Решение Верховного Суда Республики Дагестан от 06 марта 2013 г.
(Извлечение)
Судья Верховного суда Республики Дагестан Шихгереев Х..И.,
рассмотрев жалобу адвоката Долгатова З.Т., действующего в интересах Алибаева А. А., на постановление председателя Буйнакского городского суда от 21 февраля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18. 17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением председателя Буйнакского городского суда от 21 февраля 2013 года Алибаев А. А.- гражданин Республики Узбекистан признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением (принудительно) за пределы Российской Федерации, с предварительным содержанием его в специальном учреждении до фактического исполнения постановления в части выдворения.
В жалобе адвоката Долгатова З.Т., поданной на указанное постановление в интересах Алибаева А.А., ставится вопрос об изменении постановления судьи вынесенного в отношении Алибаева А.А. делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путем отмены назначенного ему административного дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, ссылаясь на суровость наказания. Кроме того, он указывает на то, что судья не выяснил и не учел обстоятельства, влияющие на определение размера и вида наказания.
В судебном заседании Верховного суда Республики Дагестан адвокат Долгатов З.Т.- доводы жалобы поддержал, просил отменить назначенное в отношении Алибаева А.А. наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
Представитель УФМС России по Республике Дагестан в г. Буйнакске в судебное заседание не явился и о причинах своей неявки не сообщил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении Алибаева А.А., и доводы жалобы, нахожу, что постановление судьи подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Согласно материалам дела об административном правонарушении органами миграционной службы Российской Федерации был выявлен гражданин Республики Узбекистан Алибаев А.А., 9 ноября 1982 года рождения, национальный паспорт серии Р UZB N, осуществляющий трудовую деятельность без соблюдения установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, т.е. совершивший административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение иностранным гражданином или лицом без гражданства установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет назначение административного наказания.
Санкция части 2 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Согласно части 2 статьи 3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания
Как это следует из санкции части 2 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание в виде административного выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено как дополнительное наказание.
Конструкция этой нормы закона допускает применение основного вида наказания в виде административного штрафа с применением и без применения названного дополнительного наказания, т.е. указанное дополнительное наказание с учетом обстоятельств правонарушения может быть и не применено.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исполнение административного наказания в виде выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" влечет невозможность получения такими лицами разрешения на временное проживание в Российской Федерации в течение 5 лет.
Тем самим применение указанного дополнительного наказания и принудительное выдворение названных лиц за пределы Российской Федерации влияет на их право въезда на территорию Российской Федерации в течение последующих после выдворения 5 лет, т.е. имеет дополнительные отрицательные последствия, ограничивающие их въезд на территорию Российской Федерации.
Поэтому, назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
А из этого вытекает, что, применяя к правонарушителю помимо основного и дополнительное наказание, суд обязан мотивировать действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В жалобе адвокат Долгатов З.Т., не оспаривая факта совершения Алибаевым А.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ссылается на то, что применение к нему такой меры административной ответственности как административное выдворение за пределы Российской Федерации, является чрезмерно суровым. Кроме того, он указывает на то, что судья не привел в постановлении обстоятельства, которые свидетельствовали бы о необходимости применения дополнительного вида наказания, тогда как закон допускает возможность и неприменения этого наказания.
Тем самим автор жалобы указывает на то, что постановление судьи по делу об административном правонарушении в части применения дополнительного наказания не мотивировано.
Между тем, согласно части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу, в том числе и в части применения дополнительного наказания, если закон одновременно предусматривает альтернативность в применении этого наказания.
Из обжалованного постановления следует, что в нем не указаны полно как обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, в том числе и объяснения лиц, участвующих в деле, так и мотивы, исходя из которых судья пришел к выводу о необходимости применения к Алибаеву А.А. дополнительного наказания.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о грубых нарушениях процессуальных требований законодательства об административных правонарушениях, что не позволило судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влечет отмену постановления.
Согласно диспозиции части 2 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность по этой статье закона наступает в том случае, если иностранным гражданином или лицом без гражданства не соблюдены установленные в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничения на осуществление отдельных видов деятельности.
В связи с этим судье следовало выяснить установлены ли для иностранных гражданин или лиц без гражданства ограничения на осуществление той деятельности, за осуществление которой в отношении Алибаева А.А. составлен протокол об административном правонарушении, и обосновать свой вывод о виновности Алибаева А.А. с указанием в постановлении на эти ограничения.
Без выяснения этого обстоятельства судья не мог придти к выводу о виновности Алибаева А.А. совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законодательство об административных правонарушениях не предусматривает возможность восполнения подобных нарушений вышестоящей судебной инстанцией в порядке пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений. В связи с этим дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
В связи с отменой постановления о помещении Алибаева А.А. в специальный приемник МВД по Республике Дагестан его содержание в этом приемнике подлежит прекращению, а он- освобождению из приемника.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7- 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление председателя Буйнакского городского суда Республики Дагестан от 21 февраля 2013 года в отношении гражданина Республики Узбекистан Алибаева А. А., 9 октября 1982 года рождения, национальный паспорт серии Р UZB N, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же Буйнакский городской суд.
Содержание Алибаева А. А. в специальном приемнике МВД по Республике Дагестан немедленно прекратить и Алибаева А. А. освободить из указанного специального приемника МВД по Республике Дагестан.
Судья Верховного суда
Республики Дагестан Х.И. Шихгереев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.