Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 января 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Гасановой Д.Г.
судей Гомленко Н.К.и Галимовой Р.С.
при секретаре Акмовой Л.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя МВД по РД Джанакаевой Р.А. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 9 ноября 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным приказ МВД по РД N 1502 л/с от 26.10.2011 года в части исчисления выслуги лет для назначения пенсии ФИО1.
Обязать МВД по РД произвести перерасчет выслуги лет и включить периоды работы ФИО1 на должностях по финансово-экономическим специальностям:
с 01.08.1984 г. по 02.11.1984 г. в должности старшего ревизора Бричанского контрольно-ревизионного отдела Молдавпотребсоюза - 03 месяца 01 день;
с 07.07.1986 г. по 01.04.1987 г. в должности ревизора Бричанского контрольно-ревизионного отдела Молдавпотребсоюза - 08 месяцев 24 дня;
с 01.04.1987 г. по 28.09.1988 г. в должности старшего ревизора Бричанской ревизионной комиссии Молдавпотребсоюза - 01 год 05 месяцев 27 дней;
с 25.10.1988 г. по 30.06.1993 г. в должности председателя ревизионной комиссии Табасаранского райпо - 04 года 08 месяцев 05 дней;
общей продолжительностью - 07 лет 01 месяц 27 дней, в расчёт выслуги лет для назначения пенсии.
Обязать МВД по РД произвести перерасчёт пенсии ФИО1 с учётом периодов его работы на должностях по финансово-экономическим специальностям со дня возникновения права на пенсию.
Заслушав доклад судьи Гасановой Д.Г., объяснения представителя МВД по РД Джанакаевой Р.А., просившей решение суда отменить, Ахмедова М.Р., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к МВД по РД о признании незаконным приказа МВД по РД N 1502 л/с от 26.10.2011 года в части исчисления выслуги лет и об обязании включить периоды работы продолжительностью 07 лет 01 месяц 27 дня на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям в выслугу лет для назначения пенсии, произвести перерасчёт выслуги лет, дающей право на назначение пенсии, включив в него периоды работы по финансово-экономическим специальностям.
Требования мотивировал тем, что, он проходил службу в органах налоговой полиции на оперативных должностях в период с 01.07.1993 года по 30.06.2003 года. С 01.07.2003 года в соответствии приказом МВД по РД N 416 от 30.08.2003 года он был назначен на должность оперуполномоченного Дербентского межрайонного отдела УНП МВД по РД в звании майора милиции. На основании приказа МВД по РД N 1502 л/с от 26.10.2011 года он уволен из ОВД по п. "б" ст. 58 Положения о службе в ОВД РФ (по достижению предельного возраста).
Согласно приказу МВД РД от 16.12.2004 года N 801 л/с ему был установлен стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет по состоянию 01.07.2003 года 23 года 05 месяцев 29 дней. При ознакомлении с личным делом он узнал, что его стаж трудовой деятельности на должностях по экономическим специальностям при назначении ему пенсии не включен для исчисления пенсии, хотя Управлением кадров МВД по РД был составлен предварительный расчет выслуги лет на пенсию с учетом стажа на экономических должностях 34 года 08 месяцев 19 дней.
В выслугу лет ему не засчитан стаж работ с 07.09.1984г. по 30.06.1993 года, общей продолжительностью 07 лет 01 месяцев 27 дней, в том числе: с 01.08.1984г. по 02.11.1984 г. в должности старшего ревизора Бричанского контрольно-ревизионного отдела Молдавпотребсоюза ? 03 месяца 01 день; с 07.07.1986 г. по 01.04.1987 г. в должности ревизора Бричанского контрольно-ревизионного отдела Молдавпотребсоюза - 08 месяцев 24 дня; с 01.04.1987 г. по 28.09.1988 г. в должности старшего ревизора Бричанской ревизионной комиссии Молдавпотребсоюза - 01 год 05 месяцев 27 дней; с 25.10.1988 г. по 30.06.1993 г. в должности председателя ревизионной комиссии Табасаранского райпо - 04 года 08 месяцев 05 дней.
При обращении в Центр пенсионного обеспечения при МВД РД с просьбой восстановить его нарушенные права ему ответили отказом
Считает неправомерным не включение в выслугу лет для назначения пенсии стажа работы на должностях по экономическим специальностям.
Согласно части 3 статьи 17 Закона Российской Федерации (в редакции от 31 декабря 2002 года) пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 годаN116-ФЗ).
В силу статьи 11 Закона от 12 февраля 1993 года N4468-1 (в ред. ФЗ от 30.06.2003г. N 86-ФЗ), пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 ст.18 указанного Закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации. Такой порядок был установлен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N941. Данным постановлением не предусмотрена возможность включения в стаж для назначения пенсии по выслуге лет стажа работы на предприятиях. Однако, в соответствии с пунктом 1 Постановления Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N155 действие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N941 распространено на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, и их семей с учетом особенностей прохождения службы в этих органах. Согласно части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года N5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N4991-1 от 20 мая 1993 года. Таким образом, законодатель в части 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации" установил особенности прохождения службы в этих органах, на которые указывается в Постановлении Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N155. Так, исходя из хронологии принятия и содержания вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что они принимались позднее Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для обеспечении реорганизации государственной налоговой службы в налоговую полицию Российской Федерации и не противоречат нормам данного Закона. В части 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации" законодатель установил норму, не только распространяющую на сотрудников налоговой службы, перешедших на службу в органы налоговой полиции, действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", но прямо указал на то, что такие сотрудники при подсчете выслуги лет для получения пенсии по этому Закону сохраняют право на включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации. Путем прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 и Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N941 с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения законодательно была обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения. Он обратился с рапортом в Управление кадров МВД по РД о пересмотре приказа, где согласно норм права, ему надлежит установить выслугу лет для назначения пенсии на 26.10.2011г. с учетом 07 лет 01 мес. 27 дня работ на должностях по экономическим специальностям, что составляет в льготном исчислении 34 года 08 мес. 19 дней. Однако, согласно заключению Центра пенсионного обслуживания МВД по РД N51/14826 от 21.06.2012г. о назначении пенсии, с которым он ознакомился 21.06.2012г. установлена выслуга лет в соответствии с приказом МВД по РД N 1502 л/с от 26.10.2011 г. в календарном исчислении - 21 лет 09 месяцев 14 дней, в льготном исчислении 27 лет 07 месяцев 27 дней и для выплаты единовременного пособия 09 лет 10 месяцев 14 дней. Работа на должностях по экономическим специальностям - 07 лет 01 мес. 27 дней, в выслугу лет для назначения пенсии не включена. Считает, что отказ МВД по РД включить в выслугу лет для назначения ему пенсии периоды работы на должностях по финансово-экономическим специальностям является незаконным в силу вышеприведённых положений закона, регулировавших пенсионное обеспечение бывших сотрудников налоговой полиции РФ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель МВД по РД Джанакаева Р.А. просит решение суда отменить.
Она указывает, что, удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что действовал дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции, предусмотренный ч.3 ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденное Постановлением ВС РФ от 20 мая 1993 года N4991-1).
Согласно указанному пункту лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включаются выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Таким образом, Положение не предусматривает включение в выслугу лет для назначения пенсии времени работы по экономической должности и по своей сути, является отсылочной, поскольку указывает на предусмотренный законодательством порядок для включения того или иного периода работы в выслугу лет для сотрудников Государственной налоговой службы в РФ. Такой порядок установлен для сотрудников Постановлением от 22 сентября 1993 г. N 941, которым возможность включения спорного периода в выслугу лет для назначения пенсии Ахмедову М.Р. не предусмотрена, данные периоды подлежат включению только в трудовой стаж.
Ахмедов М.Р. в период с 1 июля 1993 г. по 30 июня 2003 года проходил службу в органах налоговой полиции.
В связи с ликвидацией налоговой полиции Ахмедов М.Р. 30 июня 2003 года был уволен, а в последующем с 1 июля 2003 года был принят в штаты МВД по РД от 26 октября 2011 года N1808 л/с Ахмедов М.Р. уволен из ОВД в связи с достижением предельного возраста с службы в ОВД
Приказом УФСНП МВД по Республике Дагестан от 30.07.2003г. N173 уста- новлен срок службы в календарном и льготном исчислении Ахмедову М.Р., которую самовольно подсчитывать и изменить приказ УФСНП МВД по Республике Дагестан не имеет правовых оснований, т.е. периоды работы Ахмедова М.Р. в УФСНП подсчитаны, указаны в трудовой книжке и установлен приказом данной организации, в котором он проходил службу.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.1995 г. N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лица" проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" и лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания распространено действие Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходящим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов, и старшин либо на службу в органах внутренних дел, и их семьям в РФ".
Периоды работы, подлежащие зачету в выслугу лет для назначения пенсии, определены п. 1 вышеуказанного Постановления Правительства РФ N 941. 3aчет периодов работы на финансово - экономических и бухгалтерских должностях, для назначения пенсии, указанным пунктом не предусмотрен.
В соответствии с Указом Президента РФ от 15.05.1996 г. N 718, на который ссылается истец, периоды работы на должностях по финансово - экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям учитываются при исчислении стажа работы дающего право на установление надбавки за выслугу лет, а не для назначения пенсии. Выслуга для назначения надбавки и выслуга для назначения пенсии это разные понятия. В выслугу для назначения пенсии зачитываются специальные периоды, которые определены п. 1 вышеуказанного Постановления Правительства РФ N 941.
Доводы истца о том, что ему в период работы в органах налоговой полиции оспариваемые периоды работы были включены в выслугу лет для пенсии, не соответствует действительности. Как следует из заключения утвержденного руководством УФСНП РФ по РД 01.04.2002 г. истцу период службы в экономически должностях включен на выплату процентной надбавки за выслугу лет, а не в вы- слугу лет для назначения пенсии.
В соответствии со ст. 54 ФЗ N86 от 30.07.2003 г. лицам, уволенным со служб в федеральных органах налоговой полиции и перешедшим в ОВД срок службы, органах налоговой полиции исчисленный в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ на момент увольнения в связи с переходом в ОВД, засчитывается на тех же условиях, на которых это производилось в период их службы в налоговой полиции.
Таким образом, период работы истца с 7 сентября 1984 г. по 30 июня 1993 года по экономическим должностям не засчитаны и при увольнении из органов налоговой полиции. Периоды работы истца в УФСНП подсчитаны, указаны в трудовой книжке и установлены приказом данной организации, в котором он проходил службу. Истцом вышеуказанный приказ УФСНП, в котором указаны периоды его службы, не обжалован.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что до службы в органах налоговой полиции Ахмедов М.Р. работал с 01.08.1984г. по 02.11.1984 г. в должности старшего ревизора Бричанского контрольно-ревизионного отдела Молдавпотребсоюза ? 03 месяца 01 день; с 07.07.1986 г. по 01.04.1987 г. в должности ревизора Бричанского контрольно-ревизионного отдела Молдавпотребсоюза - 08 месяцев 24 дня; с 01.04.1987 г. по 28.09.1988 г. в должности старшего ревизора Бричанской ревизионной комиссии Молдавпотребсоюза - 01 год 05 месяцев 27 дней; с 25.10.1988 г. по 30.06.1993 г. в должности председателя ревизионной комиссии Табасаранского райпо - 04 года 08 месяцев 05 дней.
В период с 01.07.1993 года по 30.06.2003 года он проходил службу в органах налоговой полиции на оперативных должностях.
С 01.07.2003 года в соответствии приказом МВД по РД N 416 от 30.08.2003 года он был назначен на должность оперуполномоченного Дербентского межрайонного отдела УНП МВД по РД в звании майора милиции.
На основании приказа МВД по РД N 1502 л/с от 26.10.2011 года он уволен из ОВД по п. "б" ст. 58 Положения о службе в ОВД РФ (по достижению предельного возраста).
В выслугу лет для назначения пенсии, ответчик не включил периоды с 07.09.1984г. по 30.06.1993 года, с 01.08.1984г. по 02.11.1984 г. - в должности старшего ревизора Бричанского контрольно-ревизионного отдела Молдавпотребсоюза; с 07.07.1986 г. по 01.04.1987 г. в должности ревизора Бричанского контрольно-ревизионного отдела Молдавпотребсоюза; с 01.04.1987 г. по 28.09.1988 г. в должности старшего ревизора Бричанской ревизионной комиссии Молдавпотребсоюза; с 25.10.1988 г. по 30.06.1993 г. в должности председателя ревизионной комиссии Табасаранского райпо.
Согласно части 3 статьи 17 Закона Российской Федерации (в редакции от 31 декабря 2002 года) пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года (в редакции от 30 июня 2002 года).
В силу статьи 11 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в редакции Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Согласно ч. 3 статьи 50 названного Положения (утр.силу с 1 июля 2003 года за искл. п.1) лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.
На момент обращения Ахмедова М.Р. с рапортом об увольнении из органов налоговой полиции действовало указанное выше Положение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.1995 г. N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания распространено действие Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходящим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов, и старшин либо на службу в органах внутренних дел, и их семьям в РФ".
В связи с тем, что указанным выше постановлением на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, были распространены нормы Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 и Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N941 с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения суд правильно признал незаконным отказ ответчика включить в выслуги лет для исчислении пенсии время работы истца на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации.
Доводы ответчика о том, что указанные периоды не подлежат включению в выслугу для пенсии, они подлежат включению при исчислении стажа, дающего право истцу на установление надбавки за выслугу лет, в приказе истца при увольнении в выслугу не были включены указанные периоды, потому отказ истцу в включении указанных период в выслугу для исчисления пенсии, является обоснованным, несостоятельны, они противоречат приведенным выше нормативно- правовым актам
Кроме того, при увольнении истца из органов налоговой полиции ему выслуга лет для назначения пенсии не была установлена.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Махачкалы от 9 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.