Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Бейтуллаевой З.А.
судей Джарулаева А.К. и Загирова Н.В.
при секретаре судебного заседания Билаловой Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 18 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя ОАО "Дагэнергосеть" Гасановой С.Э. на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 20 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Загирова Н.В., объяснения представителя ОАО "Дагэнергосеть" Гасанханова Г.Г., просившего решение суда отменить, доводы прокурора Алиевой Ф.Д., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Ленинского района г. Махачкалы Республики Дагестан обратился в суд с иском к ОАО МРСК Северного Кавказа" и ОАО "Дагэнергосеть" с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего состоятельных требований относительно предмета иска, на стороне истца МТУ Ростехнадзор о признании незаконным бездействие по обеспечению предусмотренного законом безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, обязать установить охранные зоны принадлежащих данным обществам объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории Ленинского района г. Махачкалы, согласно требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 89) и утвержденных в соответствии с ним постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 г. N160 "Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий и земельных участков, расположенных в границах таких зон", указывая, что в прокуратуру района на протяжении последних трех лет, в том числе в октябре текущего года, из прокуратуры Республики Дагестан и прокуратуры Махачкалы регулярно поступают обращения начальника Производственного участка Центральных электрических сетей ОАО "Дагэнергосеть" по поводу нарушения гражданами при застройке принадлежащих им земельных участков охранных зон объектов электросетевого хозяйства, о строительстве различных объектов капитального строительства в упомянутых зонах без согласования с ПУ ЦЭС ОАО "Дагэнергосеть".
Несмотря на содержащиеся в ответах прокуратуры района разъяснения о необходимости установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства в регламентированном законом порядке, таковые зоны до настоящего времени не установлены по причине бездействия ОАО "МРСК Северного Кавказа" и ОАО "Дагэнергосеть", бездействие ответчиков влечет продолжение ЦУ ЦЭС ОАО "Дагэнергосеть" безрезультатной переписки с различными инстанциями по поводу нарушения упомянутых охранных зон.
Тем самым нарушаются права граждан - потребителей электроэнергии, связанные с безопасным и безаварийным акционированием, безопасной эксплуатацией объектов электросетевого хозяйства.
Федеральным законом "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" установлено (ст. 2), что безопасность объектов топливно-энергетического комплекса, в число которых входят объекты, электроэнергетики, представляет собой состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства (п.п. 3, 9). Акт незаконного вмешательства, согласно п. 1 той же нормы (ст. 2), представляет собой противоправное действие (бездействие), угрожающее безопасному функционированию объекта топливно-энергетического комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, повреждение или уничтожение имущества либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 89) "Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации" (п.1).
"В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций,
обслуживающих их сооружений и объектов;
2) размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов ветроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору" (п. 2).
Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации принято постановление от 24 февраля 2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".
Названным постановлением утверждены (п. 1) Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила установления охранных зон).
Правила установления охранных зон содержат специальный раздел II, специально регламентирующий установление охранных зон (пункты 5-7).
Согласно Правилам установления охранных зон охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению к Правилам (п. 5).
В упомянутом приложении к Правилам установления охранных зон содержатся требования к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства: "Охранные зоны устанавливаются: а) вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отклоненном их положении на расстоянии от 2 до 55 м.
В п. 6 Правил установления охранных зон указано следующее: "Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация).
Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий технический контроль и надзор в электроэнергетике, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.
После согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.
Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах".
Пункт 7 Правил установления охранных зон содержит требование о маркировке охранных зон: "Охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений".
Кроме того, необходимо принять во внимание постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2010 г. N 103 "О мерах по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства".
Данным постановлением утверждены (п. 1) Правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства. Названные Правила, как это указано в их п. 1, устанавливают порядок осуществления соответствующего государственного контроля (надзора), который, согласно п. 2 Правил, возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы. Последние в соответствии с п. 3 Правил проверяют соблюдение органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами особых условий использования земельных участков, предусмотренных Правилами установления охранных зон.
В Республике Дагестан функции энергетического надзора, связанные с исполнением требований ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации, а также принятых в соответствии с данной нормой "Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" и "Правил осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства" осуществляет территориальное подразделение МТУ Ростехнадзора (Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору).
В структуре названного территориального подразделения имеется специальный отдел - отдел энергетического надзора и по надзору за гидротехническими сооружениями по Республике Дагестан.
Кроме того, данный орган является субъектом административной юрисдикции, который в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст.ст.23.30., 28.3.) уполномочен рассматривать вопросы, связанные с привлечением граждан, должностных лиц и юридических лиц к административной ответственности за нарушения, предусмотренные ст.ст. 9.7. и 9.8. КоАП РФ.
Тем самым, территориальное подразделение МТУ Ростехнадзора является уполномоченным органом, на который законом возложено осуществление функций государственного надзора в соответствующей сфере.
Однако, соответствующие полномочия фактически не реализуются территориальным подразделением МТУ Ростехнадзора по причине отсутствия зафиксированных в установленном законом порядке на территории Ленинского района г. Махачкалы охранных зон объектов электросетевого хозяйства.
В территориальное управление МТУ Ростехнадзора также периодически поступают обращения ОАО "Дагэнергосеть" по поводу нарушения охранных зон объектов электросетевого хозяйства, строительства в этих зонах без согласования с ОАО "Дагэнергосеть", его подразделениями.
В связи с этими обращениями руководству указанного общества предлагается представить документы о владении соответствующим объектом электросетевого хозяйства, согласовании границ охранной зоны и внесении в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
Таковые встречные предложения территориального подразделения МТУ Ростехнадзора оставляются руководством ОАО "Дагэнергосеть" без внимания.
ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания СеверногоКавказа", согласно Уставу данного общества (ст. 2), утвержденному решением годового Общего собрания акционеров от 14.06.2011 г. (протокол N6 от 16.06.2011 г.), является юридическим лицом (п. 2.2.), имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде(п. 2.3.). ОАО "Дагэнергосеть", согласно утвержденному распоряжением ОАО "МРСК Северного Кавказа" от 22.01.2010 N 14р Уставу данного общества (ст. 2), является юридическим лицом (п. 2.2.), дочерним акционерным обществом ОАО "МРСК Северного Кавказа" (п. 2.3.), имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 2.4.).
В число видов деятельности вышеназванных обществ, определенных в ст. 3 их уставов, входят: "оказание услуг по передаче электрической энергии"; "оперативно-технологическое управление"; "деятельность по эксплуатации электрических сетей"; "обеспечение работоспособности и исправности оборудования электрических сетей в соответствии с действующими нормативными требованиями, проведение технического обслуживания, диагностики, ремонта электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства"; "эксплуатация и обслуживание объектов, подконтрольных Ростехнадзору РФ" (п. 3.2.). Органами управления обществ являются: общее собрание акционеров, Совет директоров, генеральный директор общества (п.9.1. ст.9 уставов).
Определение политики общества в части повышения надежности объектов электросетевого хозяйства, в том числе утверждение стратегических программ общества по повышению надежности электросетевого комплекса, развития электросетевого комплекса и его безопасности отнесено уставами обществ (п. 51 ст. 15 Устава ОАО "МРСК СК", п. 43 ст. 12 Устава ОАО "Дагэнергосеть") к компетенции Совета директоров общества.
Руководство текущей деятельностью общества в соответствии с Уставом (п.п. 21.1., 21.2. ст. 21 Устава ОАО "МРСК СК", п. 17.1. ст. 17 Устава ОАО "Дагэнергосеть") осуществляет единоличный исполнительный орган -Генеральный директор общества, который подотчетен общему собранию акционеров и Совету директоров общества.
Из размещенной на веб-сайте ОАО "МРСК Северного" Кавказа" в сети "Интернет" информации следует, что данное общество "обеспечивает передачу электроэнергии по принадлежащим ему сетям напряжением от ПО до 0,4 кВ", в том числе, на территории Республики Дагестан.
В силу ст. 12 ГК защита гражданских прав осуществляется путем признания права, а также иными предусмотренными законом способами.
Бездействием ответчиков, не принимающих надлежащих мер по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства, нарушаются права и законные интересы граждан - потребителей электроэнергии, связанные с безопасным и безаварийным функционированием, безопасной эксплуатацией объектов электросетевого хозяйства.
Решением Ленинского районного суда Республики Дагестан от 20 декабря 2013 года постановлено: "Иск заместителя прокурора Ленинского района г. Махачкалы Республики Дагестан удовлетворить. Признать незаконным бездействие ОАО "МРСК Северного Кавказа" и ОАО "Дагэнергосеть" по обеспечению предусмотренного законом безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Обязать ОАО "МРСК Северного Кавказа" и ОАО "Дагэнергосеть" установить охранные зоны принадлежащих данным обществам объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории Ленинского района г. Махачкалы, согласно требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 89) и утвержденных в соответствии с ним Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 года N 160 "Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".
На данное решение представителем ОАО "Дагэнергосеть" Гасановой С.Э. подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить указанное решение и вынести новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления заместителя прокурора Ленинского района г. Махачкалы по следующим основаниям. ОАО "Дагэнергосеть" не согласно с привлечением его в качестве ответчика, поскольку считает, что по данному делу ответчиком должна выступать Администрация г. Махачкалы и Ленинская администрация г. Махачкалы. В свою очередь, ОАО "Дагэнергосеть" неоднократно обращалась к главе администрации г. Махачкалы, главе администрации Ленинского района г. Махачкалы, зам. Руководителя СКУ Ростехнадзора по РД, прокурору Республики Дагестан о том, что в последние годы идет интенсивное строительство жилых домов в охранной зоне системообразующих линий 110 000 Вольт. При этом закрываются подъездные дороги к опорам ВЛ для машин и механизмов и доступ для обслуживающего персонала для выполнения плановых эксплуатационных и аварийно- восстановительных работ, что является грубым нарушением указанных выше Правил установления охранных зон. Неоднократные предупреждения ОАО "Дагэнергосеть" соответствующими государственными органами оставлены без внимания. Все застройки в охранных зонах г. Махачкалы проводились без согласования с сетевой организацией (ОАО "Дагэнергосеть"), что является грубым нарушением Правил техники безопасности и Постановления Правительства Российской Федерации N 160 от 24 февраля 2009 года.
Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 89 Земельного Кодекса РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, которым утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.
В соответствии с пунктом 5 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон.
Согласно Приложению к указанным Правилам, к объектам, в отношении которых необходимо установить охранные зоны относятся: воздушные, подземные, подводные линии электропередач.
В силу п. 6 Правил, границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.
Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий технический контроль и надзор в электроэнергетике, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.
После согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.
Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
В нарушение указанных норм закона ОАО "МРСК Северный Кавказ" и ОАО "Дагэнергосеть" не провели процедуру установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства на территории Ленинского района г. Махачкалы Республики Дагестан. Так, ОАО "Дагэнергосеть" не обратилась в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий технический контроль и надзор в электроэнергетике, а именно в территориальное подразделение МТУ Ростехнадзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, не было обращения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Данные обстоятельства, а именно то, что ОАО "МРСК Северный Кавказ" и ОАО "Дагэнергосеть" не провели процедуру установления охранных зон объектов элекстросетевого хозяйства, подтвердил в суде апелляционной инстанции и представитель ОАО "Дагэнергосеть" Гасанханов Г.Г.
В этой связи довод представителя ОАО "Дагэнергосеть" о том, что общество неоднократно обращалось главе администрации г. Махачкалы, главе администрации Ленинского района г. Махачкалы, прокурору Республики Дагестан, зам руководителя МТУ Ростехнадзора о застройке в охранной зоне системообразующих линий, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку свою обязанность по проведению процедуры установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства указанными обществами осуществлена не была.
Таким образом, при изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции сделан правильный вывод об удовлетворении требований заместителя прокурора Ленинского района г. Махачкалы Республики Дагестан.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному - неправильному толкованию действующего законодательства, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
В этой связи, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции вынес по делу законное и обоснованное решение.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего иска, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 20 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО "Дагэнергосеть" Гасановой С.Э. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.