Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Шихгереева Х.И.,
судей Ашурова А.И., Хираева Ш.М.,
при секретаре Магомедове А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам главы городского округа "город Дагестанские Огни" и председателя Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" ФИО6 на решение Дагогнинского городского суда Республики Дагестан от 06 февраля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования ФИО1 удовлетворить и признать незаконными и недействительными с момента принятия - распоряжение главы городского округа, председателя Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" N 22 от 16.11.2012 г. "О продлении контракта с главой администрации городского округа "город Дагестанские Огни" от 03.12.2012 г. и решение Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" N 96 от 28.12.2012 г. об утверждении решения о продлении контракта с главой администрации городского округа "город Дагестанские Огни" от 03.12.2012 г.
Обязать главу городского округа "город Дагестанские Огни" и Собрание депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" принять решение о заключении контракта с главой администрации городского округа "город Дагестанские Огни" в соответствии с предусмотренной законом и Уставом городского округа процедурой, на конкурсной основе".
Заслушав доклад судьи Ашурова А.И., выслушав объяснения заявителя ФИО1, его представителя по доверенности ФИО5, просивших оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд заявлением о признании распоряжения главы городского округа "город Дагестанские Огни" ФИО6 от 16 ноября 2012 года за N 22 и решение Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" от 28 декабря 2012 года за N 96 незаконными и обязании главу городского округа "город Дагестанские Огни" и председателя Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" ФИО6 отменить незаконное распоряжение от 16 ноября 2012 года за N 22 о продлении контракта с главой администрации городского округа "город Дагестанские Огни" и привести решение представительного органа в соответствии с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В обоснование своих требований указал на то, что в конце 2010 года по итогам конкурсной комиссии на должность главы администрации городского округа "город Дагестанские Огни" Собранием депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" была утверждена кандидатура ФИО2, с которым был заключён контракт сроком на два года.
При этом процедура назначения главы администрации городского округа "город Дагестанские Огни" не была нарушена и соответствовала Уставу городского округа "город Дагестанские Огни", требованиям Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Срок полномочий главы администрации городского округа ФИО2 истёк 03 декабря 2012 года
Глава городского округа "город Дагестанские Огни" и председатель Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" Галимов Г.И., грубо нарушая требования Устава городского округа, положение о заключении контракта, а также требования Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", единолично издал задним числом незаконное распоряжение от 16 ноября 2012 года за N 22 о продлении контракта с главой администрации городского округа ФИО2 с 03 декабря 2012 года.
Указанное распоряжение главы городского округа "город Дагестанские Огни" и председатель Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" ФИО6 противоречит действующему законодательству о назначения главы администрации городского округа, условиям заключения контракта, Уставу городского округа и требованиям Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а потому является недействительным со дня его издания.
Считает, что глава городского округа "город Дагестанские Огни" и председатель Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" ФИО6 в данном случае, пренебрегая требованиями действующего Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом городского округа и положением о заключении контракта, злоупотребил своим должностным положением и навязал депутатам Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" утвердить своё незаконное решение о продлении контракта с главой администрации городского округа ФИО2 с 03 декабря 2012 года.
Собрание депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" утвердило 28 декабря 2012 года незаконное решение главы городского округа "город Дагестанские Огни" ФИО6 о продлении контракта с главой администрации городского округа "город Дагестанские Огни" с 03 декабря 2012 года на три года, то есть на срок полномочий представительного органа городского округа.
За утверждение этого незаконного решения проголосовали все депутаты, кроме заявителя и депутата ФИО5, а присутствовавший на собрании депутатов прокурор города ФИО7 даже не пресек это, а наоборот поддержал незаконное решение.
Указывает на то, что решение Собрания депутатов городского округа также нельзя признать законным и является недействительным, поскольку глава администрации городского округа "город Дагестанские Огни" не отчитался перед Собранием депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" о проделанной им работе за два года и продолжал незаконно исполнять свои обязанности с 03 декабря 2012 года до 28 декабря 2012 года и продолжает их исполнять незаконно в настоящее время.
Полагает, что это незаконное распоряжение главы городского округа "город Дагестанские Огни" и председателя Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" ФИО6 от 16 ноября 2012 года, принятое им единолично о продлении контракта с главой администрации городского округа "город Дагестанские Огни" и коллегиальное решение представительного органа от 28 декабря 2012 года грубо нарушают права и свободы граждан городского округа претендовать на конкурсной основе на должность главы администрации городского округа, чем созданы им препятствия к осуществлению своих прав и свобод.
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционных жалобах, поданных в Верховный Суд Республики Дагестан глава городского округа "город Дагестанские Огни" и председатель Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" ФИО6 выражает несогласие с решением Дагонинского городского суда Республики Дагестан от 06 февраля 2013 года в удовлетворении требований ФИО1, считает его незаконным, подлежащим отмене, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права и просит принять новое решение об отказе в удовлетворении требований ФИО1.
В обоснование своих жалоб указывает на то, что, соглашаясь с доводами заявителя, суд первой инстанции допустил неправильное применение норм права, не принял во внимание все фактические обстоятельства дела, а взял за основу только те обстоятельства, которые соответствовали его выводам.
Полагает, что позиция суда первой инстанции основана на ином толковании смысла второго пункта 2 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Опираясь на норму закона, Собрание депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" 25 октября 2010 года утвердило контракт с главой администрации городского округа "город Дагестанские Огни", согласно пункта 1.1. которого "Гражданин Российской Федерации ФИО2 назначается на должность главы администрации городского округа "город Дагестанские Огни" по контракту сроком на два года (п.7 ст. 32 Устава городского округа "город Дагестанские Огни").
В данный пункт контракта была внесена поправка следующего содержания: "Контракт может быть продлен Собранием депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" до срока полномочий представительного органа при положительных результатах работы".
Указанную поправку депутаты Собрания депутатов городского округа отдельно обсудили и проголосовали за контракт с учетом указанной поправки.
По прошествии 2011 финансового года глава администрации отчитался за работу перед Собранием депутатов городского округа "город Дагестанские Огни". 16 марта 2012 года Собрание депутатов приняло решение о принятии отчета главы администрации о проделанной работе администрации за 2011 год и признании работы администрации городского округа "город Дагестанские Огни" за 2011 год удовлетворительной.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, положения федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, Устава городского округа "город Дагестанские Огни", положительные результаты работы главы администрации, утвержденные решением Собрания депутатов от 16 марта 2012 года, главой городского округа "город Дагестанские Огни" было издано распоряжение от 16 ноября 2012 года, в котором он указал свое мнение о необходимости продлить контракт с главой администрации городского округа "город Дагестанские Огни", а также ходатайствовать перед Собранием депутатов утвердить решение о продлении контракта с главой администрации на срок полномочий Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни".
За 2012 финансовый год глава администрации не успел просто отчитаться, так как сессия депутатов проводилась в декабре 2012 года, а отчет главы администрации заслушивается в марте следующего года.
Следовательно, довод суда о том, что решение о продлении контракта с главой администрации принято без отчета за два года работы, является необоснованным, так как глава администрации отчитывается перед Собранием депутатов в порядке и в сроки, предусмотренные действующим законодательством.
На основании ходатайства главы городского округа, уже Собрание депутатов утвердило, приняло решение о продлении контракта с главой администрации городского округа "город Дагестанские Огни".
По настоящему делу контракт был заключен на два года с возможностью его продления в пределах срока полномочий представительного органа. При таких обстоятельствах продление контракта с главой администрации, заключенного на два года, на срок полномочий представительного органа не противоречит смыслу пункта 2 ст.37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, Устава городского округа "город Дагестанские Огни.
Продление контракта с главой администрации осуществлено Собранием депутатов городского округа большинством голосов от общего числа депутатов, а не единолично главой городского округа.
Главой городского округа "город Дагестанские Огни" внесено предложение в Собрание депутатов о продлении контракта с главой администрации. Указанное предложение сделано в соответствии с его полномочиями, закрепленными в Уставе городского округа (ст. 30 Устава).
Считает, что по делу не имеется норм действующего законодательства, которым бы противоречили оспариваемое распоряжение главы городского округа и решение Собрания депутатов, так как действующим законодательством прямо не урегулирован порядок продления контракта с главой администрации, заключенного на два года (или в других случаях на другие сроки), на срок полномочий представительного органа.
При таких обстоятельствах, когда не имеется специальных норм, регулирующих указанные правоотношения, на эти правоотношения распространяются нормы трудового законодательства в части не урегулированной специальными законами.
Полагает, что суд первой инстанции не учел, что оспариваемые заявителем решения не противоречат нормам действующего трудового законодательства, так как ни одна из сторон контракта не заявила о его расторжении.
Считает, что ФИО1 подано заявление в защиту прав других граждан, не имея на то каких-либо полномочий. О нарушении своих прав заявитель не указывал.
Суд, принимая к производству и рассматривая данное дело с такими требованиями, не привлек к участию в деле в качестве лиц, участвующих в деле ни городской округ "город Дагестанские Огни", ни Собрание депутатов городского округа "город Дагестанские Огни", ни главу администрации городского округа "город Дагестанские Огни", что в соответствии с ч.4 ст.330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного разбирательства глава городского округа "город Дагестанские Огни" и председатель Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" ФИО6 и глава администрации городского округа "город Дагестанские Огни" ФИО2 в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
Судебной коллегией отказано в удовлетворении ходатайства главы городского округа "город Дагестанские Огни" и председателя Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" ФИО6 и главы администрации городского округа "город Дагестанские Огни" ФИО2 об отложении разбирательства по делу и принято решение о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц, участвующих по делу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения заявителя ФИО1, его представителя по доверенности ФИО5, просивших решение суда первой инстанции оставить в силе, а в удовлетворении апелляционных жалоб отказать, судебная коллегия приходит к следующему.
ФИО1, который является депутатом Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни", обратился в суд с требованиями о признании незаконными распоряжения главы городского округа "город Дагестанские Огни" ФИО6 от 16 ноября 2012 года N 22, которым глава городского округа продлил контракт с ФИО2 - главой администрации городского округа "город Дагестанские Огни" от 03 декабря 2012 года на срок полномочий Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" и ходатайствовал перед Собранием депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" об утверждении решения о продлении контракта, а также решения Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" от 28 декабря 2012 года N 96, которым утверждено решение главы городского округа о продлении контракта с главой администрации городского округа "город Дагестанские Огни" и об опубликовании этого решения в газете "Дагестанские Огни" и на официальном сайте городского округа "город Дагестанские Огни".
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции ФИО1 уточнил характер своего обращения и заявил, что с указанным заявлением он обратился в суд в своих интересах гражданина, поскольку как всякий гражданин он имел право на участие в конкурсе на замещение должности главы администрации городского округа "город Дагестанские Огни", однако в связи с нарушением главой городского округа "город Дагестанские Огни" ФИО6 и Собранием депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" процедуры проведения конкурса и отбора он был лишен возможности реализовать указанные права.
Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, ст.ст.254, 255 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ст.3 ГПК РФ право на обращение в суд имеет лицо, чье право нарушено.
В соответствии со ст.37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 05 апреля 2013 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.36 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2004 года N 43 (ред. от 08 апреля 2013 года) "О местном самоуправлении в Республике Дагестан", ст.32 Устава городского округа "город Дагестанские Огни" главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования, лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
Как усматривается из раздела III Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации городского округа "город Дагестанские Огни", утвержденного решением Собранием депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" от 25 октября 2010 года N 4, на основании решения конкурсной комиссии Собрание депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" издает решение о назначении на должность главы администрации городского округа "город Дагестанские Огни" лица из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, а глава городского округа "город Дагестанские Огни" заключает с ним трудовой контракт.
Согласно контракту, заключенному с ФИО2 на срок от 03 декабря 2010 года до 03 декабря 2012 года, данный контракт заключен на основании решения Собрания городского округа "город Дагестанские Огни" от 25 октября 2010 года.
Между тем, Собранием депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" 25 октября 2010 года не рассматривался и не решался вопрос о кандидатурах на должность главы администрации городского округа "город Дагестанские Огни" из числа представленных комиссией по проведению конкурса на замещение должности главы администрации городского округа "город Дагестанские Огни", на сессии от 25 октября 2010 года Собранием депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" рассматривались вопросы об утверждении положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации городского округа "город Дагестанские Огни", об утверждении контракта, подлежащего заключению с кандидатом, которого решением Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" назначат на эту должность, о формировании конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации городского округа "город Дагестанские Огни" и назначении дня конкурса на замещение должности главы администрации городского округа "город Дагестанские Огни".
В подтверждение выполнения предусмотренных вышеназванными нормативными актами и решениями Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" процедуры проведения конкурса на замещение должности главы администрации городского округа "город Дагестанские Огни" и отбора кандидата на указанную должность в порядке, предусмотренном вышеназванными актами, представителем городского округа "город Дагестанские Огни" представлен экземпляр газеты "Дагестанские Огни" от 29 октября 2010 года N 44 (931), а также протокол Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" от 25 октября 2010 года.
Другие документы, подтверждающие выполнение городским округом "город Дагестанские Огни" требований приведенных правовых норм и процедуры отбора кандидатов на замещение должности главы администрации городского округа "город Дагестанские Огни" и его назначение на эту должность на основании решения конкурсной комиссии и Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" суду не представлены.
Не представлены также данные о том, что решение Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" о назначении конкурса на замещение должности главы администрации городского округа "город Дагестанские Огни" и дня проведения конкурса были опубликованы и доведены до сведения граждан.
Ни Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ни Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2004 года N 43 "О местном самоуправлении в Республике Дагестан", ни Устав городского округа "город Дагестанские Огни" не предусматривают возможность назначения главы администрации городского округа на срок менее срока полномочий представительного органа местного самоуправления, с последующим продлением срока контракта на срок полномочий представительного органа местного самоуправления без проведения процедуры конкурса и отбора кандидатов на эту должность.
Кроме того, названные нормативные акты предусматривают, что решению главы муниципального образования о заключении (продлении) контракта на замещение должности главы администрации муниципального образованииядолжно предшествовать решение конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования и решение Собрания депутатов муниципального образования о назначении на должность главы администрации муниципального образования.
В данном случае эта процедура также нарушена, решение главы городского округа "город Дагестанские Огни" ФИО6 о продлении контракта с главой администрации городского округа "город Дагестанские Огни" ФИО2 принято в отсутствии решения конкурсной комиссии о его рекомендации на указанную должностьи решения Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" о назначении ФИО2 на эту должность.
Поэтому суд первой инстанции правильно пришел к выводу о незаконности обжалуемых решений главы горосдкого округа "город Дагестанские Огни" ФИО6 и Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни"
В своих апелляционных жалобах глава городского округа "город Дагестанские Огни" и председатель Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" ФИО6 указывает на то, что заключенный с ФИО2 25 октября 2010 года контракт сроком на два года соответствует исключению из общего правила заключения контракта на срок полномочий представительного органа местного самоуправления в связи с чем считает, что в случае продления контракта с тем же лицом по решению Собрания депутатов муниципального образования процедура объявления конкурса, его проведение и представление Собранию депутатов муниципального образования для назначения на должность главы администрации муниципального образования того же лица не требуется.
Однако эти доводы не основаны на законе и являются следствием неправильного толкования норм закона.
Названные выше нормы закона и Устав городского округа "город Дагестанские Огни" не содержат исключения о возможности продления без проведения конкурса контракта с лицом, который назначался на эту должность по ранее проведенному конкурсу.
В суде первой инстанции принимали участие как представитель городского округа "город Дагестанские Огни", так и представитель Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" и представитель администрации городского округа "город Дагестанские Огни", о чем свидетельствуют представленные ими доверенности о своих полномочиях N 126 от 05 февраля 2013 года, N 16 от 05 февраля 2013 года и N 2 от 05 февраля 2013 года (л.д. 20-22).
Эти лица в судебном заседании опрашивались не только как представители городского округа "город Дагестанские Огни", но и как представители Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" и администрации городского округа "город Дагестанские Огни".
Тем самым указанные обстоятельства опровергают доводы апелляционных жалоб о том, что дело рассматривалось без привлечения и участия представителей городского округа "город Дагестанские Огни", Собрания депутатов городского округа "город Дагестанские Огни" и администрации городского округа "город Дагестанские Огни".
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, они были предметом исследования судом первой инстанции и их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дагогнинского городского суда Республики Дагестан от 06 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий Х.И. Шихгереев
Судьи А.И. Ашуров
Ш.М. Хираев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.