Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Сидоренко М.И.
судей Магамедова Ш.М. и Шапиева М.Р.
при секретаре Абдулгапуровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Махачкале 08 февраля 2013 года апелляционную жалобу министра строительства и ЖКХ А.А. Акаева, на решение Советского районного суда г. Махачкала от 14.11.2012 года, которым постановлено: "Заявление Ахмедов М.Р. о признании незаконным отказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения и включении в программу "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г. -удовлетворить.
Признать отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан от 14 мая 2012 года N в предоставлении Ахмедов М.Р. единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения незаконным.
Возложить на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан обязанность включить Ахмедов М.Р. в список уволенных сотрудников МВД по РД для участия в программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г"
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Сидоренко М.И., объяснение Ахмедова М.Р., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ахмедов М.Р. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения и включении его в программу "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.
В обоснование заявленных требований указал, что он являлся сотрудником органов внутренних дел МВД по Республике Дагестан с 01.07.1993 года, уволен 26 октября 2011 года с выслугой в календарном исчислении - 21 год 09 месяцев 14 дней. С 2003 года он принят на учет администрацией муниципального района " Табасаранский район", как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
В январе 2012 года он обратился в Минстрой РД с заявлением о включении его в список, уволенных сотрудников МВД для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в форме получения в 2012 году единовременной денежной выплаты за счет субсидированных средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии со ст. 2 ФЗ N 342-ФЗ от 08.12.2010 года и П.2.1 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Согласно ответу Минстроя РД от 14.05.2012 года ему было отказано в получении единовременной денежной выплаты, со ссылкой на то, что он уволен со службы после 1 января 2005 г., поэтому не может быть включен в целевую программу " Жилище" на 2011-2015 гг.
Считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку обеспечение Минстроем РД граждан, уволенных из органов внутренних дел жилыми помещениями, не зависит от даты увольнения при условии соблюдения требований указанных в нормативно-правовых актах.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министр Минстроя Республики Дагестан А.А. Акаев просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Ахмедовым М.Р. требований в связи с неправильным применением и истолкованием судом первой инстанции норм материального права.
Ахмедов М.Р., как уволенный с военной службы после 1 января 2005 года, не подлежит включению в целевую программу " Жилище".
В судебное заседание представитель Минстроя Республики, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился.
В соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя Минстроя РД.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции правильным с учетом следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что Ахмедов М.Р., с 2003 года состоящий в списке очередников на получение жилого помещения, имеет общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 21 год 09 месяцев 14 дней и до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Судом апелляционной инстанции исследовано учетное дело Ахмедова М.Р. из которого усматривается, постановлением главы администрации муниципального района " Табасаранский район" от 16 декабря 2003 года N Ахмедов М.Р. принят на учет для обеспечения жильем и в настоящее время он и члены его семьи жильем не обеспечены.
С доводами жалобы о том, что суд первой инстанции неправильно применил и истолковал нормы материального права согласиться нельзя.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, спор суд разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что сотрудники органов внутренних дел, к которым относится Ахмедов М.Р., увольняемые ( уволенные) со службы после 1 января 2005 года, имеют право на участие в подпрограмме, если они соответствуют требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы " Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы " Жилище" на 2011- 2015 годы с учетом следующего.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 05 апреля 2007 года N 5-П по делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признал пункты 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 2) и 40, в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 01 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 01 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
Согласно п.2 названного Постановления Федеральному законодателю надлежит урегулировать условия и порядок обеспечения жильем граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенных или подлежащих увольнению с военной службы.
В соответствии с Федеральным законом РФ " О внесении изменений
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
И ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ НЕКОТОРЫХ
КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН" от 08 декабря 2010 г. N- ФЗ статья 15 ФЗ " О статусе военнослужащих" дополнена пунктом 2.1 следующего содержания: Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Абзац второй пункта 2 ст. 15 признан утратившим силу.
Федеральный закон от 08.12.2010 г. N -ФЗ не содержит условие, ограничивающие право гражданина на обеспечение жилым помещением в зависимости от даты увольнения со службы из органов внутренних дел до или после 1 января 2005 года.
Подпрограмма " Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" входит в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. N.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года N " О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002- 2010 годы" с 2006 года выдача ГЖС осуществляется в рамках указанной выше подпрограммы.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. N "О некоторых вопросах реализации подпрограммы " Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы " Жилище" на 2002- 2010 годы" также предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N ( в редакции от 14.07.2011 ) " О федеральной целевой программы " Жилище" на 2011-2015 годы" предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
В соответствии с п.п."а" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы " Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы " Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 ( в редакции от 12.07.2011 г.) " О некоторых вопросах реализации подпрограммы " Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы " Жилище" на 2011-2015 годы" право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, уволенные с военной службы ( службы) по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе ( службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно- штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящим после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
В число данных граждан включены сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации.
Пункт 19 тех же Правил предусматривает, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением следующих документов: (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2008 N 257, от 12.07.2011 N 561) а) граждане, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил: (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561) справка об общей продолжительности военной службы (службы); выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти; (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561) справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);
Таким образом, из вышеприведенных нормативных актов следует, что получателем государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы " Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан", установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы " Жилище" на 2011-2015 годы может стать гражданин, уволенный со службы из органов внутренних дел по ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которого в календарном исчислении составляет 10 и более лет, если они соответствуют требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 5 Правил.
К числу данных граждан относится и Ахмедов М.Р.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан письмом от 14.05.2012 г. отказало Ахмедову М.Р. в предоставлении единовременной субсидии по одному основанию: увольнению его из органов внутренних дел после 1 января 2005 года.
Судом первой инстанции обоснованно не принято во внимание предписание Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 апреля 2012 года N-ИП/005, поскольку оно не является подзаконным актом, произвольно ограничивает круг лиц, которым Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ предоставлено право на обеспечение жилыми помещениями.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от 14 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.