Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Шихгереева Х.И.,
судей Ашурова А.И. и Хираева Ш.М.
при секретаре судебного заседания Каппарове Д.Р.
рассмотрела в судебном заседании от 07 мая 2013 года по апелляционной жалобе Асхабова А.Г. на решение Хасавюртовского городского суда от 29 января 2013 года дело по заявлению Асхабова А. Г. об оспаривании неправомерных действий должностного органа, установлении факта получения военной травмы при исполнении служебных обязанностей, изменении формулировки причины инвалидности.
Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Шихгереева Х.И., объяснения Асхабова А.Г., сообщившего, что экспертным составом ФКУ "Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан от 18 апреля 2013 года решение Бюро N 14 медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан по г. Хасавюрту от 6 марта 2012 года признано незаконным и он признан инвалидом первой группы по причине инвалидности "военная травма", судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Асхабов А. Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании неправомерных действий Бюро N 14 Медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан по г. Хасавюрту, выразившиеся в том, что оно по результатам его освидетельствовании 6 марта 2012 года в справке об инвалидности причину инвалидности указало "заболевание получено в период прохождения военной службы", тогда как согласно свидетельству о болезни N 569/896, выданному Казбековским военным комиссариатом 13 августа 1957 года, в графе "ранение" указано, что заболевание получено при исполнении обязанности военной службы, т.е. причиной инвалидности является травма, квалифицируемая как "военная травма", и отказало ему внести изменения в справку об инвалидности с указанием в ней причины его инвалидности исполнение обязанностей по военной службе - "военная травма".
При этом он просил установить факт получения им военной травмы при исполнении служебных обязанностей, изменить формулировку причины инвалидности по тем основаниям, что с 1954 года он по призыву Гумбетовского районного военного комиссариата служил в Красной Армии, при прохождении военной службы он получил травму с нарушением функций левой конечности. В свидетельстве о болезни N 569/896 от 13 августа 1957 года, выданном Казбековским военным комиссариатом в графе "ранение" указано, что заболевание получено при исполнении обязанности военной службы.
После прохождения 06 марта 2012 года медико-социальной экспертизы ему была присвоена первая группа инвалидности и выдана справка, где причина инвалидности указана "заболевание получено в период прохождения военной службы", что не соответствует названному свидетельству о болезни, он обратился в бюро медико-социальной экспертизы с просьбой изменить формулировку причины инвалидности и привести его в соответствие с названным свидетельством, однако, ему в этом было отказано, этот отказ нарушает его право на получение отдельных доплат к пенсии по инвалидности.
Решением Хасавюртовского городского суда от 29 января 2013 года постановлено:
"В удовлетворении заявления Асхабова А. Г. о признании действий бюро N 14 медико-социальной экспертизы по РД незаконными и обязании их внести изменении формулировки причины инвалидности, отказать".
В апелляционной жалобе Асхабов А.Г. просит отменить решение суда и удовлетворить его требования по тем основаниям, что выводы суда о его обращении в суд с пропуском срока обращения в суд являются неправильными, не соответствуют материалам дела, он срок обращения в суд не пропускал, на его обращение в бюро N 14 медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан по г. Хасавюрту он до настоящего времени не получил отказ, а в суд он обратился, не дождавшись письменного ответа, при этом работники указанного бюро обещали изменить причину, но до сих пор они этот вопрос не решили.
Представитель Бюро N 14 медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан по г. Хасавюрту в судебное заседание не явился, хотя оно извещено о времени рассмотрения дела.
Асхабов А.Г. в судебном заседании просил удовлетворить его апелляционную жалобу, указав, что он неоднократно обращался в органы медико-социальной экспертизы с просьбой внести изменения в справку об его инвалидности, а также проверить законность заключения Бюро N 14 медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан по г. Хасавюрту, указавшего в справке об инвалидности- "заболевание получено в период прохождения военной службы", его жалоба проверена Главным бюро Медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан и решением экспертного состава N 3 названного Главного Бюро от 18 апреля 2013 года его жалоба была удовлетворена и ему выдана справка с указанием причины инвалидности "военная травма".
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения прокурора, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения по следующим основаниям.
В целях улучшения материального положения граждан Российской Федерации, признанных в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы, некоторыми нормативными актами установлены дополнительные меры материального обеспечения.
В частности, Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 года N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы" установлено, что гражданам Российской Федерации, признанным в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы, за исключением тех граждан, которым дополнительное ежемесячное материальное обеспечение выплачивается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", вследствие дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере N рублей.
Из содержания этого Указа следует, что данное дополнительное материальное обеспечение предоставляется только гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы.
Как это следует из объяснений Асхабова А.Г., будучи инвалидом первой группы, он не получал такое дополнительное материальное обеспечение и в целях обеспечения условия на получение этой и других материальных выплат он обратился в бюро N 14 Медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан по г. Хасавюрту с просьбой переосвидетельствовать его, привести причину инвалидности в соответствие с причиной, указанной в свидетельстве о болезни N 569\896 от 13 августа 1957 года, выданном Казбековским военным комиссариатом, и признать причину его инвалидности "военная травма", однако, решением данного учреждения медико-социальной экспертизы ему была установлена причина инвалидности- "заболевание получено в период прохождения военной службы", которая не квалифицируется как "военная травма", в то же время как указанная в свидетельстве о болезни причина в настоящее время должна квалифицироваться как "военная травма".
Суд инстанции не привел какие-либо выводы относительно требований Асхабова А.Г. по существу и в удовлетворении требований отказал по мотивам пропуска заявителем установленного статьей 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения в суд.
При этом суд, сославшись на положения статьи 256 ГПК РФ, указал, что этой нормой закона предусмотрен трехмесячный срок обращения в суд с жалобой на действия и решения органов государственной власти, заключение о причине инвалидности выносилось в марте 2012 года, с заявлением о пересмотре причины инвалидности в бюро N 14 Медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан по г. Хасавюрту обратился 9 июля 2012 года, а в суд с жалобой на отказ в пересмотре этой причины заявитель обратился только 21 января 2013 года, пропустив без уважительных причин этот срок.
Однако, такой вывод суда является не обоснованным и не соответствует положениям приведенной нормы закона.
В соответствии со статьей 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением на действия и решения органов государственной власти в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Из этой нормы закона вытекает, что сам по себе пропуск срока не является обязательным основанием для отказа в удовлетворении заявления, судом должны быть установлены обстоятельства, свидетельствующие о пропуске указанного срока без уважительной причины. Соответственно, при этом должны быть определены конкретные сроки начала течения этого срока и окончание этого срока, а также причины, в силу которых лицо обратилось в суд с пропуском срока.
Суд эти обстоятельства не определил по существу имеющими значение для правильного разрешения дела, ограничился указанием только на то, что Асхабов А.Г. в бюро N 14 Медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан по г. Хасавюрту обратился 9 июля 2012 года, а в суд- только в январе 2013 года.
Между тем, значение для правильного разрешения дела имели причины, по которым им пропущены сроки обращения в суд с жалобой на решение бюро N 14 Медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан по г. Хасавюрту от 6 марта 2012 года, которым причина его инвалидности квалифицирована как "заболевание получено в период военной службы", и их объективная оценка.
Как это следует из материалов дела, сам Асхабов А.Г. 6 марта 2012 года был признан инвалидом первой группы, что само по себе является обстоятельством, характеризующим уважительность причин пропуска срока обращения в суд.
Кроме того, суду, с учетом того, что Асхабов А.Г. является инвалидом первой группы, следовало проверить и оценить его доводы о том, что он по поводу изменения формулировки причин инвалидности и приведении этой причины в соответствие с правильной причиной, указанной в свидетельстве о болезни N 569\896 от 13 августа 1957 года, выданном Казбековским военным комиссариатом, квалифицируемой как "военная травма", неоднократно обращался как в само бюро N 14 Медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан по г. Хасавюрту, так и в Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан, где ему, обещая решить вопрос об изменении этой формулировки, длительное время не принимают конкретных действия по изменению этой формулировки.
Однако, суд этого также не сделал, что повлияло на выводы суда в этой части.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических прав и свобод.
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки.
При реализации мер социальной защиты должны учитываться особенности той или иной группы инвалидов, а также индивидуальные особенности каждого конкретного инвалида.
Правовые меры социальной защиты инвалидов предполагает в том числе и дача инвалидам консультаций по правовым вопросам.
Применительно к настоящему делу это означает, что при принятии решения от 6 марта 2012 года, которым причина инвалидности Асхабова А.Г. квалифицирована как "заболевание получено в период прохождения военной службы", а также после подачи Асхабовым А.Г.- инвалидом первой группы 9 июля 2012 года в Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан жалобы на указанное решение бюро N 14 Медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан по г. Хасавюрту было обязано разъяснить Асхабову А.Г. его право на обращение также в суд.
В деле отсутствуют какие-либо сведения о том, что бюро N 14 Медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан по г. Хасавюрту инвалиду первой группы Асхабову А.Г. разъяснялись его право на обжалование решения от 6 марта 2012 года в суд.
Из объяснений Асхабова А.Г. усматривается, что данным бюро ему ответ до сих пор не дан, а само бюро не представило суду какие-либо данные о том, что на указанное заявление им заявителю был дан ответ и ему разъяснялись его права на обращение в суд с жалобой на названное решение.
Эти причины пропуска срока обращения Асахабова А.Г. в суд, с учетом состояния его здоровья, подтвержденного его инвалидностью первой группы, невозможно не оценить как уважительные.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о неуважительности причин пропуска заявителем срока давности обращения в суд нельзя признать законным и обоснованным.
Поэтому, вывод суда об отказе в удовлетворении заявления Асхабова А.Г. по мотивам пропуска им срока обращения в суд без уважительных причин является незаконным и влечет отмену решения суда.
Как это следует из требований Асхабова А.Г., его требования заключаются в том, что согласно заключению военно-врачебной комиссии при войсковой части 20161 от 13 августа 1957 года имеющееся у Асхабова А.Г. заболевание- последствия травмы с умеренным нарушением функции левой конечности- получено при исполнении обязанностей военной службы, в связи с чем он признан инвалидом первой группы, соответственно, бюро N 14 Медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан по г. Хасавюрту после его освидетельствования 6 марта 2012 года должна была определить причину инвалидности как "военная травма", поскольку заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы, однако, в нарушение этого правила в справке об его инвалидности данное учреждение медико-социальной экспертизы причину инвалидности указало как "заболевание, полученное при прохождении военной службы", которое указывается в случае получения травмы не при исполнении обязанностей военной службы.
Понятие инвалидности по причине военной травмы даны в статье 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном обеспечениим в Российской Федерации" и в статье 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно этим нормам законов инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия признания лица инвалидом урегулированы постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".
Согласно этому Порядку признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Пунктом 14 этого Порядка предусмотрено, что в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.
Первичным звеном в проведении медико-социальной экспертизы являются бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения этих бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.
Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.
Пользуясь этим правом, как это усматривается из его объяснений, Асхабов А.Г. 9 июля 2012 года обжаловал решение бюро N 14 Медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан по г. Хасавюрту от 6 марта 2012 года в Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан.
Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан своим решением, как это следует из представленной Асхабовым А.Г. суду апелляционной инстанции справки об инвалидности серии МСЭ-2011 N 0017031 от 18 апреля 2013 года, причина инвалидности Асхабова А.Г. квалифицирована как "военная травма".
Согласно статьям 7 и 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оценка ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, установление инвалидности гражданина, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты относится к полномочиям учреждений Медико-социальной экспертизы.
Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким уполномоченным на определение порядка и организации деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы органом по состоянию на 6 марта 2012 года в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 321 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации", являлось Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В настоящее время таким органом в соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 года N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации", является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
На момент освидетельствования Асхабова А.Г. в марте 2012 года действовал Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 ноября 2009 года N 906н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы".
В настоящее время действует Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 года N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы".
В развитие этих нормативных актов постановлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 17 "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" даны разъяснения об определении причин инвалидности федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Согласно пункту 2 этих разъяснений федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя, в частности, формулировки "военная травма" и "заболевание получено в период военной службы", предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Тем самим действующее законодательство разграничило такие виды заболеваний как "заболевание, полученное вследствие военной травмы", которое непосредственно связано с исполнением обязанностей военной службы, и "заболевание, полученное в период военной службы", не связанное с исполнением обязанностей военной службы, разграничив причины инвалидности в зависимости от вида полученного заболевания. Различие в видах заболевания и причинах инвалидности влечет нетождественные правовые последствия.
Пунктом 7 этих разъяснений предусмотрено, что причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы, в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.
Факт получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справкой по форме N 16, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива.
К бывшим военнослужащим, в отношении которых федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы правомочны рассматривать вопрос об установлении инвалидности и ее причины, относятся граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств,
Бывшим военнослужащим, проходившим освидетельствование в военно-врачебных комиссиях и имеющим врачебно-экспертные документы (свидетельство о болезни, справка ВВК) с заключением ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, при установлении инвалидности по тому увечью (ранению, травме, контузии), заболеванию, которое указано в заключении ВВК, причина инвалидности определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в точном соответствии с формулировкой заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний.
При определении причины инвалидности с формулировкой "военная травма" без военно-медицинских документов указывается, что заключение вынесено без военно-медицинских документов на основании клинических данных.
При отсутствии у бывших военнослужащих каких-либо данных об освидетельствовании в ВВК в период службы в Вооруженных Силах, но при наличии у них явных последствий телесных повреждений (отсутствие конечностей, дефекты костей черепа, обширные рубцы после ранений, наличие инородных тел и т.п.), независимо от причины увольнения с военной службы вопрос о связи полученных увечий (ранений, травм) со службой в армии решается при освидетельствовании их в ВВК военного комиссариата с участием судебно-медицинского эксперта. После получения заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм), утвержденного штатной ВВК, федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причину инвалидности.
При определении причины инвалидности с формулировкой "военная травма" в акте освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы в обязательном порядке указываются все документы, послужившие основанием для вынесения решения: свидетельство о болезни; выписки из истории болезни с указанием диагноза;
Согласно разъяснениям, данным в пункте 8 названного постановления Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, причина инвалидности с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" определяется в случаях, если инвалидность бывшего военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Факт получения в период военной службы заболевания либо увечья (ранения, травмы, контузии), не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой ВВК, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива.
Отсюда следует, что с учетом приведенных разъяснений и заключения, указанного в свидетельстве о болезни N 569\896 от 13 августа 1957 года, выданного военно-врачебной комиссией при войсковой части 20161, причина инвалидности Асхабова А.Г. по результатам его освидетельствования 6 марта 2012 года должна была быть Бюро N 14 Медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан по г. Хасавюрту квалифицирована как "военная травма", поскольку, как установлено названным заключением военно-врачебной комиссии, травма получено при исполнении обязанностей военной службы.
Однако, Бюро N 14 Медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан по г. Хасавюрту в нарушение приведенных выше норм права ошибочно квалифицировало заболевание Асхабова А.Г. как заболевание, полученное при прохождении военной службы.
Фактически эта ошибка бюро исправлена решением экспертного состава N 3 Главным бюро Медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан от 18 апреля 2013 года, который квалифицировал причину инвалидности Асахабова А.Г. как "военная травма".
Таким образом, требования Асхабова А.Г. основаны на законе и они подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Асхабова А.Г. удовлетворить.
Решение Хасавюртовского городского суда от 29 января 2013 года отменить.
заявление Асхабова А.Г. удовлетворить.
Решение Бюро N 14 Медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан по г. Хасавюрту от 6 марта 2012 года, которым причина инвалидности Асхабова А.Г. квалифицирована как "заболевание получено в период прохождения военной службы", признать незаконным.
Установить, что причиной инвалидности Асхабова А.Г. является военная травма.
Обязать Бюро N 14 Медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан по г. Хасавюрту причину инвалидности Асхабова А.Г., установленную решением от 6 марта 2012 года "заболевание получено в период прохождения военной службы", изменить на причину - "военная травма".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.