Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Августиной И.Д.,
судей Хираева Ш.М., Устаевой Н.Х.,
при секретаре Ханмурзаеве И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 04 марта 2013 г. апелляционную жалобу Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Акаева А.А. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 14 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Заявление Зиявдинова "." о признании незаконным отказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения и включении в программу "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г. удовлетворить.
Признать отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан от "дата" N.1 -42 в предоставлении Зиявдинову "." единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения незаконным.
Возложить обязанность на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан включить ФИО1 в список уволенных сотрудников МВД по РД для участия в программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.
Заслушав доклад судьи ФИО8, выслушав объяснения заявителя ФИО1, просившего решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (Минстрой РД), выразившихся в отказе в предоставлении ему единовременной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилого помещения и о возложении на Минстрой РД обязанности включить его в список уволенных сотрудников МВД по РД для участия в программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.
В обоснование своих требований истец указал, что являлся сотрудником органов внутренних дел, финансируемых за счет федерального бюджета, до "дата" был признан нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоял на учете по месту жительства в администрации "адрес". За годы прохождения службы его семье жилье не предоставлялось, денежные выплаты на приобретение жилья не выделялись.
На основании приказа МВД по РД от "дата" N л/с он уволен из органов внутренних дел в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, имеет выслугу более десяти лет на должностях, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом от "дата" N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" имеет право на получение средств для приобретения жилых помещений за счет средств федерального бюджета, в связи с этим он обратился в Минстрой Республики Дагестан с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Письмом от "дата" N.1-42, от "дата" Минстрой Республики Дагестан отказал в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения со ссылкой на то, что он уволен из органов внутренних дел после "дата", поэтому обеспечение жильем должно производиться федеральными органами исполнительной власти, в которых он проходил службу.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД ФИО6 просит отменить решение суда и принять по делу новое решение по тем основаниям, что в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" установлены порядок и условия обеспечения жилыми помещениями бывших военнослужащих и членов семей. Согласно статье 2 названного закона порядок и условия обеспечения жилыми помещениями бывших военнослужащих распространены на граждан, принятых органами местного самоуправления до "дата" с членами семей на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, уволенных со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета. Следовательно, уволенные со службы после "дата" граждане должны обеспечиваться жильём органами исполнительной власти по последнему месту прохождения службы.
Указанная правовая норма предусматривает, что правом на улучшение жилищных условий по Федеральному закону от "дата" N 342-ФЗ обладают бывшие сотрудники органов внутренних дел, принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до "дата" и уволенные со службы до этой даты.
Конституционный Суд РФ в постановлении от "дата" N-П указал законодателю на недопустимость необоснованного ограничения форм жилищного обеспечения для категории граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до "дата" и уволенных со службы до этой даты, в отличие от категорий граждан, уволенных после "дата".
Полагают, что Федеральный закон от "дата" N 342-ФЗ, принятый во исполнение указанного Постановления Конституционного Суда РФ, направлен на устранение ограничений в формах жилищного обеспечения категории граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до "дата" в органах местного самоуправления и уволенных с военной службы до "дата".
Истец не относятся к категории граждан, имеющих право на жилищное обеспечение по условиям Федерального закона от "дата" N 342-ФЗ, т.к. действие статьи 2 данного закона не распространяется на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел РФ после "дата".
Указанная правовая позиция определена ФКУ "Объединенная дирекция" Минрегиона России в предписании от "дата" N-ИП/005.
Соответствующее право имеют только граждане, уволенные со службы, состоящие в региональных органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до "дата" только в порядке специального учета, установленного Правилами учета военнослужащих N. Другие граждане, вставшие на учет в муниципалитетах на общих основаниях в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ. Могут претендовать только на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма, а не за счет средств федерального бюджета.
Согласно правовой позиции ФКУ "Объединенная дирекция" Минрегиона России, изложенной на информационном сайте и в предписании от "дата" N-ИП/005, выданном по результатам проведенных контрольных и надзорных мероприятий в Минстрое РД с 5 по "дата", право на обеспечение жилыми помещениями в порядке, установленном федеральным законом от "дата" N 342-ФЗ, могут иметь только граждане, уволенные со службы, состоящие в региональных органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до "дата" только в порядке специального учета, установленного Правилами учета военнослужащих N. Другие граждане указанной категории, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципалитетах на общих основаниях в соответствии с положениями Жилищного кодекса РСФСР, могут претендовать только на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма, а не за счет средств федерального бюджета.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки не сообщило.
В силу указанного с учетом мнения истца ФИО7 дело подлежит рассмотрению, согласно статье 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения ФИО1, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статей 2 Федерального закона от "дата" N 342 -ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьи 15.1 Федерального закона от "дата" N ФЗ "О статусе военнослужащих" распространяются на граждан, которые до "дата" были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет.
Согласно пункту 2.1 статьи 15 Федерального закона от "дата" N ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до "дата" были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Статьей 15.1 того же Федерального закона устанавливаются нормы предоставления площади жилого помещения.
Таким образом, статья 2 Федерального закона от "дата" N 342 -ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" распространяет на другие категории граждан только порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей. При этом данная отсылочная норма не распространяет другие нормы Федерального закона "О статусе военнослужащих", в частности пункт 2 статьи 15, устанавливающий разный порядок обеспечения жильем граждан уволенных со службы до "дата" и после "дата", на этих граждан.
Сам Федеральный закон от "дата" N 342-ФЗ не содержит условие, ограничивающее право гражданина на обеспечение жилыми помещениями в зависимости от даты увольнения со службы из органов внутренних дел до или после "дата".
Постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата" N утвержден Порядок обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, который также не содержит норму, ограничивающую право гражданина на обеспечение жилыми помещениями в зависимости от даты увольнении со службы из органов внутренних дел до или после "дата".
В пункте 5 предписания Министерства регионального развития Российской Федерации от "дата" N-ИП/005 утверждается, что " ... в нарушение пункта 2 и пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от "дата" N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" были включены в список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, нуждающихся в получении жилья за счет федерального бюджета по Республике Дагестан, 124 гражданина, уволенных после "дата" из органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечение жильем которых должно производиться федеральными органами исполнительной власти, в которых они проходили службу ... ".
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанное предписание, со ссылкой на которое истцу отказано в праве на обеспечение жильем, произвольно ограничивает круг лиц, которым Федеральным законом от "дата" N 342-ФЗ предоставлено право на обеспечение жилыми помещениями и в этой части противоречит данному федеральному закону. Указанное предписание не является подзаконным актом, в нем приведены ошибочные и произвольные толкования Федеральных законов, комментирование которых не относится к компетенции его составителя и, что Минстрой Республики Дагестан не обязан был его исполнять, следуя правильному применению действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств того, что истец состоял на специальном учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Правилами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N, поскольку нахождение в органах местного самоуправления на учёте по общим основаниям не даёт истцу права на обеспечение жилым помещением по федеральному закону N -ФЗ, судебная коллегия считает необоснованными.
Нуждаемость ФИО1 в улучшении жилищных условий в апелляционной жалобе не оспаривается.
Из учетного дела ФИО1 следует, что решением Да "адрес" городского суда от "дата" признано незаконным бездействие Администрации городского округа " "адрес"" по не включению ФИО1 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2004 года. Возложена обязанность на главу Администрации ГО " "адрес"" включить ФИО1 и членов его семьи в список общегородской очереди на улучшение жилищных условий с 2004 года.
В заседание судебной коллегии истец представил исполнительный лист ВС N от "дата" по указанному решению суда.
Судом установлено, что истец проходил службу в органах внутренних дел в качестве заместителя начальника МОРО по Дербентской зоне по НП при МВД по РД, т.е. по должности, которая приказом по МВД РФ N от "дата" содержится за счет федерального бюджета; имеет выслугу суммарной продолжительностью более 10 лет на должностях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, уволен со службы по основанию, предусмотренному Федеральным законом от "дата" N 342-ФЗ: в связи с достижением предельного возраста.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы относительно того, что к участию в деле не привлечены в качестве третьего лица ФГУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ", Министерство регионального развития Российской федерации, поскольку Постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата" N определен уполномоченный орган исполнительной власти Республики Дагестан по обеспечению на территории РД за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Махачкалы от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.