчете выслуги лет для получения пенсии по этому закону сохраняют право на включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации. Путем прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 г. с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения, законодательно была обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции о том, что иное толкование указанных правовых норм не может рассматриваться иначе как нарушение законных прав бывших сотрудников налоговой полиции на пенсионное обеспечение по нормам Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" правильными,
Поскольку представленные истцом документы подтверждают время его работы на экономических специальностях в период с 2 октября 1984 г. по 24 февраля 1999 г., что не оспаривалось и представителем ответчика, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы МВД по Республике Дагестан необоснованными, подлежащими оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Махачкала от 19 октября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МВД по Республике Дагестан без удовлетворения.
Председательствующий С.М. Ахмедова
Судьи М.К. Абдуллаев
Н.В. Загиров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.