Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Ш.М.Зайнудиновой
судей С.Р.Ибрагимова и З.К.Мустафаевой
при секретаре Р.М.Алимове
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заместителя Управляющего ГУ ОПФ РФ по Республике Дагестан Н.М.Сулейманова на решение Кировского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 15 февраля 2013 года, которым постановлено:
"Требования Шкедовой Р. Т. удовлетворить.
Обязать ГУ - ОПФР по РД в Кировском р-не г. Махачкала назначить Шкедовой Р. Т. вторую пенсию по инвалидности как участнику Великой Отечественной войны с момента ее обращения".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан З.К.Мустафаевой, выслушав объяснения Б.Б.Гаджиева в интересах Р.Т.Шкедовой (доверенность N 05АА0641102 от 05 февраля 2013 года), полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, объяснения Гаджиева Ю.А. и Магомедова И.О в интересах ГУ ОПФР по Республике Дагестан (доверенность N 31 от 30 января 2013 года), полагавших решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.Т.Шкедова обратилась в суд с иском, указывая, что ГУ - ОПФР по Республике Дагестан в Кировском районе г. Махачкалы отказалось ей назначить вторую пенсию как инвалиду ВОВ при наличии у нее статуса бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, а также произвести перерасчет размера пенсии за период с 01.12.2009 по 01.12.2012 г., однако получила отказ со ссылкой на то, что Р.Т.Шкедова не относится к категории участников ВОВ, имеющих право на получение двух пенсий.
Отказ в назначении пенсии Р.Т.Шкедова считает незаконным и нарушающим конституционные права, поскольку в соответствии с п.п. 2 п.3 ст.3 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется участникам Великой Отечественной войны, поскольку им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная ст. 16 настоящего Федерального закона и трудовая пенсия по старости. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" участники Великой Отечественной войны относятся к ветеранам Великой Отечественной войны.
Р.Т. Шкедова, согласно удостоверения серия N 113889, выданного УСЗН гор. Махачкала от 27.08.2002 года, является ".", согласно удостоверение серии N004594, выданного УСЗН гор. Махачкала 28.04.2004 года имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, следовательно имеет права на льготы и преимущества, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах".
Судом постановлено указанное выше решение.
На указанное решение заместителем Управляющего ГУ ОПФ РФ по Республике Дагестан Н.М.Сулеймановым подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывается, что истица в обосновании своих требований ссылается на тот факт, что она является ветераном - участником Великой Отечественной войны, однако никакими доказательствами этот факт не подтвердился. В судебном заседании это обстоятельство так же не нашло своего подтверждения, но несмотря на это, суд первой инстанции необоснованно прировнял ее к категории ветеранов Великой Отечественной войны. Р.Т.Шкедова имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания.
При вынесении решения, суд вышел за рамки требований, заявленных истицей и, обязал назначить пенсию Р.Т.Шкедовой с момента ее обращения, в то время как сама истица таких требований не заявляла.
Хотелось бы так же отметить, что Р.Т.Шкедова не является участником Великой Отечественной войны, так же она не относится к категории лиц, приравненных к участникам Великой Отечественной войны.
Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Согласно Указа Президента РФ от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пункте 8 статьи 154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.
Из материалов дела следует, что согласно удостоверения серия N выданного УСЗН гор. Махачкала от 27.08.2002 года Р.Т.Шкедова является ".", получает трудовую пенсию по старости.
Решением Кировского районного суда от 21.09.2012 года установлено, что Р.Т.Шкедова, 1930 года рождения, имеет право на льготы, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей в период Второй мировой войны, ей УСЗН гор. Махачкала 28.04.2004 года выдано удостоверение серия N004594, выданного УСЗН гор. Махачкала 28.04.2004 года, Р.Т.Шкедова, имеет право на льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.
В соответствии с ст. 14. п.1 федерального закона "О ветеранах" к мерам социальной поддержки инвалидов войны относятся льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством.
Принимая решение по делу, судебная коллегия исходит из опубликованной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем Определении от 16 ноября 2006 г. N 511-О указал, что Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление льгот в сфере пенсионного обеспечения и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения граждан в ряде законодательных актов, введя при этом общее правило, в соответствии с которым лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору (статья 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункт 1 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Исключение из этого правила предусмотрено в пункте 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяющем категории граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий. К их числу не отнесены бывшие несовершеннолетние узники фашизма. Закрепление такого права, как выходящего за рамки общеустановленного правового регулирования, является льготой, предоставление которой непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Поэтому как определение, так и расширение круга лиц, имеющих на нее право, к чему фактически сводится требование заявителей, является прерогативой законодателя.
Само же по себе установление льготного порядка реализации права на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан, включая предоставление возможности получения одновременно двух пенсий, не затрагивает, как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 года N 187-О по жалобе гражданина В.В. Наумчика на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", прав тех лиц, которые не отнесены законодателем к числу пользующихся такой льготой, и не может оцениваться как нарушающее положения Конституции Российской Федерации о социальном характере Российского государства, обязанностью которого провозглашены признание, соблюдение и защита являющихся высшей ценностью прав и свобод человека, в том числе в социальной сфере (статьи 2 и 7; статья 39, части 1 и 2).
Таким образом, приведенная норма приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
В то же время приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для назначения одновременно двух пенсий, поскольку на данную категорию лиц его действие не распространяется.
С учетом изложенных обстоятельств у суда не имелось правовых оснований для принятия решения, которым на ГУ - ОПФР по РД в Кировском районе г. Махачкала возлагалась обязанность назначить Шкедовой Р. Т. вторую пенсию по инвалидности как участнику Великой Отечественной войны.
При разрешении спора, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Р.Т.Шведова не относится к лицам, имеющим право на получение двух пенсий одновременно.
Руководствуясь статьей 328-330 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Махачкалы от 15 февраля 2013 года отменить.
По делу принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Шведовой Р. Т. о назначении второй пенсии как участнику Великой Отечественной войны отказать.
Председательствующий-
Судья-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.