Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Шихгереева Х.И.
судей - Хираева Ш.М. и Магомедовой А.М.
при секретаре - Азизовой Д.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Г.а Г. Б. на решение Казбековского районного суда Республики Дагестан от 28 января 2013 года по делу по иску Г.а Г. Б. к конкурсной комиссии на замещение должности главы администрации МР " "адрес"" и Собранию депутатов муниципального района МО " "адрес"" Республики Дагестан о признании незаконными решения конкурсной комиссии на замещение должности главы администрации МР " "адрес"" от 06.12.2012 года и решения главы МО " "адрес"" N 5/96 от 06.12.2012 года о назначении главы администрации МР " "адрес"",
УСТАНОВИЛА:
Гайирбиев Г.Б. обратился в суд с иском к конкурсной комиссии на замещение должности главы администрации МР " "адрес"" и к Собранию депутатов МР " "адрес"" Республики Дагестан о признании незаконными протокольного решения N 3 конкурсной комиссии на замещение должности главы администрации МР " "адрес"" от 06.12.2012 года и решения главы МО " "адрес"" N 5/96 от 06.12.2012 года о назначении главы администрации МР " "адрес"".
Свои исковые требования Гайирбиев Г.Б. мотивировал тем, что 17 октября 2012 года в соответствии с решением N 5/82 было объявлено о проведении конкурса на замещение вакантной должности главы администрации МР " "адрес"" и датой его проведения было установлено 15 ноября 2012 года. К объявлению были приложены порядок и условия проведения конкурса и требования, предъявляемые к кандидату. Он решил принять участия в этом конкурсе.
При подаче заявления о допуске к участию в конкурсе на замещение должности главы администрации МР " "адрес"" он предоставил все документы в соответствии с п.4.4. Положения "О порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального района " "адрес"". Одновременно с ним для участия в конкурсе на замещение должности главы администрации МР " "адрес"" подал документы Эмеев З. Н..
Согласно п.5.2 Положения конкурс проводится в два этапа:
- первый этап конкурса проходит в форме конкурса документов. На данном этапе конкурса комиссия на основании поданных документов определяет, отвечает ли кандидат квалификационным требованиям, предъявляемым действующим законодательством к гражданам, претендующим на должность Главы Администрации.
Протоколом N 2 заседания конкурсной комиссии на замещение должности главы местной администрации МР " "адрес"" единогласно приняли решение: допустить кандидатов на должность главы администрации ко второму этапу конкурса. Это означает, что оба кандидата прошли камеральный отбор.
В п.5.4. Положения определен второй этап проведения конкурса.
- второй этап конкурса должен проходить в форме собеседования. В п.5.5 Положения установлено, что на собеседовании проводится проверка знаний Конституции РФ, Федеральных законов, Конституции РД, Законов РД, Устава МР " "адрес"", а также иных нормативных правовых актов в части касающейся исполнения должностных обязанностей и оценивается краткая программа социально - экономического развития МР " "адрес"".
Второй этап конкурса был проведен не в полном объеме. То есть не была выполнена значимая ее часть, а именно, не предоставили возможность кандидатам предоставить на обозрение краткую программу социально - экономического развития МР " "адрес"" для оценки комиссией.
Данное обстоятельство является существенным нарушением Положения, подтверждающее незаконность действий Собрания депутатов МР " "адрес"", нарушивших права кандидатов.
Согласно п.5.6 Положения по итогам конкурса конкурсная комиссия принимает одно из следующих решений:
- о признании претендентов победителями конкурса, выигравшими конкурс и получившими статус кандидатов на замещение должности Главы Администрации;
- о признании всех претендентов не соответствующими требованиям, предъявляемым к должности Главы местной Администрации;
- о признании конкурса не состоявшимся.
В соответствии с п.5.7 Положения конкурсная комиссия должна принять решение о представлении кандидатуры на должность главы администрации МР " "адрес"". Диспозиция данной нормы такова, что конкурсная комиссия обязана была определить кандидатуру на замещение должности главы администрации района. Указанный вывод необходимо сделать из буквального смыслового содержания п.5.7 Положения, а именно, слово "кандидатуры", которое приведено в единственном числе и означает, что должно была быть одна кандидатура на замещение должности главы администрации МР " "адрес"".
Протоколом N 3 от 06.12.2012 года "О представлении кандидатов на замещение должности главы администрации МР " "адрес"" установлено, что "заслушав и обсудив кандидатов на замещение должности главы администрации МР " "адрес"" Гайирбиева Г.Б. и Эмеева 3.Н. и по результатам собеседования комиссия решила представить Собранию депутатов МР " "адрес"" на назначение на должность главы администрации МР " "адрес"":
1. Гайирбиева Г.Б.;
2. Эмеева 3.Н."
Принимая протокольное решение 06.12.2012 г., конкурсная комиссия допустила существенное нарушение норм материального права, а именно, Положения "О порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на замещение должности главы администрации МР " "адрес"", утвержденного решением Собрания депутатов муниципального района МО " "адрес"" N 5/7 от 17октября 2012 года.
Кроме того, из протокола N 3 от 06.12.2012 года невозможно однозначно понять, имелся ли кворум при принятии вышеприведенного протокольного решения, поскольку в нем не указано количество присутствующих членов комиссии.
Считает, что принятое протокольное решение N 3 конкурсной комиссии на замещение должности главы администрации МР " "адрес"" от 06.12.2012 года и решение главы МО " "адрес"" N от "дата" "О назначении главы администрации МР " "адрес"" являются незаконными и подлежат признанию недействительными с момента вынесения.
Решением Казбековского районного суда Республики Дагестан от 28 января 2013 года постановлено: "В удовлетворении иска Г.а Г. Б. к конкурсной комиссии на замещение должности главы администрации МР " "адрес"" и к Собранию депутатов муниципального района МО " "адрес"" РД о признании незаконными протокольного решения N 3 конкурсной комиссии на замещение должности главы администрации МР " "адрес"" от 06.12.2012 года и решения главы МО " "адрес"" N 5/96 от 06.12.2012 года о назначении главы администрации МР " "адрес"" отказать".
В апелляционной жалобе Гайирбиев Г.Б. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального закона, регламентирующие правила проведения выборов на замещение должности главы администрации МР " "адрес"".
Также указывает, что суд необоснованно признал не состоятельной его ссылку на нарушение пункта 5.7 Положение "О формировании конкурсной комиссии на замещение должности главы администрации МР " "адрес"". Конкурсная комиссия на основании указанной нормы должна была принять решение о представлении одной кандидатуры на замещение должности главы администрации района. Признавая несостоятельным этот довод, суд не мотивирует его никак, в нарушение п.4 ст.198 ГПК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Таким образом, судом допущено нарушение норм процессуального кодекса РФ, которое позволило принять незаконное решение.
Кроме того, суд при вынесении оспариваемого решения не принял во внимание то обстоятельство, что согласно регламенту собрания депутатов муниципального собрания " "адрес"", после предварительного обсуждения кандидатур на должность главы администрации района, Собрание должно принять решение о том, каким образом будет проводиться голосование: тайным или открытым голосованием. Решение принимается большинством голосов от числа присутствующих депутатов Собрания.
Представителем Администрации муниципального района " "адрес"" и Собрания депутатов муниципального района МО " "адрес"" по доверенности Госеновым Г.Г. на апелляционную жалобу Гайирбиева Г.Б. поданы письменные возражения о не согласии с доводами жалобы.
Указывает, что, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Гайирбиева Г.Б., Казбековский районный суд Республики Дагестан правильно применил нормы материального права, регламентирующие процедуру проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального района и назначения главы администрации муниципального района. В судебном заседании путем получения объяснений, изучения и исследования представленных документов были установлены все обстоятельства проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального района " "адрес"" и назначения по его результатам главы администрации района. Доводы заявителя жалобы являются надуманными, смысловое содержание норм Положения "О порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального района " "адрес"" Гайирбиевым Г.Б. истолковываются неверно, об этом подробно указано в возражениях на его исковое заявление.
Доводы заявителя о непринятии во внимание судом при рассмотрении его искового заявления положений регламента Собрания депутатов, а именно подпункта 2 пункта 22 в соответствии с которым, после предварительного обсуждения кандидатуры на должность главы администрации района Собрание принимает решение о том, каким образом проводить голосование: тайным или открытым, также не соответствуют действительности. В регламенте Собрания депутатов муниципального района " "адрес"" указанной истцом формулировки нет ни в одной статье. В пункте 2 статьи 22 Регамента Собрания депутатов муниципального района " "адрес"" указано, что "после предварительного обсуждения кандидатур на должность главы администрации района Собрание принимает решение о проведении голосования в порядке, установленном Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на замещение должности главы администрации муниципального района " "адрес"". Откуда у истца иная формулировка ответчику не понятно.
Просит суд оставить решение Казбековского районного суда от 28 января 2013 года в силе, а апелляционную жалобу Гайирбиева Г.Б. без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Гайирбиева Г.Б., просившего решение суда первой инстанции отменить, объяснения представителя Собрания депутатов муниципального района МО " "адрес"" и Админисрации МР МО " "адрес"" Госенова Г.Г., полагавшего необходимым оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу Гайирбиева Г.Б. без удовлетворения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования.
Частью 6 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Решением Собрания депутатов муниципального района " "адрес"" N 5/84 от 17 октября 2012 года утверждено Положение "О порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на замещение должности главы администрации муниципального района " "адрес"".
Решения конкурсной комиссии о представлении кандидатуры на должность Главы администрации муниципального района " "адрес"" принимаются при открытом голосовании простым большинством голосов от числа членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании (пункт 5.7 Положения).
Как установлено судом и усматривается из представленных материалов гражданского дела конкурсная комиссия на замещение должности главы администрации муниципального района " "адрес"" была сформирована из числа компетентных членов в соответствии с требованиями законодательства.
Гайирбиев Г.Б. в своем исковом заявлении подтверждает факт соблюдения порядка формирования конкурсной комиссии, указывая в нем, что Порядок формирования комиссии соответствует порядку, изложенному в п.3.3 Положения "О порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на замещение должности главы администрации МР " "адрес"", утвержденному решением Собрания депутатов муниципального района МО " "адрес"" N 5/7 от 17октября 2012 года".
Сам факт допуска Гайирбиева Г.Б. на рассмотрение Собранием депутатов в качестве кандидата на должность главы администрации муниципального района " "адрес"" может свидетельствовать об отсутствии нарушений со стороны членов комиссии прав Гайирбиева Г.Б. и порядка проведения конкурса по отбору кандидатов на замещение должности главы администрации муниципального района " "адрес"".
Довод заявителя о том, что конкурсная комиссия, принимая решение о представлении в Собрание депутатов двух кандидатур на должность главы администрации района, нарушила пункт 5.7 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на замещение должности главы администрации муниципального района " "адрес"", судебная коллегия считает необоснованным.
Гайирбиевым Г.Б. неверно истолкована данная норма, поскольку из её содержания не следует, что конкурсная комиссии должна принять решение о представлении только, как ошибочно полагает истец, одной кандидатуры на должность главы района, из содержания указанной нормы следует, что конкурсная комиссия голосует отдельно в отношении каждого кандидата для представления его на должность, а не одновременно за всех кандидатов, то есть, голосуя за каждого кандидата отдельно, определяются кандидаты для пред для представления их Собранию депутатов, при этом не исключается возможность поддержки комиссией и представления Собранию депутатов как одного, так и нескольких кандидатов.
Данное положение также согласуется и соответствует требованиям п.6 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которое гласит, что лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Конкурсная комиссия представила Собранию депутатов двух кандидатов на должность главы администрации Гайирбиева Г.Б. и Эмеева З.Н., Собрание депутатов по итогам голосования назначило на должность лицо из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Каких либо нарушений требований ч.6 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не допущено.
Мотивы, по которым Собрание депутатов проголосовало большинством голосов за кандидата Эмеева З.Н., а не за другую кандидатуру не подлежат выяснению и оценке в настоящем судебном заседании.
Довод заявителя относительно того, что ему не была дана возможность предоставить на обозрение свою краткую программу социально - экономического развития МР " "адрес"" для оценки комиссией, противоречит представленным материалам дела. Так из свидетельских показаний допрошенных в суде первой инстанции лиц следует, что конкурсная комиссия выслушала программу социально-экономического развития МР " "адрес"" подготовленную Гайирбиевым Г.Б. и по результатам второго этапа конкурса представила кандидатуру Гайирбиева Г.Б. для представления Собранию депутатов.
Несостоятелен также довод истца о том, что в протоколе заседания конкурсной комиссии на замещение должности Главы администрации муниципального района " "адрес"" N 3 от 06 декабря 2012 года не указано количество присутствовавших членов комиссии, исходя из чего он утверждает о невозможности установить наличие в комиссии кворума для голосования.
Из указанного протокола конкурсной комиссии усматривается, что за принятие решения проголосовало 6 человек, против - 0, воздержалось - 0, таким образом, из общего количества проголосовавших лиц можно сделать вывод об общем количестве присутствовавших на заседании членом комиссии и о том, что необходимый для голосования кворум состоялся.
Кроме того, решение Собрания депутатов муниципального района " "адрес"" от 17 октября 2012 года "О формировании конкурсной комиссии на замещение должности Главы администрации муниципального района " "адрес"", в котором указано количество членов комиссии, было официально опубликовано в районной газете "Чапар" 25 ноября 2012 года. Данным решением, опубликованном в газетном издании, определено общее число членов комиссии в количестве шести человек.
В силу указанного судом первой инстанции правильно сделан вывод о наличии при голосовании комиссией кворума для принятия решения, а не указание в тексте протокола N 3 от 06 декабря 2012 года числа присутствовавших при голосовании членов комиссии не влияет на правильность принятого членами комиссии решения.
Довод заявителя о непринятии во внимание судом при рассмотрении его заявления подпункта 2 пункта 22 регламента Собрания депутатов муниципального района " "адрес"", в соответствии с которым, после предварительного обсуждения кандидатуры на должность главы администрации района Собрание принимает решение о том, каким образом проводить голосование: тайным или открытым, также не соответствуют действительности.
Принимая во внимание утверждение заявителя Гайирбиева Г.Б. о том, что Собранием депутатов МР " "адрес"" в нарушение требований пункта 2 статьи 22 Регламента Собрания не принято решение о форме голосования по представленным Собранию кандидатам на должность главы администрации МР " "адрес"", а также возражения представителя Собрания депутатов и Администрации МР " "адрес"" Госенова Г.Г. судом апелляционной инстанции было предложено представить суду заверенную в установленном порядке копию Регламента Собрания.
В регламенте Собрания депутатов муниципального района " "адрес"", представленном суду апелляционной инстанции представителем Госеновым Г.Г. указанная истцом формулировка отсутствует, согласно пункту 2 статьи 22 Регламента Собрания депутатов муниципального района " "адрес"" после предварительного обсуждения кандидатур на должность Главы администрации района Собрание принимает решение о проведении голосования в порядке, установленном Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на замещение должности главы администрации муниципального района " "адрес"".
В соответствии с п.5.7 Положения "О порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на замещение должности главы администрации муниципального района " "адрес"" Решения конкурсной комиссии о представлении кандидатуры на должность Главы администрации муниципального района " "адрес"" принимаются при открытом голосовании простым большинством голосов от числа членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании.
Представленная представителем Госеновым Г.Г. копия Регламента Собрания депутатов муниципального района " "адрес"" заверена печатью Собрания депутатов МР МО " "адрес"" и подписана заместителем председателя Собрания депутатов МР " "адрес"" Мусаевым Д.М., в силу чего судебная коллегия отдает предпочтение данному документу перед текстом Регламента Собрания депутатов муниципального района " "адрес"", представленного суду заявителем Гайирбиевым Г.Б., данная копия никем не заверена и не подписана, не имеет в себе необходимых реквизитов (номер, дата).
Таким образом, судебная коллегия считает, что Собранием депутатов МР " "адрес"" при осуществлении выбора одного из кандидатов на замещение должности главы администрации МР " "адрес"" путем открытого голосования простым большинством голосов, не нарушены требования Регламента Собрания депутатов муниципального района " "адрес"".
Учитывая изложенное, решение главы МО " "адрес"" N 5/96 от 06.12.2012 года "О назначении главы администрации МР " "адрес"" полностью соответствует действующему законодательству, принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Республики Дагестан от 11.03.2008 N 9 "О муниципальной службе в Республике Дагестан", Устава муниципального образования МР " "адрес"" и Решения Собрания депутатов муниципального района " "адрес"" N 5/84 от 17 октября 2012 года об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на замещение должности главы администрации муниципального района " "адрес"".
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основанным на правильном применении и толковании норм материального права. Оснований к отмене решения по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Казбековского районного суда Республики Дагестан от 28 января 2013 года об отказе Гайирбиеву Г.Б. в удовлетворении его заявления о признании незаконными решения конкурсной комиссии на замещение должности главы администрации МР " "адрес"" от 06 декабря 2012 года и решения главы МО " "адрес"" от 06 декабря 2012 года о назначении главы администрации МР " "адрес"" оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гайирбиева Г.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий Х.И. Шихгереев
Судьи Ш.М. Хираев
А.М. Магомедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.