Судья Верховного Суда Республики Дагестан Ашуров А.И., рассмотрев жалобу защитника гражданина Республики Узбекистан ФИО1 - адвоката ФИО3, действующего на основании ордера, на постановление судьи Кировского районного суда г.Махачкалы от 25 февраля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Кировского районного суда г.Махачкалы от 25 февраля 2013 года гражданин Республики Узбекистан ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере "." с административным выдворением за пределы Российской Федерации, ФИО1 помещен в специальный приемник МВД по Республике Дагестан до фактической даты выдворения за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Дагестан защитник ФИО3 просит вынесенное в отношении ФИО1 постановление судьи изменить и назначить наказание за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, не связанное с выдворением за пределы Российской Федерации.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что наказание, назначенное ФИО1, является несоразмерным и суровым по отношению к совершенному им поступку.
Также указывает на то, что административное наказание за совершение указанного правонарушения должно назначаться в соответствии с требованиями КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств смягчающих и отягчающих вину правонарушителя. Каких либо отягчающих обстоятельств для вынесения такого строго наказания, как выдворение, по делу не установлено. Смягчающие и отягчающие обстоятельства по делу не исследовались судьей. Мотивы назначения дополнительного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации судом первой инстанции не приведены.
Просит учесть, что ФИО1 признает вину, раскаивается, к административной ответственности на территории Российской Федерации ранее не привлекался, основное наказание в виде административного штрафа в размере "." согласен понести добровольно.
Представитель УФМС по Республике Дагестан в судебное заседание не явился по неизвестной причине, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявил.
Защитник ФИО3 заявил, что ФИО1 о дне и месте рассмотрения жалобы извещен, не возражает против рассмотрения жалобы в его отсутствие, при этом доверяет адвокату ФИО3 на основании ордера защищать его интересы в Верховном Суде Республики Дагестан.
В связи с этим, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица привлекаемого к административной ответственности ФИО1
В судебном заседании Верховного Суда Республики Дагестан защитник ФИО3 доводы жалобы поддержал, просил отменить назначенное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации, указал на то, что судом районного суда не выяснены сведения о наличии у его подзащитного родственных связей на территории Российской Федерации, хотя у ФИО1 имеется семья, которая проживает в с.Ботлих Ботлихского района Республики Дагестан, соответствующие документы не представлены, в связи со сжатыми сроками рассмотрения дела, не мотивировано решение о применении выдворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав объяснения защитника ФИО1 - адвоката ФИО3, судья Верховного Суда Республики Дагестан приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов, в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Как следует из протокола об административном правонарушении N 0512 - 049281 от 25 февраля 2013 года "в 16 часов 00 минут 25 февраля 2013 года по адресу г.Махачкала, в районе северной автостанции по ул.Акушинского выявлен факт нарушения режима, выразившийся в уклонении от выезда гражданина Узбекистана ФИО1, 20 сентября 1973 года рождения" (л.д. 1).
Санкция части 1 статьи 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Вместе с этим, согласно части 2 статьи 3.3 КоАП РФ наказание виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.
При этом, в соответствии с частями 4, 5 и 6 статьи 3.10 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.
Как это следует из санкции части 1 статьи 18.8 КоАП РФ наказание в виде административного выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ установлено как дополнительное наказание.
Конструкция этой нормы закона допускает применение основного вида наказания в виде административного штрафа с применением и без применения названного дополнительного наказания, то есть указанное дополнительное наказание с учетом обстоятельств правонарушения может быть и не применено.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Исполнение административного наказания в виде выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона РФ N 115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" влечет невозможность получения такими лицами разрешения на временное проживание в Российской Федерации в течение 5 лет.
Тем самим применение указанного дополнительного наказания и принудительное выдворение названных лиц за пределы Российской Федерации влияет на их право въезда на территорию Российской Федерации в течение последующих после выдворения 5 лет, то есть имеет дополнительные отрицательные последствия, ограничивающие их въезд на территорию Российской Федерации.
Поэтому, назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
А из этого вытекает, что, применяя к правонарушителю помимо основного и дополнительное наказание, суд обязан мотивировать действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Между тем, согласно части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу, в том числе и в части применения дополнительного наказания, если закон одновременно предусматривает альтернативность в применении этого наказания.
Из обжалованного постановления следует, что в нем не указаны полно как обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, так и мотивы, исходя из которых судья пришел к выводу о необходимости применения к ФИО1 дополнительного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о грубых нарушениях процессуальных требований законодательства об административных правонарушениях, что не позволило судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влечет отмену постановления.
Срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ не истек, и возможность рассмотрения настоящего дела по существу не утрачена.
В связи с отменой постановления о помещении ФИО1 в специальный приемник МВД по Республике Дагестан его содержание в этом приемнике подлежит прекращению, а он - освобождению из приемника.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Дагестан
РЕШИЛ:
постановление судьи Кировского районного суда г.Махачкалы от 25 февраля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ в отношении ФИО1 отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ в отношении ФИО1 возвратить в Кировский районный суд г.Махачкалы на новое рассмотрение.
Гражданина Республики Узбекистан ФИО1, 20 сентября 1973 года рождения из спецприемника МВД РФ по РД освободить.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан А.И. Ашуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.